Белоруссия и Польша обменялись шпионами, осуждёнными за свою деятельность на длительные сроки лишения свободы. Об этом сообщил 29 марта польский телеканал tvn24 по итогам проведённого им журналистского расследования.

Имена шпионов не называются. Известно лишь, что польский шпион служил в 18-м белостокском разведывательном полку, был задержан в Бресте и осуждён на 7 лет лишения свободы. Его однополчанин дал такую характеристику: «Это хороший солдат, он пользуется доверием командования и военных служб». Он отметил также, что его коллега в совершенстве владеет русским и белорусским языками.

Об обмене Белоруссия и Польша договаривались почти год, в переговорах участвовали МИД и Минобороны Польши. В Польше обсуждение операции проводилось на уровне руководства республики с участием президента Польши.

У польской стороны имелось в наличии несколько белорусских шпионов, которых можно было обменять на польского капитана. Белорусская сторона предложила обменять его на бывшего вице-консула Сергея Г., который попал в тюрьму после неудачной попытки завербовать обучавшегося в Польше белорусского студента (он и донёс на «дипломата» в «Агентство внутренней безопасности» — ABW). Кроме того, белорусская сторона передала польским властям некий документ, касающийся истории расстрела польских офицеров в Катыни.

После возвращения белорусского шпиона в Минск польский капитан дожидался помилования Александра Лукашенко в тюрьме. По всей видимости, белорусская сторона желала, чтобы польский шпион отсидел столько же, сколько и белорусский. Кроме того, сказано в публикации, официальный Минск воспользовался выборным периодом в соседней стране и пожелал, чтобы Польша выдала ещё одного белорусского шпиона. Наконец, в середине февраля Лукашенко распорядился, чтобы его спецслужбы доставили польского капитана на границу и так поляк оказался на родине.

Как сообщало ИА REGNUM, 23 марта окружной суд Варшавы постановил, что 35-летний гражданин Белоруссии «Юрий К.» виновен в том, что с 2009 года до момента ареста в 2014 году проводил «непосредственную разведку» в районах важных польских военных объектов и за это он получил четыре года тюрьмы. Также известно, что осужденный в 2016 году за шпионаж в пользу Белоруссии бывший военный Литовской армии Андрей Ошурков попал в отчёт ДГБ Литвы как пример «российской угрозы» и, теоретически, также может стать объектом специфического обмена.

В отчёте ДГБ сказано: «Российская ФСБ и белорусский КГБ действуют против литовских дипломатов и должностных лиц, членов их семей, работающих в этих странах или посещающих их. ФСБ и КГБ ведут тайную и демонстративную слежку, видео‑ и фотосъемку, осуществляют перехват коммуникаций, незаконное проникновение в жилые помещения дипломатов, также сознательно оставляя следы такой деятельности. Также преследуется цель запугать дипломатов и их семьи, чтобы они не занимались активной деятельностью, неприемлемой для России или Белоруссии, отправляется сообщение, что за каждым шагом представителей Литвы внимательно следят. ФСБ также проводит операции по вербовке дипломатов иностранных государств, среди которых есть и атташе по вопросам обороны стран НАТО».