Сегодня, 30 июля, депутаты Саратовской городской думы большинством голосов утвердили новую схему власти в областном центре. Высшее должностное лицо муниципального образования — глава Саратова возглавит администрацию областного центра, а избирать его будет Заксобрание из кандидатов, представленных конкурсной комиссией от власти. Комментируя корреспонденту ИА REGNUM плюсы и минусы рокировки во власти, политолог Дмитрий Олейник обратил внимание на то, что возможности местного самоуправления (МСУ) определяются не столько способом назначения главы, сколько финансовыми возможностями, наполненностью местных бюджетов, а здесь пока каких-то заметных перемен не просматривается.

news.a42.ru
Городская Дума Саратова.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, реформа местного управления внесла коррективы в Устав Саратова — изменена ныне действующая модель МСУ: тандем главы города — председателя городской думы и сити-менеджера. В марте 2016 года истекает срок полномочий действующей городской думы, а вместе с ней закончится власть тандема. На сегодняшний день есть основания предполагать, что выборы в гордуму будут перенесены на Единый день голосования в сентябре 2016 года. Должность сити-менеджера упраздняется. Вводится должность председателя Саратовской городской думы, осуществляющего организацию деятельности Заксобрания, и заместителя председателя. Появляется новый вид муниципальных правовых актов — постановления и распоряжения председателя гордумы.

«Порядок наделения главы города Саратова полномочиями по результатам конкурса нельзя считать новым в области, — рассказал политолог Дмитрий Олейник. — Он был опробован и сейчас используется в муниципальных районах. Положительный эффект есть, практически исключены конфликты между правительством области и муниципалитетами, гораздо меньше конфликтов возникает и на местном уровне. Однако есть и отрицательные стороны: так, представителям местных элит, не имеющих необходимых контактов на уровне правительства или правящей партии, путь во власть закрыт, население непосредственно не участвует в выборах главы, а значит легитимность МСУ в некоторой степени снижается. Тем не менее, такой способ вполне эффективен и какое-то время может применяться с пользой для большинства».

«Влияние региональной власти на муниципалитеты усилилось, но чтобы быть последовательным до конца, можно было бы рассмотреть возможность закрепить за конкурсными комиссиями право ставить вопрос о лишении полномочий главы перед местными собраниями, — продолжил эксперт. — Для этого срок полномочий комиссии должен быть продлен на срок полномочий главы. В Саратове новая схема заработает после выборов в городскую думу в следующем году. Говорить о том, чьи кандидатуры будет рассматривать комиссия, пока рано, так как новый политический сезон и старт большой избирательной кампании в Государственную думу могут внести значительные изменения в нынешний расклад. Тем не менее, каких-то заметных изменений я не жду, так как возможности местного самоуправления определяются не столько способом назначения главы, сколько финансовыми возможностями, наполненностью местных бюджетов, а здесь пока каких-то заметных перемен не просматривается».

Наблюдатели отмечают, что сегодня в городской думе в ходе обсуждения нового порядка избрания главы Саратова, депутаты от КПРФ внесли поправку, предлагающую проводить выборы главы города в ходе прямого голосования горожан. Они обосновали это усилением роли высшего должностного лица муниципалитета в новой редакции Устава, что предполагает и большую ответственность перед населением, а следовательно, ему необходимо заручиться поддержкой жителей, выраженной в ходе муниципальных выборов.

По мнению главы Саратова Олега Грищенко, такой способ избрания был бы возможен, однако в современных реалиях, когда идет выстраивание жесткой вертикали власти, такие выборы не оправдают ожиданий избирателей.

«К сожалению, практика подтверждает, что представитель исполнительной власти не самостоятелен в принятии решений, — сообщил он. — Таковы действующие сегодня регламенты. Да, он хочет сделать город краше, зеленее, но эти желания ограничены различными нормами законодательства и рамками бюджетных ассигнований, выделяемых городу. Вероятно, время требует пройти через такую модель муниципального управления, когда больше полномочий предполагается у губернаторов. Мы и сами выходим с предложением, чтобы у нас забрали «Саратовгорэлектротранс» (СГЭТ), «Саратовводоканал», потому что сделать так, чтобы эти предприятия работали рентабельно, не в наших силах. Мы не устанавливаем тарифы для электротранспорта, нам не платят за льготную перевозку граждан, есть много разных моментов, связанных с ухудшением состояния и работы СГЭТ, ведь он, по сути, банкрот. В частности, не сегодня-завтра там могут отключить несколько маршрутов. По «Водоканалу» то же самое: тарифы маленькие, мы влияния на принятие решений по ним не оказываем, собственных денег, чтобы модернизировать системы водоснабжения, у нас нет. В области, конечно, тоже денег немного, и там есть и другие приоритеты. Но все-таки нам лучше отдать эти предприятия, чтобы субъект этими вопросами занимался сам, исходя из имеющихся возможностей».