vanityfair.it

Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 14 — 20 февраля стали: папа Римский Франциск объяснил смысл Гаванской встречи; США и Саудовская Аравия должны объединить свои усилия с усилиями русских; спровоцируют ли президентские выборы в США раскол между протестантами и католиками; государство может быть светским, но общество — нет и другое.

По завершении апостольской поездки в Мексику папа Римский Франциск ответил на вопросы журналистов, в частности, об итогах его встречи с патриархом Московским Кириллом, сообщает Radio Vaticana (Ватикан). «Кирилл — мой брат. Мы обменялись с ним поцелуем, объятьями и беседовали два часа. В течение двух часов мы говорили как братья, искренне. Никто не знает, о чем мы говорили, знают лишь то, что мы сказали в конце, публично, о наших чувствах во время беседы. Что касается статьи и заявлений с Украины, то я, прочитав об этом, почувствовал беспокойство, ведь, судя по всему, Святослав Шевчук сказал, что украинский народ, или некоторые украинцы, или же многие украинцы, чувствуют себя глубоко разочарованными, чувствуют, что их предали. Прежде всего, я хорошо знаю Святослава. В Буэнос-Айресе на протяжении четырех лет мы работали вместе. Когда его избрали — в 42 года, это замечательный человек! — когда его избрали Верховным архиепископом, он вернулся в Буэнос-Айрес за вещами. Он пришел ко мне, подарил маленькую Владимирскую икону Божьей Матери и сказал: «Она была со мной всю жизнь. Я хочу оставить ее тебе, сопровождавшему меня все эти четыре года». Это одна из немногих вещей, которые я привез с собой из Буэнос-Айреса и которую держу на своем рабочем столе. К этому человеку я отношусь с уважением и даже по-родственному, мы с ним на «ты», вот почему мне (все это) показалось немного странным. Я также подумал о том, что неоднократно говорил вам: чтобы понять некую новость, некое заявление, нужно сделать полную герменевтику. Когда он это сказал? Он сказал это 14 февраля, в прошлое воскресенье. Он дал интервью украинскому священнику, не помню имя… Оно было опубликовано на Украине. Интервью больше чем на две страницы, а эти слова — в третьем с конца абзаце, таком маленьком.

Я читал интервью и скажу так: с догматической точки зрения Шевчук заявляет о себе как о сыне Церкви, находящемся в общении с Епископом Рима, с Церковью. Он говорит о Папе, о близости Папы, о своей вере и о вере православного народа. В догматической части нет никаких проблем, он ортодоксален в хорошем смысле этого слова, то есть в смысле католического вероучения. Затем, как в любом интервью — и в том, что я даю сейчас, тоже — каждый имеет право сказать что-то свое. Он сказал это не по поводу встречи, потому что о встрече он говорит так: это хорошо, и мы должны продолжать в том же духе. Во второй части — его личные идеи (…). У него есть свои личные идеи, для диалога, и он имеет на них право. Все, о чем он говорит, находится в документе: именно в нем проблема. О встрече же он говорит: это Господь, Святой Дух… все позитивно. А документ? А документ — спорный. Надо заметить еще одну вещь: Украина переживает период войны, страданий, со множеством интерпретаций. Я много раз упоминал украинский народ, прося о молитве и близости как во время молитвы «Ангелус», так и во время аудиенций по средам. Что касается исторического факта войны, то у каждого — свои идеи о том, что это за война, кто ее начал, что надо делать и чего не надо делать…

Очевидно, что это проблема историческая, но также и экзистенциальная проблема для страны, и (документ говорит) о страдании. В этом контексте я включил тот параграф, и понятно, что говорят верующие… Потому что Святослав говорит: «Многие верные мне звонили и писали о том, что они чувствуют глубокое разочарование, что Рим их предал». Понятно, почему народ в данной ситуации чувствует именно это. В вопросе Украины документ можно подвергать разным интерпретациям, но в нем говорится о том, что нужно остановить войну и договориться. Лично я выразил пожелание, чтобы соблюдались Минские соглашения, и нельзя локтем стереть то, что было написано руками. Церковь Рима, Папа всегда говорили: «Ищите мира». Я принимал обоих президентов. Поэтому, когда он говорит о том, что слышал от своего народа, я его понимаю. Но это не новость. Новость — это все вместе: если вы прочтете его интервью, то увидите, что серьезные догматические аспекты там остаются, что есть желание единства, желание идти вперед, экуменическое желание — а это человек экуменический. Есть разные мнения… Узнав о моей поездке и о предстоящей встрече, он мне написал — как брат, предлагая свое мнение, мнение брата (…). Мы уважаем свободу каждого иметь свое мнение в этой столь непростой ситуации…(…). Сейчас нунций находится на границе, где идут бои, он помогает солдатам и раненым. Церковь Рима направила очень много помощи туда. Нужно всегда стремиться к миру, к соглашениям. Следует соблюдать Минские соглашения. Вот (что я думаю) в целом. Но не надо пугаться из-за этой фразы: это — урок, который учит тому, как следует интерпретировать новость, путем герменевтики целого, а не одной части».

