Верховная рада Украины сегодня, 15 марта, приняла закон об электронном декларировании активов госслужащих. За проголосовали 278 народных депутатов при 226 необходимых, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Скандальный «безвизовый» закон, который уже дважды принимался парламентом не в том виде, как хотел Брюссель, и дважды попадал под критику Евросоюза, все-таки прошел через Раду, в виде, предложенном президентом.

В частности, Петр Порошенко предлагал ввести электронное декларирование уже с 2016 года для чиновников высших категорий, судей и прокуроров; ввести уголовную ответственность за недостоверные сведения в декларациях — при несоответствии сумм больше чем на 300 тысяч гривен; в течение 7 дней после подачи декларации ее можно исправить; а Национальное агентство по предотвращению коррупции должно проверять декларации «на основании информации, полученной от физических и юридических лиц, из средств массовой информации и других источников, о возможном отражении в декларации недостоверных сведений».

Правда, само НАПК пока не создано.

Сам президент назвал принятый закон победой. «Парламент сделал все, чтобы украинцы смогли ехать в Европу без виз уже в этом году», прокомментировал он.

А глава Верховной рады Владимир Гройсман заявил, что такое решение разрушит «железный занавес». «Этот шаг позволит свалить железный занавес, и по-настоящему ЕС введет безвизовый режим», — сказал Гройсман.

Некоторые моменты законопроекта смущали депутатов, но в итоге решили проголосовать положительно.

«Мы сказали представителю президента, что мы не согласны с двумя идеями… Первая из них — это позволить судам не только сажать тех, кто наврал в своих декларациях, но и давать им штрафы. Это означает, что если чиновник наврет на 400 тысяч гривен, то он выплатит штраф в 40 тысяч гривен с удовольствием. И ясно, что он договорится с судьей, чтобы ему не давали никакого уголовного заключения. Если в законодательстве, как предлагает президент, будет возможность и штрафа, и исправительных работ, и уголовного заключения, то судья будет применять мягче наказание в наших условиях — потому что судьи сами не могут объяснить свое имущество, за очень небольшим исключением. И вторая идея, которую мы просили представителя президента поменять — это позволить чиновникам не указывать стоимость ценной движимого имущества, фактически речь идет о драгоценностях и картинах. Меня просветил один коллега из парламента, сказал: «Ты не понимаешь, у них все в картинах». Оказывается, что награбленные деньги очень часто вкладываются в большое искусство, потому что это легко скрыть, оно тоже растет в цене… Президент предложил, чтобы стоимость имущества не указывалась в декларациях. Мы говорили с его представителем, возможно ли изменить эту идею — он сказал, что нет. Впрочем, сам переход к открытым деклараций для всего общества будет огромным шагом вперед, поэтому мы решили, что открытость без наказания лучше, чем наказание без открытости», — сказал депутат Егор Соболев.

А глава «Радикальной партии» Олег Ляшко был недоволен «диктатом» со стороны Европейских комиссаров — с ними приходилось согласовывать условия принятого закона.

«Хочу обратиться и к представителю президента, и к председателю парламента, и к коллегам-депутатам. Мне странно слышать, когда представитель президента рассказывает, что еврокомиссары настаивают, чтобы мы этот закон приняли без каких-либо замечаний. Мы с большим уважением относимся к еврокомиссарам, но я хотел бы напомнить представителю АП, руководству парламента, если вы забыли. Украина — это суверенное независимое государство. А это — украинский парламент. И когда вы превращаете депутатов в кнопкодавов, что мы не имеем права обсудить, изменить, предложений не вправе подать, вы унижаете не меня и даже не украинский парламент, вы унижаете украинский народ и государство. Надо на любых международных переговорах в первую очередь отстаивать национальные интересы Украины. Это борьба с коррупцией, это уважение к суверенности нашего государства. Национальный интерес Украины заключается в том, что когда вы подписываете соглашения, они должны быть выгодны нашей стране», — сказал Ляшко с парламентской трибуны.

Реакция на принятие закона также была неоднозначной.

Светлана Залищук, народный депутат Украины от «Блока Петра Порошенко»:

«278 голосов за электронные декларации имущества всех госслужащих. В том числе сохранена уголовная ответственность за ложь в декларации… Это последний и самый скандальный из пакета безвизовых законов. Сам закон еще не гарантирует безвизовости. Но без него ее точно не будет».

Николай Давыдюк, политолог:

«Сговор, фейк и замыливание глаз. Не верю я в то, что 278 депутатов, вопреки своим интересам, проголосовали за закон об электронном декларировании. Сработал комплекс самосохранения, поэтому администрация Порошенко в сговоре с депутатами приняли что-то компромиссное, что Европу вроде как устроит и реальные состояния народных избранников не покажет. Разрыв между властью и населением катастрофический. Поэтому никто правды не скажет, но и нагнетать общественный гнев депутаты не стали».