Все потенциальные кандидаты в президенты Мьянмы – бывшие военные
Мьянма, 15 июля, 2015, 21:10 — ИА Регнум.
13 июля Reuters со ссылкой на высокопоставленного чиновника президентского офиса распространило информацию о том, что президент Мьянмы Тейн Сейн не намерен идти на второй срок. Это свое желание президент, якобы, высказал в письме, направленном лидеру правящей Партии сплоченности и единства Союза, спикеру парламента Туре Шве Ману. Свой отказ президент мотивировал проблемами со здоровьем. По сообщениям ряда СМИ, в 2004 году Тейн Сейну установлен кардиостимулятор.
Тем не менее, на следующий день канцелярия президента Мьянмы оперативно опровергла эту информацию. Один из чиновников президентского офиса разъяснил агентству Синьхуа, что президент страны действительно не был включен в список кандидатов в депутаты от правящей партии — и, возможно, именно этот факт послужил поводом для далеко идущих выводов «некоторых средств массовой информации». Тем не менее, по словам этого неназванного чиновника, Тейн Сейн вполне может стать парламентарием по армейской квоте (четверть мест в парламенте зарезервирована за военными, назначаемыми главкомом вооруженных сил страны), и таким образом будет иметь возможность вновь баллотироваться на пост президента. Чиновник специально добавил, что здоровье у президента хорошее, и что о своем решении Тейн Сейн объявит сам.
Этот вброс информации и очень быстрая реакция на него канцелярии президента свидетельствуют о том, насколько важна для страны фигура президента, избираемого парламентом сразу после очередных всеобщих выборов. До парламентских выборов остается еще больше трех месяцев, но главная тема обсуждения основных политических сил давно уже выходит за их горизонт. Всех интересует вопрос — кто будет следующим президентом Мьянмы.
70-летний Тейн Сейн сделал карьеру при прежнем военном правительстве, став полным генералом и премьер-министром страны. На первых за 20 лет парламентских выборах в 2010 году он был избран депутатом и затем вошел в число трех кандидатов, представленных коллегией выборщиков, из которых парламентарии избрали президента и двух вице-президентов. В актив себе он может записать начало демократических реформ, преобразования в экономической сфере, попытки достижения национального примирения — причем, все эти процессы осуществлялись без рывков и социальных потрясений. Тем не менее, наблюдатели отмечают тот факт, что, стремясь стать президентом всей Мьянмы, а не только представителем армейской среды, из которой он вышел, Тейн Сейн так и не сумел полностью стать «своим» для многих обычных жителей страны (прежде всего — для представителей либеральной интеллигенции), при этом и в армейских кругах к нему часто относятся как к человеку, который уже не вполне способен отстаивать корпоративные интересы. В этом смысле заявление чиновника из президентского офиса о том, что Тейн Сейн может быть выдвинут по армейской квоте, показательно само по себе: видимо, президент решил показать, что он не порвал с вооруженными силами и до сих пор сохраняет с ними тесные связи.
68-летний Тура Шве Ман, упоминаемый в сообщении агентства Reuters как адресат письма президента, также является отставным генералом, занимавшим при военном режиме должность начальника генштаба вооруженных сил Мьянмы. После парламентских выборов 2010 года он был избран спикером нижней палаты парламента — Пьиту Хлюто. В 2013 году Тура Шве Ман впервые публично объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента страны и неоднократно подтверждал это свое намерение. В своей спикерской деятельности Тура Шве Ман зарекомендовал себя как человек, стремящийся со всеми жить дружно, без попыток администрирования и окриков. Тем не менее, в нескольких случаях он старался демонстративно показать, что он — активный выразитель интересов военных депутатов парламента. То есть, пытался «перетянуть на себя» симпатии многих военных, обеспокоенных тем, что президент страны слишком далеко зашел в своих реформах и оторвался от той среды, которой он обязан своей карьерой. Последний пример такого рода — история со «спящими депутатами», которую инициировал один из армейских парламентариев. Тура Шве Ман активно поддержал стремление военных депутатов закрыть возможность для журналистов фотографировать депутатов во время сессии, поскольку некоторые их снимки, по мнению армейских представителей в парламенте, компрометировали деятельность этого органа власти. Кроме того, фигура спикера Туры Шве Мана вызывает вопросы из-за его, как сообщают СМИ, слишком тесных связей с некоторыми ведущими бизнесменами Мьянмы — многие опасаются, что в случае его прихода к власти произойдет возврат к ситуации, имевшей место при прежнем военном правительстве с узким кругом приближенных к власти олигархов.
