www.delfi.ee
Солдат эстонской 20-я гренадерской дивизии СС

Недавно в Эстонии, в уезде Ида-Вирумаа (русскоязычный северо-восток), вблизи городка Кивиыли в рамках проводимого восьмой год подряд мотофестиваля состоялись заезды первенства мира по мотокроссу. Об этом восхищенно сообщала спортивная пресса страны. Но ведущие СМИ не напечатали рассылаемое уже седьмой год подряд Открытое письмо кивиылиского Союза ветеранов войны и труда и российских соотечественников, призывающего «встать на защиту памяти и праха невинных жертв Второй мировой войны».

Соревнования мотоциклистов, а еще и круглогодичная деятельность местного Центра приключенческого туризма (зимой — горнолыжный спорт, походы, летом — экзотические аттракционы, автосафари, велокроссы) проходят на бывшей золоотвальной горе местного, существовавшего и до, и после войны сланцехимического производства. У ее подножия во время Второй мировой войны располагался немецко-фашистский концлагерь и захоронения около 6000 тысяч его обитателей (треть из них — евреи). Письмо адресовано местному самоуправлению, кивиылискому Центру приключенческого туризма, эстонским СМИ, а нынче и зарубежным, а еще — Эстонскому Союзу организаций жертв коммунистической оккупационной власти «Мементо», Еврейской общине Эстонии, российскому обществу «Мемориал», а также диппредставительствам европейских государств, граждане которых умерли или были убиты в этом лагере смерти.

Два памятника

Власти и общественность махнули на проблему рукой. Кстати, из дипломатов монумент навещают только российские. И все же получается так, что очевидное кощунство как бы уже и не может быть пресечено (и осуждено) полностью. Невозможно представить ликвидацию туристического Центра. Еще 12 лет назад его начинали возводить на самой горе и под ней. Строили и на деньги Евросоюза. Перечень услуг только растет. Расчетная мощность центра — до 100 тысяч посетителей в год. Те, кто считает, что ничего изменить нельзя, ссылаются на два памятника у подножия горы. Мол, их вполне достаточно. Один — монумент-маркер в память о замученных евреях-узниках поставлен несколько лет назад на деньги североамериканских евреев по инициативе местной Еврейской общины.

Второй, более скромный, поставлен в память о всех жертвах лагеря в Кивиыли (граждан девяти стран) и был сооружен после войны в советское время и выглядит много скромнее. Главный вдохновитель борьбы с забвением памяти мучеников — местный житель Саркис Татевосян отметил, что «руководство города в 1993 году сломало старый памятник и поставило новый с, мягко говоря, не совсем корректным текстом: «В память всех убитых здесь в военное лихолетье» (Kõigi siin vaenuajal mõrvatute mälestuseks)». То есть память о жертвах как бы уравнивается с их палачами.

Между тем на советском памятнике значилось: «Под этим терриконом покоятся останки 6000 военнопленных и гражданских лиц многих национальностей: русских, эстонцев, евреев, поляков, чехов и других, замученных фашистами в 1943—1944 гг. Люди, будьте бдительны!» Отсюда первый вывод — нынешнее кощунство и безразличие заложили еще 22 года назад, одновременно с восстановленной независимостью Эстонии.

Констатация

Но и борьба в защиту памяти жертв гитлеровских концлагерей — давняя. Обсуждение проблемы в последние годы превратилось в формальность. Об этом можно судить по письму Еврейской общины Эстонии, единственной общественной организации, которая излагает свою позицию по данной теме откровенно: «Последнее Открытое обсуждение этой темы состоялось 14 февраля 2014 года на совместной встрече членов Эстонского Координационного Совета Российских соотечественников, мэра и председателя городского собрания г. Кивиыли, членов Городского собрания г. Кивиыли, руководства Еврейской общины Ида-Вирумаа, журналистов. В результате подробного обсуждения было обращено внимание на следующие факты».