Гаванская декларация стала очередным жертвоприношением католиков со стороны нынешнего руководства Ватикана в пользу православных с очень сомнительной пользой для Католической церкви, считает Католицький Оглядач (Львов, Украина). В июне 2015 года в угоду православной церкви папа Франциск создал ватиканско-сербскую комиссию, которая должна расследовать деятельность блаженного кардинала Алоизия Степинаца. Такое поведение Ватикана глубоко оскорбило хорватов-католиков и вызвала серьезные антипапские и антиватиканские настроения, создав довольно серьезные проблемы Католической церкви в Хорватии. Фактическая сдача интересов крупнейшей Восточной Католической церкви в Гаванской декларации в контексте ватиканско-сербской комиссии указывает на то, что в Ватикане вновь витает дух ostpolitik — политике поиска компромиссов с православием и коммунистическими властями. Нужно отметить, что сторонники ostpolitik до сегодняшнего дня распространяют убеждение об успешности такого подхода, хотя это довольно сомнительно. Конец ей положил Иоанн-Павел II. Гаванская декларация, кажется, воскрешает ostpolitik, что указывает на серьезное непонимание реалий Средней и Восточной Европы ватиканской бюрократией, а также на серьезное падение уровня ватиканской дипломатии.

Такая ситуация не вызывает удивления, поскольку папа Франциск — латиноамериканец, очевидно, далекий от европейских реалий и понимания специфических европейских столетних конфликтов, вынужден был переложить европейскую политику на своих помощников, которые, очевидно, оказались абсолютно неспособными защищать интересы Церкви. В этом контексте, с одной стороны, Гаванская декларация выглядит довольно зловещей не только для Украинской греко-католической церкви, но и для католиков Средней и Восточной Европы. Но, с другой стороны, их противостояние с ватиканской бюрократией имеет все шансы возродить усиление национальной и религиозной идентичности в среде католиков этого региона, а также ускорить необходимое реформирование ватиканской бюрократической машины. Личность папы Франциска уже вызвала большое недовольство, а порой и полное неприятие у католиков бывшего соцлагеря. Неоднозначные его жесты и высказывания в Средней и Восточной Европе привели к эффекту, противоположному «эффекту Франциска» на Западе и в Латинской Америке. На данный момент среди католиков бывшего соцлагеря наблюдается хотя очень маленький, но отток ультраконсерваторов к лефевристам или своеобразная внутренняя эмиграция. Кроме того, в их среде получают распространение ирландские псевдопророчества, которые провозглашают Франциска псевдопапою.

Бунтом жизни против смерти и разрушения назвал архиепископ Самир Нассар, маронитский глава Дамаска, возведение трех часовен в окрестностях сирийской столицы, пишет Agenzia Fides (Ватикан). Первая из них, в память Дамасских мучеников в 1860 году пострадавших, была открыта недавно, две другие обещают завершить в ближайшие месяцы. Архиепископ Нассар считает это событие конкретным «знаком надежды и уверенности в будущем Церкви в Сирии». В своем заявлении он напомнил о диаконе Камиле, который скончался в марте 2013 года от осколочного ранения, будучи под минометным обстрелом рядом с церковью. «После этого несчастья, — сказал владыка, — я сказал священникам, что они могут покинуть город, если захотят, потому что епархия не имеет права задерживать их в этой ситуации. Все они ответили мне: «Вы остаетесь — и мы остаемся». С тех пор, те священники, которые «несут свою миссию под бомбами», являются «залогом будущего христианства, которое отказывается умирать».

