На курортах Башкирии космонавты проходят реабилитацию, на орбиту будет поставляться башкирский мёд в тюбиках, а когда-то давно космонавты в космических кораблях брились электробритвой «Агидель» и у республики мог быть свой космонавт-башкир, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

В городах и селах Башкирии 12 апреля в праздновании Дня космонавтики приняли участие космонавты, студенты, школьники, представители общественных организаций. В самой масштабной акции, посвящённой 55-летию полёта Юрия Гагарина, в небо над Уфой было выпущено три тысячи воздушных шаров. В микрорайоне Сипайлово Уфы у мемориальной доски Юрию Гагарину состоялся торжественный митинг и возложение цветов.

«В Сипайлово любят Гагарина, у нас есть улица имени Гагарина, на ней находится дом, фасад которого украшает огромный портрет Гагарина, есть мемориальная доска в его честь, — гордятся жители микрорайона. — А в центре города, под носом у мэрии, на остановке «Горсовет» кинотеатр имени Гагарина превратили в ночной клуб».

По словам представителей администрации Октябрьского района Уфы, первому полёту человека в космос посвящаются тематические выставки, проводятся литературные встречи и вечера памяти. Не так давно ученики гимназии №93 встречались с дважды Героем Советского Союза, космонавтом Владимиром Ковалёнком, а также с помощью телемоста выходили на связь с его родной школой в Белоруссии. В 2012 году в Уфе возродили соревнования по баскетболу на Кубок имени Гагарина среди учащихся. Команда девушек школы №159 одержала победу в городском первенстве, теперь им предстоит отстаивать честь столицы на республиканских состязаниях. В апреле 2016 года в Октябрьском районе произошло очередное знаковое событие — открытие Центра поддержки технического образования школьников «Гагарин-центр», являющегося современной научно-образовательной, проектно-моделирующей и технической площадкой, созданной для внедрения системы дополнительного образования школьников города.

«Не первый год в городах и районах Башкирии проводится и Гагаринская олимпиада школьников, Республиканский детско-юношеский фестиваль «Гагаринские дни», открытый городской конкурс детского технического творчества «Космо-Арт», митинг-концерт «Школьники Уфы салютуют космонавтам», — пояснили ИА REGNUM в пресс-службе главы РБ. — Почетными гостями мероприятий стали президент Федерации космонавтики России, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Владимир Ковалёнок; Герой России, лётчик-космонавт ФКА «Роскосмос» Сергей Ревин; Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Александр Баландин».

Пожилые уфимцы считают, что связи Башкирии с космосом могли бы быть более тесными. «На курортах Башкирии космонавты проходят реабилитацию, на орбиту будет поставляться башкирский мёд в тюбиках, а когда-то давно космонавты в космических кораблях брились электробритвой «Агидель», вот, пожалуй, и все, что знают о вкладе Башкирии в дело освоения космоса, — отметил 82-летний уфимец Анвар Тавлияров. — Может быть, кто-то вспомнит, что некоторые предприятия республики участвовали в модернизации и изготовлении приборов на пилотируемые и грузовые космические корабли. Про закрытые разработки знают только единицы. А ведь если бы проект «Буран» не закрыли, у нас в Башкирии был бы свой космонавт-башкир, Урал Султанов».

Урал Султанов был зачислен в отряд космонавтов в 1983 году в составе 2-го набора, участвовал в отработке автоматической посадки самолета-лаборатории Ту-154ЛЛ по штатной траектории «Бурана» на посадочном комплексе космодрома Байконур. С 1988 года готовился стать вторым пилотом дублирующего экипажа «Бурана» для первого пилотируемого полета. В начале 90-х годов прошлого века проект «Буран» был закрыт.

«Гагарин в Башкирии никогда не был. Но рядом с авиационным институтом есть его бюст, — вспоминает собеседник ИА REGNUM. — Однако мне посчастливилось увидеть Гагарина во время военных сборов в Оренбургской области, ровно 60 лет тому назад, он тогда был курсантом, а я проходил практику авиатехника. Мы с ним оба не слишком высокие по росту, оба с небольшими залысинками. Юрий отличался особой сосредоточенностью, подтянутостью и упорством, он всегда хотел разобраться во всём самостоятельно, дойти во всём до сути. Когда я спросил у его сослуживцев, кто из них лучше всех летает, Юрий назвал несколько фамилий, а все курсанты хором закричали «Наш Гагарин, наш Юра!» Ещё не было Байконура, а он уже тогда был наш Гагарин, наш Юра…»