Вот они с несущественными купюрами: «Маршруты спортивных состязаний у зольной горы как в летнее, так и в зимнее время, не затрагивает территорию расположения памятных мемориальных знаков у подножия горы. Места захоронения жертв Холокоста и Второй мировой войны на территории зольной горы не являются официально признанными местами массового захоронения (в соответствии с законодательством ЭР), в первую очередь из-за отсутствия официальной документации с указанием мест расположения и границ таких захоронений. На публичном обсуждении этой темы было предложено найти и представить официальные (архивные) документы, определяющие границы захоронений. Однако до сегодняшнего дня такая документация не представлена руководству города Кивиыли. Именно поэтому утверждения о проведении развлекательных мероприятий в местах массовых захоронений являются голословными и не отвечают реальному положению дел».

Но выход есть

И все же изложенное в письме основано только на точке зрения, что уже невозможно запретить ставшие традиционными соревнования или ликвидировать Центр приключенческого туризма. Но не понять, почему никто из упертых не предпринимает усилий найти нравственное решение — компромисс, пусть не идеальный, пусть даже устраивающий не всех, но все же большинство?

Даже общество Татевосяна, несмотря на категоричность («Мотодром надо переносить, он проходит по местам захоронений»), допускает сохранение лыжных трасс приключенческого Центра и предлагает определить санитарную зону захоронения, восстановить памятник в первозданном виде, установить рассказывающие о трагедии инфостенды.

Или еще. Разве нельзя объявить кивиылиский мотофестиваль мемориальным, тем более, теперь он уже и международный? То есть в память о мучениках, попавших в местный концлагерь из разных стран Европы, а на открытии объявлять минуту молчания. Или обеспечить информацией о трагедии невинно убиенных и замученных людей интернет-сайт того же туристического Центра, заказать буклеты, рассказывающие о концлагере. Кстати, на том же сайте размещен получасовой рекламный видеоролик об истории края, об экологическом ущербе от советской индустриализации края, но о местном Холокосте — ни слова.

Саркис Татевосян сообщил, что еврейская община уезда Ида-Вирумаа в своё время дала устное согласие «на строительство центра в обмен на разрешение установить в память о кивиылиском Холокосте памятник-маркер». Так или не так, но изначально не было проявлено открытого несогласия с идеей «социализации» золоотвальной горы. Оказалось легче смириться, а теперь, задним числом, искать оправдания своей беспринципности и безнравственности. Более того — еще и третировать горстку защитников братской могилы. Местный журналист Самуэль Голомб цинично считает созданный Центр… лучшей памятью о жертвах: «Люди, которые нашли смерть в круговороте войны, наверняка желали видеть нас — новое поколение — счастливыми и в здравии». Не менее цинично мнение раздраженного директора турцентра Янека Маара: «Теперь, когда мы хотим оживить угасающий город, вдруг возникает проблема массовых захоронений (хотя ни одного доказательства этому нет)».

Одни факты

Но документов как раз предостаточно. Общество Татевосяна «раскопало» в разных архивах Эстонии и России послевоенные фотографии массовых захоронений и установленных там первых могильных крестов. Среди снимков Госархива ЭР выделяется один с указанием времени и места. На нем указан «адрес» — «Кивиыли, Вирумаа» и время съемки — «11.1944».

Записаны воспоминания старожилов, помнивших освобождение лагеря Советской армией. Авторитетный местный журналист Евгений Капов разместил на русскоязычном портале rus.Delfi.ee Сводку № 94 от 3 сентября 1944 года «О зверствах немцев и эстонских гитлеровцев над советскими военнопленными и гражданским населением Эстонии», составленную 7-м отделом Политуправления Ленинградского фронта. Выдержка (стиль и орфографии сохранены): «… Привожу новые факты, сообщенные бывшими красноармейцами Киляковым и Антоновым. Киляков Константин Николаевич, 1917 года рождения, колхозник изс. Жигули Ставропольского р-на Куйбышевской области, русский, взятый в плен эстонскими фашистами 4.9.1941 года и переданный немцам, показал следующее:… Лагерь «треугольник». Под этим название в Кивиэлли (правильно: Кивиыли — прим.авт.) известный лагерь… После 12-часового рабочего дня — заключенные грузили вагоны сланцем, их выстраивали и избивали. Каждую ночь заключенных будили два-три раза, выгоняли палками на двор и подвергали разным издевательствам — заставляли бегать вокруг бараков, возить друг друга на спине и т.п. В этом лагере одно время содержались два русских мальчика из Кингисеппа. Одному из них было 8, второму 9 лет. Немцы считали их партизанами. Над ними издевались так же, как и над взрослыми… Украинская полиция, состоявшая из украинцев-западников. Держала под своим контролем все население Кивиэлли. Полицейские устраивали облавы, забирали подозрительных в «треугольник». Они отличались крайней жестокостью и носили черную форму, за что их прозвали «чернокожими петлюровцами».

