Воронежское дело Полухина: «пищевой» мак обрабатывали ацетилированным опием
Воронежская область, 10 июля, 2015, 17:17 — ИА Регнум. Сбор подписей под обращением в адрес президента Владимира Путина с просьбой вступиться за семью Полухиных, признанных Левобережным судом Воронежа виновными в торговле наркотиками, организован на сайте петиций, сообщает ИА REGNUM.
Приговор в отношении семьи Полухиных — главы семейства, его супруги, дочери, а также сестры супруги — был вынесен в Воронеже 7 июля. Согласно официальному пресс-релизу прокуратуры, подсудимые признаны виновными в совершении серии преступлений, предусмотренных п. «а», «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ («Незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере»), ч. 3 ст. 30, п. «а», «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ («Покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере») и ч. 1 ст. 30 п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ («Приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в особо крупном размере»). Главе семейства назначено наказание в виде восьми лет четырех месяцев лишения свободы в колонии строгого режима, остальным фигурантам — по восемь с половиной лет в колонии общего режима.
Дело было возбуждено три года назад. По данным следствия, осужденные торговали маком, смешанным с маковой соломой и обработанным ацетилированным опием — наркотиком, получаемым из сорных примесей, содержащихся в пищевом маке. Таким образом, прокуратура настаивает на том, что осужденные реализовывали не кондитерский мак, а именно семена, обработанные наркотиком. Защита же предпринимателей, до этого содержавших кафе «Очаг», утверждает, что мак использовался ими только в кондитерских целях. Свою вину подсудимые ни в ходе следствия, ни на суде не признали. Однако суд счел их вину доказанной — в деле были представлены расшифровки разговоров осужденных, а также показания наркоманов — клиентов предпринимателей.
В петиции, созданной и размещенной москвичом Антоном Шуралевым, в частности, говорится: «Более пяти лет семья воронежских предпринимателей Полухиных находится под следствием и судом по абсурдному обвинению в реализации наркотиков под видом пищевого мака. Полковник запаса Александр Полухин, выйдя на пенсию, открыл кафе „Очаг“. Маленький бизнес обеспечил работой не только его жену, дочь, сестру жены, но и еще более 10 человек. В кафе проводились банкеты, дни рождения, свадьбы. „Очаг“ торговал собственной выпечкой: пирожками с яблоками, картошкой, маком и бакалеей. Со слов Полухиных, в 2009 году им предложили делиться прибылью как платой за „крышевание“ сотрудники наркоконтроля. Отказ привел к уголовному преследованию семьи. Поводом для преследования стала реализация пищевого мака, который, по мнению сотрудников ФСКН, представляет собой наркотическую смесь, а его продажа — сбыт наркотиков, т. е преступление, предусмотренное статьей 228.1 УК РФ. Правоприменительная практика такова, что позволяет считать пищевой мак наркотической смесью только потому, что в нем всегда присутствуют в мизерных количествах естественные для растения мак наркотические вещества. Согласно логике сотрудников ФСКН, пищевой мак покупают наркопотребители, которые готовят из него ацетилированный опий, даже при отсутствии сорной примеси (так называемой маковой соломы). ФСКН изъяла со склада „Очага“ пищевой мак, назвала его наркотической смесью и утверждает, что Полухины занимались торговлей маком и пирожками как маскировкой сбыта наркотиков».
«Мы требуем принять поправки в законодательство, исключающие возможность преследования предпринимателей за реализацию пищевого мака, который соответствует требованиям технических регламентов и санитарных правил и норм!» — говорится также в обращении.
На данный момент подписи под петицией поставили около 58,2 тыс. человек. В комментариях пользователи, в частности, призывают прекратить «гонения» на предпринимателей, а «уголовные дела в отношении реализаторов продукции, содержащей кондитерский мак» называют произволом и нарушением действующего законодательства. Добавим, что сбор подписей под обращением приостанавливался — из-за статьи в «Комсомольской правде» — для уточнения всех деталей. В итоге авторы петиции ограничились припиской к обращению, в которой дана ссылка на данную статью.
Между тем, как прокомментировал детали дела для ИА REGNUM старший помощник прокурора Левобережного района Воронежа Николай Смагин, выступавший на суде со стороны гособвинения, всего у предпринимателей по месту их жительства было изъято 4,8 тыс. килограмм мака, в этом объеме находилось более 39 килограммов маковой соломы и около 19 килограммов ацетилированного опия — то есть, подчеркнул Смагин, семена мака были обработаны именно таким количеством опия.
«Наша позиция была такова, что, действительно, они реализовывали данную смесь семян мака, хотя они доказывали, что смешивать семена мака не смешивали, что продавали как пищевой мак. Но, согласно материалам уголовного дела и приговору, факт реализации пищевого мака не установлен, а установлен факт реализации именно смеси семян мака с маковой соломой и опием», — отметил Николай Смагин.
Комментируя заявления о том, что на суде якобы не были представлены вещественные доказательства по делу, представитель прокуратуры заявил, что доказательства (то есть собственно мешки с маком, изъятые в ходе обысков) были осмотрены в помещении УФСКН — для этого организовывалось выездное заседание суда с участием всех участников процесса: суда, гособвинения, защиты, обвиняемых.
«Мы осматривали все мешки. Фактически, как писали (обвиняемые — прим.ИА REGNUM) во всех своих жалобах, что на стол судьи не были положены маковая солома и опий, это невозможно, так как данные смеси находятся в семенах мака, что выявлено путем исследования. Эксперты наркоконтроля установили, что в 30 миллиграммах находится столько-то маковой соломы, столько-то опия, и пересчитали на общий вес. Когда вскрывали мешок, там сразу была видна маковая солома. Но в связи с тем, что семена мака были обработаны ацетилированным опием, для исследования его было необходимо выпаривать, это процесс нескольких лет, а потому вес был установлен расчетным путем. Весь изъятый мак был осмотрен судом, представлен для обозрения подсудимым», — рассказал Николай Смагин.
Представитель прокуратуры отметил, что, согласно ГОСТу, действовавшему на момент совершения преступления — в 2009 году — пищевой мак не должен содержать в себе каких-ибо примесей, то есть должен быть чистым. «Такой мак реализуется у нас в магазинах, расфасованный по 100 грамм в пакетики. В данном случае говорить о том, что это пищевой мак — невозможно, потому что в нем содержится маковая солома, присутствует обработка опием. Кроме всего прочего, когда мы допрашивали эксперта, он сказал, что наличие опия не предусмотрено, даже если бы семена мака убирались бы на поле. И сейчас действует технический регламент, который предусматривает наличие примесей только в две сотых процента от общей массы — и то, примесей других сорных трав», — пояснил Смагин.
Между тем, дело о «маковых пирожках» может получить неожиданное продолжение. Как сообщил ИА REGNUM Николай Смагин, им направлен в Следственный комитет рапорт о возбуждении уголовного дела в отношении Полухина: «Во время оглашения приговора Полухин обозвал меня негодяем, мерзостью, указывая на меня. Также при оглашении приговора он достал газету с заголовком „Пуля догнала прокурора“ и сказал, что прокурору стоит задуматься над этим».