«Если США и Саудовская Аравия искренни в борьбе с терроризмом, они должны объединить свои усилия с усилиями русских», — говорит апостольский викарий для католиков латинского обряда Алеппо епископ Жорж Абу Хазен. Об этом в материале L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Рим, Италия). Бои за Алеппо продолжаются. Этот сирийский город-мученик стал полем противостояния многочисленных вооруженных группировок, которые борются против Башара Асада. По словам монсеньора, более пяти месяцев горожане оставались без электричества и одного месяца без воды, благодаря «повстанцам», которые контролировали отдельные районы города. Надежда на то, что правительственная армия сможет восстановить полный контроль. Сейчас есть путь сообщения с Дамаском, через который поступает медицинское оборудование и лекарства, но этого недостаточно. Требуется гуманитарная помощь и немедленно, призывает епископ. Не жалея слов, викарий говорит о тех, кто, по его мнению, являются главными виновниками страданий — это «группы, которых многие называют «умеренной оппозицией», поддерживаемые и вооруженные иностранными державами». Те же джихадисты. Для Абу-Хазена путь к примирению заключается в том, что вместо бойкотирования мирных переговоров оппозиция и сирийское правительство должны сидеть за столом переговоров, договориться о прекращении обстрелов и открыть каналы для поступления гуманитарной помощи.

Официальный представитель Святого престола подверг критике последние заявления кандидата в президенты США Дональда Трампа в адрес папы Франциска, информирует Radio Vaticana. Политик назвал понтифика «очень политизированной персоной». По его мнению, он не понимает проблем Соединенных Штатов и «не осознает всей опасности открытой границы с Мексикой». Директор Зала печати отец Федерико Ломбарди назвал эти слова «странными». Он признался, что не располагает информацией относительно того, слышал ли подобные высказывания папа, но Франциск точно знает, что в США продолжается предвыборная борьба и что Трамп иногда ведет себя внешне «очень экспрессивно». Отец Федерико напомнил, что понтифик не политик, а моральный авторитет. Хотя то, что это может оказывать влияние на политическую сферу, совершенно очевидно.

По мнению Vatican insider (Турин, Италия), столкновение между Трампом и Франциском из-за желания кандидата в президенты построить стену на границе с Мексикой, чтобы остановить нелегалов, вероятно, выйдет за пределы предвыборной кампании и затронет сложные исторические отношения между протестантами и католиками в Соединенных Штатах. «Папа зажег спичку в стоге сена, — отмечает католический философ Майкл Новак. — Реакция Трампа было глупой, как часто бывает, но последствия непредсказуемы». Во время визита в США в сентябре прошлого года понтифик получил очень позитивные отклики, но его обвиняли в том, что ему ближе либеральный сегмент. Критика Франциском идей Трампа стимулирует эти подозрения, что во время избирательной кампании, вероятно, вызовет расколы — один между либеральными и консервативными католиками, другой между католиками и протестантами, которые выбрали Дональда. Теологически папа прав: христианам нужно строить мосты, считает Новак. Однако есть проблема. Соединенные Штаты по-прежнему являются страной, которая принимает больше всего иностранцев, около миллиона в год. Так что США были и остаются более открытыми, чем Европа, которая не хочет ассимилировать своих иммигрантов и очень яростно реагирует на прибытие беженцев из зоны военных действий. Поэтому «подавляющее большинство американцев благоприятно воспринимают строительство стены вдоль границы с Мексикой, это не отвержение иммигрантов, но управление их потоком по соображениям безопасности». С этой точки зрения, большинство людей будут ориентироваться на Трампа.

Государственные СМИ Китая запустили кампанию в поддержку предоставления председателю Си Цзиньпину больших полномочий, фиксирует AsiaNews (Рим, Италия). Газета «Жэньминь жибао» опубликовала анализ некой «Исследовательской группы», в котором его авторы обосновывают это необходимостью избежать прямого конфликта с США и экономической стагнацией. Утверждается, что Пекин стоит перед «ловушкой Фукида» (быстро растущая соперничающая сила бросает вызов силе правящей власти и тогда приходят невзгоды, в 11 из 15 случаях, когда это происходило в течение последних 500 лет, итогом была война) и «ловушкой средней зарплаты» (экономическое понятие применительно к некоторым странам Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки). Справиться с ними, пишет китайская газета, можно только в случае предоставления «больших полномочий председателю Си, который должен иметь свободу в перетасовке карт в политическом руководстве и нести ответственность за задачи партии». Как отмечает в свою очередь AsiaNews, большой знаток Китая Вилли Лам говорит, что эти маневры могут привести страну к новой «культурной революции».