Тень на плетень

Как видно, даже объяснение Еврейской общины Эстонии (другие организации вовсе уходят от разговора), почему так неоднозначно относятся к памяти узников, опровергается фактами. Что же касается «официального признания местом захоронения в соответствии с законодательством ЭР» и того, что «документация не представлена руководству города Кивиыли», то остается только руками разводить. Некоммерческое объединение Татевосяна, несмотря на безразличие других организаций русского и русскоязычного населения (прежде всего, КСРСЭ — Координационный совет российских соотечественников Эстонии), нашло документы и фотографии, и оно же, получается, должно официально признать место массового захоронения жертв концлагеря?! Но у общественников нет (и не может быть!) на это ни малейшего права, поскольку это — прерогатива государственных учреждений и самой власти?! Но они — пас. Тому есть два объяснения. С коммерческой стороной дела все понятно. Открыто об этом говорят неохотно, видать, есть еще остатки совести у тех, кто ищет оправдание своей безнравственности.

Ищут и на идейно-политической ниве. Вот что еще пишет директор туристического центра, бизнесмен Янек Маар: «50 лет, когда гора находилась в том же месте в виде свалки опасных отходов, Вас это никак не тревожило. До сих пор целью озабоченных ситуацией, к сожалению, часто было подстрекательство (особенно перед выборами) к противостоянию (или вражде) между русскими и эстонцами, а, если говорить о компромиссах, то советую Вам обратиться в Полицию безопасности. Всего хорошего!» Дурь — полная, и при чем тут охранка?

Не жаждет компромисса и высказавшийся еще прямолинейнее местный журналист Самуэль Голомб: «Развлечение — широкое понятие, это и стриптиз-бар или казино… лыжный и мотоциклетный спорт мирового уровня — тоже развлечение. В мире имеются тысячи мест захоронений, которые забыты людьми. В Кивиыли установлены памятные знаки, местные жители и проезжающие мимо города могут узнать, почему они установлены… В Кивиыли установлен ЛУЧШИЙ памятник — ЦЕНТР, предназначенный для оздоровления, спорта и развлечений. Ни одному представителю коммунистических властей не пришло в голову переместить золоотвалы на несколько километров в сторону и приступить к основательному картографированию мест захоронений. Сегодняшние «сердобольцы золоотвальной горы» используют захоронения и Центр приключений как «козырную карту» в своекорыстных целях. Речь идет о лжи, к которой мы привыкли во времена Советского Союза».

Два подхода

Странная логика: ругать (кстати, в данном случае вовсе беспочвенно) советскую власть, но поступать так, что сами осуждают. Конечно, журналист Голомб прав в том, что время делает свое дело и стирает людскую память, предает забвению и памятники. При том пошловато заявил: «Историю надо помнить, но нельзя каждое утро просыпаться со словом «Холокост» на устах». Этим тезисом естественного затухания людской памяти необоснованно хотят замять скандал в Кивиыли. Но дело в другом: говорить надо об избирательном отношении к прошлому.

Редактируемая Самуэлем Голомбом кивиылиская газета «Наша пятница» (№ 1/90 за январь 2015) размашисто рассказала о стартовавших в Кивиыли XVII военно-спортивных соревнованиях «Десант Утрия». Они посвящены памяти Освободительной войны за независимость (1918−1920 годы). Вот текст: «400 морских пехотинцев Эстонского морского десантного батальона вместе с 600 финскими добровольцами 17 января 1919 года высадились на берегу Финского залива в местечке Утриа и освободили Нарву от остатков Красной армии». Эти состязания проводит патриотическое общество эстонских националистов Erna selts. Оно многие годы организовывало и летние военные соревнования. Посвящены они немецко-эстонской диверсионной группе «Эрна», отряды которой нападали в 1941 году на отступавшие советские войска, расправлялись с мирным населением и зверски убивали в волостях коммунистов и советских работников вместе с их семьями. И такая есть память!

