Областной закон «Социальный кодекс Волгоградской области» принят в первом чтении. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе областной думы 19 ноября, вопрос рассматривался накануне на очередном заседании регионального парламента.

Как отметила председатель комитета думы по труду, социальной политике, вопросам семьи и делам ветеранов Татьяна Бухтина, проект Социального кодекса объединяет в себе около 200 законов и подзаконных актов под основным принципом — для достижения максимального социального эффекта оказание поддержки из бюджетов всех уровней должно основываться на принципах адресности и нуждаемости. Задача кодекса, по ее словам, повысить эффективность расходов региональной казны в социальной сфере, а саму помощь сделать адресной.

Также по теме: В Волгоградской области от «уравниловки» перейдут к адресной соцпомощи

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что кодекс позволит установить единые принципы назначения мер соцподдержки, перераспределить свыше 2,21 млрд рублей в областном бюджете, в том числе на увеличение размера социальной помощи особенно нуждающимся в ней гражданам, а также сделать получение соцпомощи более доступной.

Как было отмечено, с принятием Социального кодекса потеряют силу несколько ранее действующих законов. Вместе с тем, он не превратится в догму: в него будут вноситься коррективы — какие-то положения утратят свою актуальность, что-то прибавится. Работа над проектом кодекса продолжается и сейчас. Предложения по законопроекту могут внести не только органы местного самоуправления, но и любой желающий. Поправки принимаются к рассмотрению до 3 декабря. Затем к работе над этим важным нормативным правовым актом приступят комитеты и фракции регионального заксобрания.

Напомним, на необходимость совершенствования мер социальной поддержки граждан в регионе обратила внимание Контрольно-счетная палата, которая в этом году провела аудит системы социальной помощи. Так, в регионе насчитывается порядка двух миллионов получателей социальной помощи. Из 94 предоставляемых мер социальной поддержки 57 осуществляются за счет областного бюджета. Общая потребность в ассигнованиях на эти цели составляет более 12 млрд рублей. Между тем, за пособиями по малоимущности нередко обращаются граждане, реальный уровень благосостояния которых не соответствует заявленному, в связи с чем остро встаёт вопрос о контроле их статуса. В настоящее время у органов социальной защиты населения отсутствуют нормативно установленные полномочия и фактические возможности эффективной проверки данных о доходах потенциальных получателей выплат. По мнению экспертов, налицо «распыление» средств, направляемых на социальную поддержку, среди широкого круга получателей.

По итогам аудита КСП были проанализированы действующие меры социальной поддержки на соответствие принципам адресности и нуждаемости, выработаны основные направления по оптимизации расходов на социальную сферу, а также принято решение о разработке Социального кодекса региона. Для этого была сформированная рабочая группа из депутатов, представителей областной администрации, Общественной палаты и КСП. Был подготовлен проект Социального кодекса, который прошел экспертизу в обладминистрации, прокуратуре региона, в аппаратах уполномоченного по правам человека и по правам ребенка, в ассоциации муниципальных образований Волгоградской области. В широком обсуждении проекта приняли участие общественные организации, Общественный совет при комитете социальной защиты населения Волгоградской области, Совет ветеранов.

Добавим, что в Волгоградской области почти половина от общего числа получателей социальной помощи является получателями дополнительных мер соцподдержки, установленных помимо предусмотренных по федеральному законодательству. Всего обязательные меры соцподдержки в регионе получают 1 023 190 человек, дополнительные — 955 892 человека, потребность бюджета в ассигнованиях превышает 5,96 млрд рублей и более 1 млрд рублей соответственно. Расходы областного бюджета на меры социальной поддержки, предусмотренные областным и федеральным законодательством по одинаковым основаниям, в 2014 году составили 907,6 млн. рублей.