Строительство реактора «третьего поколения» разработки американской компании столкнулось с задержками, вызванными конструктивными недостатками и проблемами с ключевыми компонентами. Аналогичная модель реактора третьего поколения EPR французской компании Areva столкнулась с похожими проблемами, и реализация проектов на его основе во Франции (Фламанвиль), Финляндии (Олкилуото) и Китае (Тайшань) задерживается. Сунь Цинь выразил надежду, что развитие собственной китайской модели реактора третьего поколения «Хуалун-1» будет более гладким. Конкурент CNNC, китайская компания China General Nuclear, подписала контракт с французской EDF на приобретение пакета акций стоимостью 8,5 млрд долл. в проекте строительства двух EPR в Великобритании на АЭС «Хинкли-Поинт» с условием, что третьим там будет построен «Хуалун-1», а французская госкомпания поможет Китаю получить одобрение проекта в Великобритании. Представитель CNNC выразил уверенность, что, несмотря на проблемы с финансированием, атомная станция в Хинкли-Пойнт будет построена, но признал, что проект «Хуалун-1» может столкнуться с задержками.

«Причин для задержки у Westinghouse в строительстве реактора третьего поколения может быть несколько, — считает заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. — В целом китайцы после аварии в Японии стали серьезнее относиться к обеспечению безопасности на АЭС. Были проведены многочисленные тесты и исследования. Насколько я помню, это в большей степени относилось к реакторам китайского дизайна типа CPR, правда, разработанных на основе проектов Westinghouse. Однако со временем выяснялось, что реальные проекты отличаются от типовых, причем в сторону понижения себестоимости путем замены материалов и некоей оптимизации. Из-за этого многие стройки приостанавливались, требовался длительный период времени для пересогласования. Это одна из причин. Кроме того, запуск такого флагмана в любой серии — это все равно сложно, даже если уже есть отлаженные технологии. Ведь проект Westinghouse достаточно давно и успешно реализуется в Корее, где уже построены реакторы аналогичные образцам в Китае».

«Причем задержки в строительстве свойственны и «Ареве», которая строит АЭС в Фламанвиле и Олкилуото. Эти реакторы тоже головные в серии, а сразу все в таком случае предусмотреть нельзя. Выдерживать сроки в принципе всегда непросто, а особенно тяжело в начале пути. Тем более что в самой Америке проекты строительства АЭС после Тримайл-Айленда были заморожены, и референтных блоков такого типа пока построено не было. Но проблема Китая не только в этом, — уверен эксперт. — С одной стороны мы видим низкие цены на газовые теплоносители, а с другой — постепенно обозначается глобальный тренд на рост ставок. Заемные ресурсы в среднесрочной перспективе будут стоить дороже. Многие проекты, особенно с такой высокой стоимостью, как в Хинкли-Поинт, оказываются под угрозой. Оптимизм китайцев по этому поводу сложно разделить сегодня. Кроме того, в самой Британии есть сильное антикитайское лобби, которое связано с незначительным опытом китайцев в области строительства атомных станций за рубежом. Единственный проект, который был реализован Китаем — это АЭС в Пакистане. И почти со всех точек зрения его сложно рассматривать как какую-то корректную референцию. Ведь это блоки относительно небольшой мощности по старому китайскому проекту, плюс в Пакистане несколько другие требования к безопасности, чем в Европе. Хотя они тоже регулируются МАГАТЭ, но отличий, тем не менее, достаточно».

«На сегодняшний день складывается ощущение, что китайцы довольно энергично продвигаются на внешние рынки. Есть информация, что от Аргентины ожидается ратификация сделки по еще одному китайскому реактору. Однако не все так просто, и дело не только в финансировании. На самом деле Китаю будет сложно осуществить трансферт технологий, — полагает Кондратьев. — Фактически в мире есть только три поставщика, которые имеют полный цикл производства и контролируют свои технологии. Я имею в виду российский Росатом, американский Westinghouse и европейскую «Ареву». А вот корейцы, которые довольно давно развивают атомную энергетику, активно строили у себя блоки, имели хорошие показатели по строительству, по безопасности и операционным характеристикам, имели проблемы с выходом на внешние рынки. Им нужно было для этого получать не только разрешение самой компании Westinghouse на использование технологий, но и разрешение от Конгресса США. Подобные проблемы могут возникнуть у Китая и в Хинкли-Поинт, так как у него нет полностью своих технологий, хотя производство есть. По срокам получение этих разрешений может затянуться на любое количество времени. А внутренний рынок Китая, хоть и огромный, но прогнозы по нему, сделанные 5−7 лет назад, ощутимо пересмотрены. Напомню, что у Westinghouse в США нет ни одного реализованного проекта после Тримайл-Айленда, но есть в Корее и в Китае. Не факт, что они пойдут в серию. Особенно в свете того, что из-за ослабления рубля наши проекты стали еще более конкурентоспособны».