Предлагаемый Кабмином Украины законопроект о создании рынка электроэнергии на Украине выгоден в первую очередь тепловой генерации, но в нынешнем виде имеет мало шансов пройти через парламент. Об этом в комментарии корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт по энергетике, замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Напомним, что ранее министр энергетики Украины Владимир Демчишин заявил, что Кабмин принял и теперь подает на рассмотрение парламента революционный законопроект о формировании рынка электроэнергии. А украинский премьер-министр Арсений Яценюк уверен, что этот шаг поможет демонополизировать рынок.

«Согласно документу, граждане Украины смогут самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии. Таким образом, будет возможность выбрать поставщика с наиболее привлекательным тарифным планом. Крупные предприятия в свою очередь получат возможность заключать прямые договоры с производителями… Законопроект также позволит создать конкуренцию среди производителей электроэнергии, все они будут жестко конкурировать за цену и за объем поставки», — сказал Яценюк.

«Этот законопроект выгоден в основном теплогенерации. В том варианте, в котором сейчас этот закон предлагается, он не меняет подходов к рынку. То есть реально производятся достаточно косметические изменения. По факту за счет атомной генерации и гидростанций будет осуществляться субсидирование тепловой генерации. И возобновляемых источников, кстати, тоже. Хотя там достаточно легко провести под возобновляемые источники проекты, которые таковыми не являются», — анализирует предложение правительства эксперт.

Большую часть тепловой генерации на Украине контролирует компания ДТЭК олигарха Рината Ахметова.

«Порядка 75−80% теплогенерации Украины так или иначе находятся в сфере влияния ДТЭК. Самое интересное, что компания критикует этот закон», — сказал Рябцев.

По словам эксперта, документ предусматривает разные правила формирования цены на энергию для тепловой, атомной и других видов генерации.

«Здесь основные принципы, заложенные в законе, далеки от введения именно рынка электроэнергии. Не может существовать рынок, на котором тарифы для одних видов электрогенерации являются рыночными, а для других устанавливаются государством. Или это рынок для всех, или это не рынок», — поясняет специалист.

Рябцев предполагает, что данный законопроект вряд ли сможет в ближайшее время пройти через парламент. Тем более что он не учитывает пожеланий международных институтов (хотя в правительстве утверждают обратное).

«Очень невысокие шансы на прохождение документа через парламент. Хотя, если будут вести голосование так же, как ведут по другим законопроектам Кабмина, — например, «под соусом» антикоррупционных, необходимых для ассоциации с ЕС или решения глобальных проблем — тогда по ускоренной процедуре его могут быстренько проголосовать. Но не думаю, что он пройдет в ближайшее время. В разработке проекта этого закона очень широко привлекались эксперты, в том числе и иностранные. Но основная соль этого закона состоит не в шапке, которая осталась благодаря работе этих экспертов, а в целом ряде нюансов, в том числе о сохранении перекрестного субсидирования и введении рынка для отдельных видов генерации. Надо было менять идеологию кардинально. Однако идеология не была изменена. Это не реформирование системы, а изменение отдельных элементов существующей системы», — резюмировал замдиректора НТЦ «Психея».

В свою очередь, эксперт по вопросам энергетики Анна Козуб, анализируя инициативу Кабмина, отмечает, что теоретические эксперименты — это главная «фишка» правительства Яценюка, который продолжает штамповать подобные «филькины грамоты», не имеющие отношения к реформам. Эксперт подчеркивает, что недостатки документа даже не собираются исправлять.

«По словам премьера Яценюка, реформа рынка электроэнергии направлена на демонополизацию рынка: это должно позволить создать на нем высокую конкуренцию, привлекать инвестиции, снизить стоимость услуг для потребителей. Что же взамен получит рынок и непосредственно украинский потребитель? Тепловые электростанции станут «монополистами» на псевдоконкурентном рынке двусторонних контрактов. Заключать двусторонние контракты и устанавливать собственную рыночную цену позволят только тепловой генерации и возобновляемой энергетике. А поскольку 80% производства электроэнергии ТЭС принадлежит «ДТЭК» Ахметова, то его компании будут конкурировать друг с другом. Незначительная доля тепловой генерации есть еще у государственного «Центрэнерго», но его приватизация уже на пороге, и предприятие контролируется окружением президента Порошенко (народный депутат Игорь Кононенко). Также еще есть «Донбассэнерго», которое близко к окружению экс-президента Януковича. На долю этих двух компаний приходится 20% производства электроэнергии ТЭС. Населения ждет дальнейшее повышение тарифов до уровня 3−4 грн за кВт⋅ч под лозунгом «мы реализуем на Украине европейскую энергореформу», — прогнозирует аналитик.

Козуб отмечает, что не состоится и «демонополизации» Облэнерго, владельцы останутся теми же, разве что появятся аффилированные с Облэнерго трейдеры.

«Зато «Энергоатом» и ГЭС в законопроекте занимают роль «доноров». За их счет будет продолжаться перекрестное субсидирование энергорынка. Тариф для этих производителей будет фиксированным, его будет устанавливать НКРЭКУ, а к рынку двусторонних контрактов атомную и гидроэнергетику не допустят. Где правительство увидело реформу и рыночные условия по продаже электроэнергии? Если перекрестное субсидирование остается, а для «Энергоатома» и ГЭС государство и дальше будет регулировать объем и цену продажи электроэнергии. Особенно, если учитывать, что именно АЭС и ГЭС вместе производят 60% всей электроэнергии в стране. Если Верховная рада примет законопроект «О рынке электроэнергии», то для рынка электроэнергии возникнут новые технические проблемы. «Новый» рынок будет приносить убытки энергосистеме, поскольку не все виды генерации будут работать в равных условиях», — подчеркивает эксперт.

«В то же время в условиях общего кризиса энергорынка перед государством уже сейчас остро стоит вопрос технического перевооружения АЭС, ГЭС и ТЭС или за счет государства (просто высокое повышение тарифов), либо за счет инвесторов (невероятно высокое повышение тарифов). Ни то, ни другое сегодня не является реалистичным сценарием, и энергосистема просто продолжает деградировать. Поэтому так называемый прогрессивный законопроект «О рынке электроэнергии» для современного энергорынка — это как мертвому припарка. Как и ожидания прихода инвесторов под такой закон «О рынке электроэнергии» — это бесполезная надежда, если даже не обман общества. Соответственно, об интересах обычных граждан вообще никто не заботится. Потребители не смогут выбирать себе якобы различных производителей электричества, так и конкурентной среды по сути не будет. Таким образом, либеральный рынок электроэнергии прямых двусторонних контрактов может воцариться разве «в уме» борцов за энергореформу. А доходы от продажи электроэнергии будут получать только тепловая и возобновляемая «зеленая» генерация. И все это будет прикрыто красивым названием — европейская модель энергорынка», — резюмировала Анна Козуб.