Она бережно сохраняется и на ежегодных слетах ветеранов (и их почитателей) 20-й Гренадерской дивизии СС (Эстонской) на холмах Синимяэ (недалеко от Нарвы в том же уезде Ида-Вирумаа), где летом 1944 года шли ожесточенные бои с Красной армией. Среди вояк этой дивизии Ваффен-СС было много карателей немецких полицейских батальонов, убивавших на Псковщине и в Белоруссии мирное население, особенно еврейское. Однако ветераны-эсэсовцы приравнены Эстонией к героям Освободительной войны. Мероприятия, связанные с этой памятью, как и «официальное признание мест захоронения» жертв «коммунистического режима», проходят при содействии местных властей без сучка и задоринки и часто при государственном финансировании (нынче — в опосредованной форме).

В апреле 2007 года в Таллине, в т.н. «бронзовые ночи», государственная власть осквернила прах советских воинов и снесла посвященный им монумент, известный как «Бронзовый солдат». Его объявили символом советской оккупации. Показательно, что одним из главных аргументов в пользу действа было то, что, мол, негоже, когда люди ходят по братской могиле, которая-де находится под остановкой троллейбуса. Кстати, власти знали, что это — ложь, а убедились в этом все, когда началась варварская эксгумация останков. И что? Тот же аргумент не работает, когда речь заходит о мотокроссах и развлечениях там, где покоятся тысячи мучеников Кивиыли.

Черный юмор

Весной 2007 года защищавшая «Бронзового солдата» организация «Ночной дозор» возлагала огромный (два метра диаметром) венок к ещё стоявшему на своём месте памятнику. Его заказало днепропетровское еврейское общество участников боевых действий в Великой Отечественной войне и просило передать его местной еврейской общине. Общество от него открестилось.

Двойной стандарт? Увы! Он вызван моноэтнизмом — по сути, национальной идеей эстонской этнократии. Это наглядно продемонстрировал и скандал начала этого года в университетском городе Тарту, который считается колыбелью эстонской духовности и национализма. За несколько дней до 70-летия Победы над немецким нацизмом местный художественный музей анонсировал интернет-экскурсию по выставке «Моя Польша. Вспоминая и забывая». Напомним: на фото Збигнева Либера за оградой из обвитых лианой бельевых верёвок (подобие колючей проволоки) стоят радостные узники концлагеря. А ещё на одном видеоролике — голые мужчины и женщины в «предбаннике» газовой камеры играют в салочки, на втором — 92-летний бывший узник концлагеря «освежает татуировку» с номером 80 064.

Увы, в Эстонии преобладали симпатии к организаторам выставки. Ни один именитый эстонский интеллигент не осудил позорное «ЧП». Зато нашлось немало тех, кто стал оправдывать цинизм и бескультурье. Ну, а один из авторов экспозиции — польский художник Артур Жмиевски затмил всех, заявив о своих работах несусветное: «Вместо трупов — у нас живые люди. Вместо трагедии — у нас жизнь. Вот и весь смысл». Удивительно, сколь близка эта сентенция с «витальной» позицией журналиста Голомба!

Естественно, еврейская община Эстонии откликнулась незамедлительно — Недовольство изложила в письмах президенту Эстонии, министру культуры, другим госчиновникам. Председатель общины Алла Якобсон заявила: «Вне зависимости от целей выставки, совершенно неприемлемо использовать для «переосмысления» трагедии Холокоста видеозаписи, которые оскверняют память об убийстве сотен тысяч людей…»

Без преференций

Но Самуэль Голомб и тут выступил адвокатом организаторов выставки, подменяя их антисемитизм банальной русофобией: «Не было критики, ни в Германии, ни в США, зато была Россия с ее желанием представить Эстонию маленьким фашистским государством». И это при том, что в Германии это «искусство» показывать запретили, а в Москве — евреи России. А про тех, кто посмел критиковать эту выставку или ситуацию в Кивиыли, он сказал: «Они льют воду на пропагандистскую мельницу Москвы».

Не отстала Еврейская община Эстонии, изложившая в издании Postimees: «В связи со скандальной выставкой в Тартуском художественном музее, затрагивающей тему Холокоста, к ней обратились несколько российских телеканалов с просьбой дать интервью, но она ответила принципиальным отказом». То есть, если Эстонию и нужно критиковать, то только «своим». И заботиться надо только о своей общине, проявляя безразличие к бедам других этнических групп. К сожалению, в условиях моноэтнической идеологии Эстонии и призывы нацменьшинств к интернационализму, межэтническому миру, легко соседствуют с национальным эгоизмом этих же нацменьшинств. Потому что действует правило — своя рубашка ближе к телу.