По сообщению The Irrawaddy, в настоящее время оппозиционная Национальная лига за демократию, возглавляемая Аун Сан Су Чжи, также решает, кто будет кандидатом в президенты от этой политической структуры. Самой 70-летней Аун Сан Су Чжи, которая ранее объявляла о желании стать президентом, баллотироваться на этот пост запрещает действующая конституция страны (двое сыновей лидера оппозиции являются подданными Великобритании). Наиболее вероятными кандидатами в партии называют 88-летнего вице-председателя партии Тин У и 74-летнего члена партийного руководства Вин Тхейна. Оба этих деятеля в прошлом также являлись военными. Отставной генерал Тин У при режиме генерала Не Вина занимал должность главкома вооруженных сил страны (он был снят с должности из-за того, что его жена, якобы, брала взятки), а Вин Тхейн покинул армию в звании капитана, став бизнесменом и одним из ближайших сподвижников Аун Сан Су Чжи. При этом даже представители демократических сил Мьянмы склонны акцентировать внимание на том, что Вин Тхейн был «лучшим курсантом своего выпуска в Академии оборонной службы».
При этом есть одна фигура умолчания, о которой руководители Национальной лиги за демократию пока предпочитают умалчивать. Уже ясно, что в случае успеха на выборах эта оппозиционная партия немедленно попытается изменить конституцию — прежде всего, ограничить власть военных и отменить статью 59 (f), которая сегодня является основным препятствием для Аун Сан Су Чжи на пути к президентству. Если Национальной лиге за демократию удастся изменить конституцию, избранный ранее президентом кандидат от НЛД может уйти в отставку, сославшись на слабое здоровье (в случае с 88-летним Тин У и 74-летним Вин Тхейном это выглядело бы вполне логично), открыв тем самым для Аун Сан Су Чжи путь в президенты. При этом партия будет стремиться сделать все, чтобы не дать военным поставить условие, согласно которому внесенные в конституцию изменения будут применяться лишь к парламенту следующего созыва, избранному в 2020 году.
Кроме того, некоторые эксперты указывают на то, что хорошие шансы стать компромиссным кандидатом в президенты имеет нынешний главком вооруженных сил Мьянмы старший генерал Мин Аун Хлайн, пользующийся определенной популярностью в обществе. Отмечается, что в следующем году ему исполняется 60 лет, и это повод подумать о гражданской карьере. Тем не менее, в одном из недавних интервью Мин Аун Хлайн ушел от ответа на вопрос о президентстве, заявив, что он занят решением конкретных вопросов на нынешней должности и не заглядывает в будущее так далеко.
В этой связи наблюдатели указывают на довольно интересную тенденцию. По сути, после обновления армейского руководства, у многих жителей Мьянмы начало меняться отношение к армии. С одной стороны, они считают, что нынешние генералы уже не несут ответственность за то, что происходило во времена военного режима. А с другой стороны, некоторые из генералов (в том числе старший генерал Мин Аун Хлайн, активно использующий возможности социальных сетей и демонстрирующий открытость и демократизм) стараются показать, что армия на сегодняшний день на самом деле стала иной. Рост положительного отношения к армии вызвала и борьба с этническими китайскими сепаратистами в Кокане — многие в Мьянме считают, что за сепаратистами стоит Китай, а вооруженные силы страны Мьянмы в этой борьбе отстаивают независимость и территориальную целостность страны.
И хотя существует мнение, что отставные военные в списке кандидатов в президенты нужны в том числе для того, чтобы обеспечить их прохождение у армейских депутатов парламента, все равно тот факт, что все нынешние претенденты на пост главы государства когда-то носили погоны, является показательным для страны, где полвека правили военные, а затем, посчитав, что пришло время, они сами инициировали постепенный переход к выборной гражданской власти.