«Если заболел гриппом и не выздоровел за двое суток — не тяни, вызывай врача», — заявил на встрече с журналистами в ИА REGNUM директор НИИ пульмонологии Минздравсоцразвития, действительный член Академии наук РФ Александр Чучалин.

На днях в московской больнице от свиного гриппа скончался 40-летний мужчина. Лечили его, по словам академика, хорошо и правильно, но беда в том, что в руки эскулапов больной попал слишком поздно. До этого семь дней перемогался домашними средствами. Делать этого нельзя, а особенно — пить излюбленный всеми аспирин. И дело здесь не в снижении температуры и, соответственно, сопротивляемости организма болезни, а в том, что аспирин разжижает кровь, что крайне осложняет ситуацию при одном из осложнений свиного гриппа — геморрагическом шоке.

«У гриппа есть та грань, когда развивается системная воспалительная реакция и поражаются мелкие-мелкие сосуды, капилляры, и они пропускают кровь напропалую, — подчеркнул Александр Чучалин. — Появляется картина геморрагического шока. А это другая болезнь, она лечится совершенно по-другому, требует особой врачебной тактики ведения этих больных».

В случае с таким опасным штаммом гриппа врач должен идти на опережение. Как? Не допустить тех 5% случаев, в которых, по статистике, возникают осложнения.

ИА REGNUM: Как не пропустить осложнение?

По словам академика Чучалина, важно знать и учитывать все симптомы болезни. Если это в рамках обычной простуды — просто насморк, температура и ничего больше, то, возможно, причин для принятия срочных мер и не требуется. Однако есть признаки, которые должны насторожить.

«Неблагоприятными признаками при гриппе, — отметил академик, — являются устойчивая температура больше двух суток, повторные ознобы, сухой кашель, кровохаркание и одышка, особенно одышка в ночные часы. Если человек заболел гриппом и не выздоровел в течение двух суток — не тяни, это критический срок».

Главный вывод — человек умирает не от гриппа, а от осложнений. Определить, есть ли осложнения, как оказалось, достаточно легко. Академик Чучалин продемонстрировал журналистам небольшой прибор, который надевается на палец — пульсоксиметр.

«Каждый врач первичного звена в своем чемоданчике должен иметь такой прибор. Пульсоксиметр позволяет определить содержание кислорода в тканях. Если у пациента содержание кислорода ниже 90%, то оставлять его дома нельзя».

По словам Чучалина, в 2009 году, во время тогдашней пандемии гриппа, в каждой скорой помощи были такие приборы. «Это должен иметь каждый врач», — подчеркнул академик.

Коварство гриппа в том, что болезнь меняется день ото дня. Особенно активно она развивается ночью. Утром человек может проснуться совершенно больным и уже другим гриппом. Например, у него за ночь может развиться «шок легкого» — то осложнение, которое возникает «вследствие нарушения проницаемости капилляров, — рассказал глава НИИ пульмонологии, — и вода неудержимо пошла по легочной ткани и создала отек легких. Такой больной будет иметь очень низкий показатель содержания кислорода».

Беда часто усугубляется тем, что когда врач видит рентгеновские снимки больного с «шоком легких», он ставит диагноз «двустороннее воспаление легких». Дальше пациенту назначают антибиотики, а проблема не в этом. Не помогут антибиотики: этому больному нужно проводить искусственную вентиляцию легких. «Пандемия гриппа 2009 года эту проблему поставила», — подчеркнул академик Чучалин.

Можно ли спасти больного, когда такие страшные осложнения уже возникли? Можно, но для этого больного нужно обязательно госпитализировать и проводить искусственную вентиляцию легких с помощью особого прибора, который называется экстракорпоральным гемооксигенатором, а проще говоря, искусственными легкими, с помощью которых человек сможет дышать, пока его легкие не вылечат. К сожалению, таких аппаратов в России еще недостаточно. Срочно необходимо создать систему пульмонологической реанимации, оснащенной такими аппаратами, и подготовить специалистов, которые этими аппаратами умеют пользоваться, — это позволит спасать жизнь приблизительно 250 тысячам человек в год.