Русская община, ее жалкие псевдолидеры выказывают уж совсем постыдное отношение к тому, как Эстонское государство игнорирует их историческую память. Они тупо молчат, боясь репрессий, потери имиджа лояльных граждан, а то и перспективы стать безработными. Разве не возмутительно, что ни одно общество русской культуры, ни одна ведущая общественно-политическая организация не выступила с публичным осуждением не первого, кстати, в Эстонии, скандала с пересмотром итогов Второй мировой войны, героизацией проигравших ту войну, обелением неонацистов и эсэсовцев, а теперь и забвения памяти их жертв. Стоит повторить, что в последние годы стало привычным молчание даже Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ), при том самозванно считающего себя лидером в эстонском сегменте Русского мира.

В целом для евреев любовь к стране пребывания формальна, но они умеют поставить себя так, чтобы их, пусть тоже формально, но уважали. У русских Эстонии, как и в других постсоветских республиках, такое же понимание Родины, как и у евреев, но в отличие от них они не способны (не желают) быстро приспособиться к инородной среде, что никак не прибавляет к ним уважения. К тому же, в отличие от евреев, в русских априори подозревают «руку Москвы» и причастность к «империи Зла».

Евреи Эстонии, «гибко» соглашаясь с политикой государства такой, какая она есть, публично выражая ему благодарность за уважительное отношение к евреям, тем не менее жестко отстаивают свою самобытность и права. А вот русские Эстонии безоглядно смирились с тем, что их дискриминируют, согласились на ползучую дерусификацию и перекодировку своей славянской ментальности в протестантское мировосприятие. Но в ответ — никаких преференций, даже формального уважения.

Объединяет евреев и русских Эстонии то, что у тех и других поражено нравственное начало, налицо их терпимое отношение к Злу, оно все больше схоже с тем, как его воспринимали язычники: прав всегда сильный. Забывается — «Не в силе Бог, а в правде».

Таллин, 06.08.2015

P.S. Кивиылискому общественнику Саркису Татевосяну удалось переговорить с одним из российских мотоциклистов, принявших участие в последних соревнованиях на золоотвальной горе. Тот сказал, что задумался о целесообразности участия в состязаниях в будущем, поскольку организаторы не информировали его и его товарищей об истории места, где проходят мотокроссы. Это опровергает признание Самуэля Голомба о том, что спортсмены информируются о событиях военного лихолетья в Кивиыли.

P.P.S. Поражает простодушие тех, кто не видит в русофобских и антисемитских выступлениях угрозы живучести ростков неонацизма. Окунувшийся в политику филолог, член ультранационалистической партии IRL Михаил Лотман (кстати, сын знаменитого советского филолога Юрия Михайловича Лотмана) в персональном блоге квалифицировал тартускую выставку эпатажно и цинично: мол, это — «наш холокост-скандальчик». Вот что он пишет: «К счастью, рассмотрение Холокоста не регулируется законом. И вообще, кончайте заниматься ерундой, неужели нет вещей важнее? Друг Эстонии Эфраим Зурофф не устоял перед соблазном взять слово по такому праздничному случаю». Стоит пояснить, что сарказм в отношении г-на Зуроффа особенно пошлый, так как над ним, ведущим поиск по всему миру (и в Эстонии тоже) избежавших наказания нацистских преступников, открыто издеваются самые оголтелые националисты и эстоноязычные СМИ.

Заодно активизируется националистическая молодежь правого толка. Так, в Эстонии не увидели проблемы и в приуроченном к годовщине Эстонской республики факельном шествии, которое вызывает общеизвестные ассоциации. Мероприятие провела национальная молодёжная организация «Синее пробуждение» (Sinineäratus) во главе с молодым председателем правления этого местного «гитлерюгенда» Яаком Мадисоном. Весной его избрали в эстонский парламент, и тут выяснилось, что два года назад он писал: «Особого внимания заслуживает, с моей точки зрения, фашистская идеология, которая по своей сути весьма невинна, но которую представили как воплощение сатаны».