Государство может быть светским, но общество — нет, исключительно светским оно быть никак не может. К такому выводу приходит книга, опубликованная Ватиканским издательством за подписью кардинала Барселонского на покое Луиса Мартинеса Систаха, рассказывает Radio Vaticana. «Человек является социальным существом по своей природе, он живет своей верой среди конкретного общества, — пишет кардинал. — В нашей Западной Европе самое время задуматься, не движемся ли мы в сторону исключительно светского общества. Кардинал Рикар Бордосский, говоря о светскости, утверждает, что в течение десяти лет, по крайней мере, в некоторых сферах жизни, происходит переход от светского государства к светскому обществу. Правильно понимаемая светскость сегодня подвергается сильному давлению, исходящему от самых разных течений, но которые могут объединяться и усиливать друг друга, чтобы создать культурную и социальную атмосферу секуляризма. Эти течения имеют целью устранить присутствие религии в обществе. Эта секуляризация общества многообразно проявляется со стороны муниципальных органов, например, в том, что они распоряжаются по своему усмотрению приходскими домами, когда священники в них не живут, или используют храмы и молитвенные места для концертов, выставок, не представляя себе полностью религиозного измерения этих мест. Либо закрывают часовни при больницах и хосписах, заставляют верующих работать по воскресеньям ради своих экономических интересов и так далее.

В некоторых западных странах происходит секуляризация общественного пространства. Это форма секуляризма, который хочет низвести религиозное измерение в область личной жизни, запрещая любую форму религиозного выражения в общественном пространстве. Многие из наших современников не хотят, чтобы религия говорила с силой и уверенностью о своих убеждениях. Отсюда значение термина «прозелитизм», который должен быть отвергнут из-за отсутствия уважения к свободе. Но его не следует путать с возможностью предложить свою веру другим, уважая их свободу, так как это является частью свободы выражения. Другая современная тенденция проявляется в отказе принимать публичную позицию по отношению к религиям. Она находит свое отражение в отношении к выступлениям церковных иерархов, когда те говорят о фактах социальной и политической жизни, связанных с этической сферой. Эти заявления рассматриваются как несправедливые и идущие вразрез с секуляризмом. Однако истинная светскость гарантирует полную свободу высказывать свои мысли по вопросам, затрагивающим достоинство человеческой личности и его основные права. Как и любое объединение, Церковь имеет право свободно выражать свое мнение, что является частью ее миссии. Существует также тенденция изменять дни религиозных праздников, желание превратить престольные религиозные праздники исключительно в гражданские или устранить религиозные действия из официальных праздников, которые имеют религиозную основу.

Стоит отметить еще одну концепцию, которая стремится оправдать отсутствие представителей государственных властей на религиозных праздниках во имя требования «непринадлежности» к какой-либо конфессии и в качестве подтверждения светскости государства. Некоторым кажется, что такое присутствие противоречит светскости государства или создает ситуацию, присущую государству конфессиональному. В связи с этим я считаю, что светское государство с демократической светскостью, позитивной и открытой не должно ни запрещать, ни выступать против того, чтобы представители органов государственной власти — верующие или неверующие — могли принимать участие в религиозных богослужениях».

В обзоре использованы материалы — официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana и L'Osservatore Romano; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; информационного агентства Папского института заграничных миссий AsiaNews; издания Федерации итальянских католических еженедельников L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa; портала итальянского издательского дома «Стражи Святой земли» Terrasanta.net; ватиканской редакции итальянской газеты La Stampa Vatican insider; североамериканской католической газеты National Catholic Reporter; североамериканского католического информационного агентства Catholic News Agency; североамериканской католической газеты National Catholic Register; портала католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald; австрийского католического информационного агентства Kath.net; австрийского информационного католического агентства KATHPRESS; французской католической газеты La Croix;польского католического информационного агентства Katolicka Agencja Informacyjna; польской ежедневной католической газеты Nasz dziennik; журнала польской Ассоциации христианской культуры Polonia Christiana; информационного сайта портала Milites Christi Imperatoris Католицький Оглядач.