Несмотря на все преобразования дорожно-транспортной инфраструктуры последних лет, нехватка стоянок и километровые пробки — по-прежнему главные проблемы столицы. Одно из ответвлений вопроса и одновременно типичная картина для города — таксисты, оккупировавшие знаки «Стоянка запрещена». И ни штрафы, ни какое-либо общественное порицание им пока не помеха: встать поодаль от «хлебного места» — это потерять клиента, а специализированных стоянок всё равно нет. Для того чтобы нарушение закона было менее заметно для контролирующих органов, таксисты идут на всевозможные ухищрения: от «кругов почета» вокруг мест своего дежурства раз в 15 минут, до выплат «отступных» таинственному начальству. В ситуации разбирался корреспондент ИА REGNUM.

abnews.ru
Такси на Комсомольской площади в Москве.

Основные точки боевого дежурства официальных столичных такси — это публичные места в центре города и площадки возле станций метро. Нарушать ПДД тут приходится по двум причинам: либо таксисту необходимо посадить или высадить пассажира, либо уплата 3 тыс. рублей в бюджет города с лихвой окупается прибылью от клиентуры, поэтому стоять все равно выгодно. Как пояснил корреспонденту сотрудник одной известной таксомоторной компании столицы, «работающий» в Басманном округе, нарушать правила приходится часто. Тут существуют три стандартных схемы: либо таксист раз в несколько минут делает круг возле постоянного места дежурства, чтобы обойти запрет на парковку свыше положенного; либо, если речь идет о запрещающем знаке в «прибыльном месте», просто стоит на месте и платит штрафы; либо «договаривается на местах». Как и с кем, впрочем, водители предпочитают не признаваться, но, как заявил таксист, постоянно дежурящий возле Храма Христа Спасителя, этим вопросом занимается его начальство: «Мы только стоим. Ну да, нарушаем, нельзя тут».

Для того, чтобы избавить город от очевидного пренебрежения законом, в Москве необходимо разработать особые стандарты для инфраструктуры легкового такси, считает руководитель рабочей группы по подготовке рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере такси для стран Евразийского союза и СНГСтанислав Швагерус.

«Да, таксисты останавливаются там, где запрещено, — заявил он корреспонденту ИА REGNUM. — С одной стороны, остановка в ожидании клиента должна регулироваться. Ожидание должно составлять от двух до десяти минут. С другой стороны, в Москве сейчас отсутствует система официальных такси. Для того, чтобы ее запустить, не нужно изменение федерального законодательства, нужна разработка стандартов инфраструктуры легкового такси в городе Москве для добровольного применения участниками рынка».

С помощью такого стандарта можно, в том числе, регулировать и стоимость поездки, отслеживая соответствие тарифа стоянки с рекомендациями правительства Москвы.

«Делается это очень просто, — пояснил Швагерус. — Устанавливается табличка с надписью «тарифы» с этой стоянки, которые составляют столько-то, и указывается телефон уполномоченного органа для жалоб пассажиров. И участникам рынка, то есть таксистам со стоянок такси, это удобно, и у пассажира есть ориентир, куда пожаловаться. То есть потребительский контроль».

Что касается запрещенных мест, то специалисты подчеркивают, что в международной практике давно принято разрешать стоянки легкового такси на остановках общественного транспорта в ночное время. Причем в странах ЕС это регулируют именно на уровне регионального, а не государственного законодательства.

«Все полномочия для этого, в частности, полномочия субъекта Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения легковыми такси согласно 184 закону, у Москвы есть», подчеркнул Швагерус.

Пока получается, что заставить таксистов соблюдать закон без решения проблемы нехватки парковочных мест невозможно. Но можно временно нивелировать вопрос. В частности, как заявил председатель Межрегионального транспортного профсоюзаРоман Круглов, установить под знаками «Остановка запрещена» табличек 8.4.14 «Кроме такси». Ну, а пока их нет, городу остается лишь собирать штрафы:

«Сколько не прячься, а пару штрафов в месяц обязательно поймаешь, — поясняет Круглов. — Вот приведу пример: как забрать клиента из кафе? Или мамочку с ребенком из больницы? Везде установлен знак 3.27 «Остановка запрещена».

Помимо уже описанных оригинальных способов негласной войны с запретами, столичные таксисты прибегают и к более стандартным. Например, заклеивают номера на машинах или поднимают крышки багажников, чтобы не попасть в объективы спецтехники, рассказал корреспонденту Александр — водитель еще одной таксомоторной компании.

