15 декабря президент Белоруссии Александр Лукашенко встретился в Москве с российским лидером Владимиром Путиным.

«Мы прекрасно знаем, чего хочет Россия от Беларуси. Уверен, что Россия абсолютно знает, что надо Беларуси от России», — начал Лукашенко разговор с российским коллегой.

«Думаю, что решение тех проблем, которые у нас существуют, еще больше сблизит наши народы», — выразил надежду Лукашенко. «Хотя, откровенно говоря, мерить нас с вами классическими рамками взаимоотношений с другими государствами как-то даже неудобно, потому что у нас настолько близкие отношения, что тут не подходят эти критерии», — уточнил он.

«Мы готовы кратко, четко обсудить и решить те вопросы, которые сегодня перед нами стоят», — добавил президент Белоруссии.

Как пишет «Независимая газета», «то, что нужно Беларуси», — это кредит в размере примерно $3 млрд, а то, «что нужно России», — размещение авиационной базы на территории страны-союзницы.

Сложность ситуации для Лукашенко не только в том, что ему придется принять непростое для себя решение о размещении российской авиабазы, но и как-то объяснить электорату, почему он это сделал. Ведь в свою избирательную кампанию он неоднократно высказывался о том, что считает ненужным размещение российской авиабазы, и уверял, что этот вопрос Москва с ним не обсуждала.

У России накопилось много претензий к Белоруссии, полагают эксперты «НГ». «Недовольство российской стороны связано с тем, что Беларусь должна была полностью присоединиться к российской позиции по Украине и по Крыму, но она этого так и не сделала», — рассуждает политолог Денис Мельянцов.

«Когда россияне проводят операцию в Сирии и Турция сбивает их самолет, а после этого белорусский лидер встречается с президентом Азербайджана, который является ближайшим союзником Турции и достаточно близким союзником Соединенных Штатов в регионе, то это может вызвать определенные вопросы со стороны россиян», — называет эксперт еще одну проблему в отношениях между союзниками.

Мельянцов считает, что в последние годы Белоруссия демонстрирует «независимость внешнеполитического курса от российского, который становится все более агрессивным», и Лукашенко пришлось за это ответить.

Более того, не могло остаться незамеченным и то, что в тот день, когда белорусский президент отправился с визитом в Москву, глава МИД страны Владимир Макей встречался в Брюсселе «с руководством ЕС и НАТО», как сообщила пресс-служба белорусского дипломатического ведомства.

«Руководитель внешнеполитического ведомства Беларуси также провел переговоры с высоким представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Фредерикой Могерини, еврокомиссаром по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом, заместителем генерального секретаря НАТО Александром Вершбоу. В ходе встреч обсуждены актуальные вопросы сотрудничества Белоруссии с Европейским союзом и НАТО», — говорится в сообщении.

«Вершбоу мог укрепить Минск в стремлении не размещать российскую авиабазу, не усиливать военной активности в регионе за счет дополнительных российских контингентов», — комментирует встречу белорусский военный эксперт Александр Алесин. Он полагает, что в обмен на это Запад вполне может предложить Минску кредит МВФ.

Лукашенко снова «сел на дипломатический шпагат», вспомнили белорусские эксперты выражение, традиционно характеризующее белорусскую политику балансирования между востоком и западом. Выглядит красиво, но долго держать его трудно даже при большой тренировке, говорят они. Местные аналитики напоминают, что Белоруссия получает и другие преференции от России — в виде цен на газ и нефть, поэтому разговор не может быть простым.

Между тем Путин после встречи с Лукашенко сообщил: «Мы отметили близость позиций наших стран по таким актуальным темам, как урегулирование украинского кризиса и борьба с международным терроризмом в Сирии… В целях укрепления региональной стабильности и безопасности мы условились активно развивать военное и военно-техническое сотрудничество».

О судьбе военной базы РФ в Белоруссии и российском кредите Минску президент России не сказал ничего.