В третий раз в Петербурге перенесены конкурсы по выбору подрядчиков, желающих строить магистрали к новому футбольному стадиону, готовящемуся к Чемпионату мира-2018. Конкурс должен был состояться 29 июля, но, как гласит официальный сайт госзакупок, перенесен на август. В беседах с корреспондентом ИА REGNUM называли эту историю показательной: в ней отражаются актуальные проблемы и подрядчиков, и городских властей, и взаимодействия первых со вторыми.

Институ «Стройпроект»

Что надо построить?

Проект, о котором идет речь, разделен на три разных конкурса. Предполагается реконструкция и продление набережных на Васильевском острове, дноуглубительные работы и благоустройство территории. Главный пункт — строительство моста через остров Серный на Малой Неве. Общая стоимость работ — 18,4 млрд рублей. Все это вместе должно обеспечить транспортную доступность еще строящегося стадиона на Крестовском острове, а в «не футбольное время» эта магистраль станет альтернативным каналом связи густонаселенного Васильевского острова с другими районами Петербурга.

О строительстве моста в районе острова Серный заговорили в середине 2000-х годов. По первому проекту предполагалось еще в 2008 году связать Васильевский остров с Петроградской стороной этим неразводным (в отличие от двух имеющихся) мостом. Но из-за экономического кризиса победитель конкурса — «Мостотряд-10» — не смог реализовать проект, и он был заморожен. Когда показалось, что кризис закончился, проект реанимировали, но в этот момент (в 2011 году) губернатора Валентину Матвиенко сменил в Смольном Георгий Полтавченко, была объявлена политика жесткой экономии бюджетных средств и отказа от громких проектов — в том числе и от этого.

Спустя еще год проект снова ожил — в 2012 году Россия получила право на чемпионат мира по футболу, Петербург — на несколько матчей, включая полуфинал, и мост через остров Серный должен быть наконец построен. Проект пришлось переписать, теперь 900-метровый мост должен стать шестиполосным, а кроме того, должен быть реконструирован близлежащий участок набережной Макарова, его надо «подключить» к объезду центра города по Западному скоростному диаметру, таким образом облегчив уже окончательно непроездную транспортную ситуацию в этой части города. Весь проект, естественно, должен быть реализован до лета 2018 года.

При этом мосты, точнее говоря, их количество — одно из самых уязвимых мест петербургской транспортной инфраструктуры. Те, что функционируют сейчас, строили при другом дорожном трафике, и ныне почти все мосты — источники автомобильных пробок. А трафик продолжает расти… Вопрос строительства мостов или тоннелей (что гораздо сложнее с учетом местных почв) назрел и перезрел. Но ни Валентина Матвиенко, ни пока Георгий Полтавченко ни одной переправы после себя так и не оставили.

«Экономим на булавках»

С самого начала работы правительства Георгия Полтавченко (2011 год) главная претензия бизнесменов, в том числе и в дорожной сфере — бесконечная бюрократическая канитель, затягивание сроков принятия решений и стремление сокращать издержки даже там, где это невозможно. С началом нового кризиса у Смольного стало еще больше причин для экономии, к тому же теперь на важные проекты, включая этот, городские власти активно просят федерального софинансирования. Но решение по данному вопросу пока не принято.

Подрядчики жалуются и на то, что Смольный ставит нереальные цели. В условиях кризиса растет стоимость техники и работ, цена кредитов и так далее, а чиновники стали сокращать финансирование, причем уже после начала выполнения работ. У компаний скопилась серьезная долговая нагрузка. Все это может стать причиной ухода с рынка ряда крупных игроков…

Чиновники в свою очередь говорят, что все расчеты экономически обоснованы, что компании никто не заставляет участвовать в конкурсах и проводить работы, если им не нравятся предложенные условия. А в скобках и «не для печати» добавляют, что дорожники привыкли к значительным доходам и не хотят переходить от сверхвыгодных контрактов к просто выгодным.

Конкурс по Серному мосту переносится потому, что нет желающих его строить, а желающих его строить нет потому, что предложение Смольного не слишком выгодно. С одной стороны, деградировал уровень подрядчиков, объяснил ИА REGNUM глава ассоциации «Дормост», объединяющей больше 50 компаний, Кирилл Иванов. Они не хотят заниматься сложными объектами, такими, как мосты, хотя в Петербурге, в том числе и с имиджевой точки зрения, крупные игроки не должны проходить мимо таких конкурсов. Но сейчас подрядчики смотрят только на экономическую составляющую и ждут конкурсов попроще.

В то же время, по его словам, есть претензии и к Смольному. Как и прежде, новые конкурсы не вполне предсказуемы — их победитель заранее не знает, где именно обнаружатся новые сложности и сколько они будут стоить. Так или иначе, речь идет о «коте в мешке». Раньше этого «кота» брали охотнее, потому что маржа была весомее и подрядчик знал, что сможет покрыть непредвиденные расходы. Теперь чиновники стали считать аккуратнее, но «кот» по-прежнему в мешке — вопросы с документацией, с дополнительными согласованиями и расходами никуда не делись. Нужно или правила сделать понятнее, или маржу вернуть к прежним объемам. Второй вариант надежнее. Но Смольный не делает ни того, ни другого, а время идет.

Любая подобная стройка требует нескольких лет подготовки, подготовки проектно-планировочной документации, а такой тщательной системной работы в последнее время не проводится, рассказал заместитель генерального директора по развитию института «Петербургский НИПИград» Михаил Петрович. У администрации есть только чиновники-управленцы и нет «мозгового центра», который рассматривал бы инфраструктурное развитие в комплексе, что и становится причиной непроработанности проектов. Участники рынка надеются, что таким центром все-таки станет Центр транспортного планирования, который для этого и создан (в 2011 году — прим.ред.) Особенно все это актуально в ситуации с мостом через остров Серный, где сходятся сразу несколько транспортных потоков.

…А дьявол кроется в детали — работы нужно завершить до весны 2018 года, поскольку в июне начинается Чемпионат мира по футболу. Сроки явно поджимают, а конкурсы еще не проведены, вопрос с собственниками земель решен не до конца, сомнительная экономическая ситуация не способствует росту расходов (не далее как во вторник финансисты Смольного предложили урезать расходы на дорожную инфраструктуру на следующий год на 16,5 млрд рублей). Нет и решения о финансовой поддержке из Москвы. Все это заставляет предполагать, что ряд проектов будут достраивать в режиме аврала. То есть за дополнительные деньги. Подойти к ЧМ-2018 неподготовленными, тем более — в Петербурге, невозможно по политическим причинам. С учетом этого смольнинская установка на экономию может оказаться бессмысленной — потратить всё равно придется столько же.