«Вообще таких запрещенных мест в городе миллион. Особенно центр, там нельзя ни парковать, ни останавливать машину. А как раз из центра, если брать пятницу вечер, то это 70% заказа. Сами понимаете, клубы, кафе, магазины. И, как правило, стоять долго там запрещено, а клиентов приходится долго ждать. А еще часто бывает так, что стоянки такси забиты машинами без принадлежности к такси. Они все забиты, и сотрудники ГИБДД никак не реагируют», — жалуется он.

По словам таксистов, им часто дешевле стоять в запрещенных местах и платить штрафы, так как выручка все равно «отбивает» затраты. По словам генерального директора компании «Новое Желтое Такси"Феликса Маргаряна, это даже выгоднее, чем изобретать новые способы обхода штрафных санкций.

«Помимо людей, которые заказывают такси, есть люди, у которых есть дети или инвалиды. Бывает так, что нам надо долго стоять, таких клиентов ждать. А все улицы сегодня односторонние в центре, — пояснил он корреспонденту ИА REGNUM. — А бывает так, что когда ты стоишь на ожидании, то ты, конечно, можешь кружиться. Но этот круг большое время займет, и будет негатив со стороны клиента. Кроме того, надо не забывать, что есть сезонный фактор и клиент не может ждать, пока ты делаешь круги».

По мнению Маргаряна, чтобы решить проблему нарушений, необходимо приравнять такси в общественному транспорту и разрешат таксистам, ожидающим клиента, стоять под знаком, где стоянка запрещена.

А по мнению основателя проекта «ГдеПаркинг» Валентина Шабанова, стоит и вовсе сократить количество запрещающих знаков, так как большая часть их них вовсе не подкреплена реальными проблемами на дорогах и расставлена без детального анализа дорожной ситуации.

«Это ведь проблема не только таксистов, — заявил он корреспонденту ИА REGNUM. — Когда есть какое-то место, в которое необходимо попасть, человек просто паркуется, несмотря на то, что стоит запрещающий знак. Яркий пример — это Новослободская, которую сейчас всю перегородили, перекурочивают, а жителям все равно надо подъезжать и как-то парковаться. То есть на многих улицах невозможно парковаться, потому что знак ставится не в каком-то конкретном месте, где, казалось бы, было разумно его установить, так как это место особого трафика, но знаки ставятся и там, где нет и никогда не было большого скопления автомобилей».

Еще одной проблемной зоной для таксистов и обычных водителей сейчас стали улицы, примыкающие к Остоженке, где между домов, ближе к метро «Парк культуры» часто установлены запрещающие знаки.

«Фактически, вдоль всего этого переулка сейчас нельзя парковаться, хотя рядом дома. И жителям, и тем, кто работает в офисе, надо как-то подъезжать, но для этого нет даже физической возможности», — заявил Шабанов.

По мнению эксперта, необходимо провести детальный анализ и убрать часть запрещающих знаков с проезжих участков дорог, оставив их лишь там, где автомобили создают реальные помехи движению:

«Второй момент — необходимо больше парковочных площадей. Причем эти площади должны быть не где-то далеко. Надо именно очищать места для автомобилей, чтобы человек мог комфортно подъехать и быстро добраться до офиса или торгового центра. Чтобы это не было на отдалении от места назначения, потому что иначе человек будет нарушать. Это Новослободская, это все места ближе к центу, Бульварное кольцо, где даже вокруг далеко не всегда есть места».

Шабанов отметил и особую ситуацию, сложившуюся с парковочным пространством возле ТЦ «Атриум». Сзади комплекса расположена платная парковка, но она предназначена для покупателей торгового центра, в то время как жители и сотрудники большого количества офисов вокруг лишены возможности парковаться.

«Торговый центр должен быть доступен для того, чтобы большинство жителей приехали и спокойно закупились там. При этом там стоит множество офисов и люди приезжают по работе, но при этом парковка «Атриума» загружена покупателями. Получается, что люди, которые приезжают по работе, страдают от тех, кто приехал за покупками и наоборот, — отметил он. — Может быть, у таксистов — да, есть какие-то часто корыстные цели, потому что есть «хлебные места», но ведь у обычных жителей и вовсе нет никакой физической альтернативы», — резюмировал он.