Восемь из 23 объектов «Восточного» не успеют построить к первому пуску в декабре 2015 года, сообщает РБК. Издание изучает, почему «Восточный» стал самым дорогим космодромом мира.

Почему Углегорск

«Восточный, может быть, самая тайная и важная стройка в России. Секретный указ президента о создании космодрома был подписан в ноябре 2007 года. Основным конкурентом при выборе места был портовый город Советская Гавань в Хабаровском крае, однако за пару недель до выезда комиссии произошло землетрясение, и после пересчета конкурент в два раза проиграл по деньгам из-за сейсмики», — рассказал о событиях 2007 года членкор Российской академии космонавтики (РАКЦ) Андрей Ионин.

В результате остановились на Углегорске в Амурской области: всего на 6 градусов севернее Байконура, удобные поля падения отработанных ступеней, много солнечных дней, рядом проходит трасса Чита — Хабаровск и Транссиб.

Хотели одно, а получилось как всегда

Стройка началась в 2011-м. И сразу начались проблемы.

«С самого начала работы велись хаотично, бессистемно, — говорил в конце 2014 года экс-глава Роскосмоса Олег Остапенко.

«Это многострадальная стройка. Сначала предполагали строить комплекс для совсем другой ракеты — «Руси-М». Однако правительство отказалось от нее в пользу «Союза-2», что потребовало заново проводить проектирование и затянуло сроки», — сказал генеральный конструктор космодрома Игорь Бармин.

К осени 2013 года положение стало критическим, отставание по ряду объектов достигало 18 месяцев. Летом 2013 года был отправлен в отставку глава Спецстроя, вслед за ним гендиректор «Дальспецстроя» и глава Роскосмоса. С того времени руководство Роскосмоса успело поменяться еще раз, а «Дальспецстроя» — и вовсе три раза. Начали искать виноватых: по результатам массовых проверок возбуждено уже более 20 уголовных дел.

«Сегодня мы смотрели с вертолета: ряд домов уже заложен, над ними уже работают. Сколько там, восемь домов? А должно быть 40! — распекал строителей приехавший в сентябре 2014 года на космодром Владимир Путин.

Вскоре в правительстве появилась спецкомиссия по Восточному, общее руководство передали от Роскосмоса вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

«Теперь я здесь буду каждый месяц инспектировать ход работ», — пообещал политик. В июле Рогозин посетил стройку уже в 43-й раз.

Рогозин занимается проблемой в ежедневном режиме и регулярно письменно и устно докладывает о ситуации Путину.

«Президент держит ситуацию на контроле», — заверил РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков он.

Читайте также: Космодром Восточный вновь проинспектировали

Сколько дали и еще сколько дадут

С 2011 по 2014 годы государство выделило на космодром 100 млрд рублей. Еще 40 млрд рубленй было перечислено Спецстрою с начала 2015 года. В мае агентство попросило еще 20 млрд руб. Дума соответствующие поправки в бюджет уже приняла в первом чтении.

РБК выяснял, на что пошли эти деньги. Общая сумма 96 госконтрактов по космодрому «Восточный», заключенных с 2011 года, — 161,3 млрд рублей с учетом корректировок. На создание космического ракетного комплекса «Союз-2» ушло 94,4 млрд рублей, на обеспечивающую инфраструктуру — 60,8 млрд рублей, на работы по комплексу «Ангара» — 6,1 млрд рублей.

Еще 38,5 млрд рублей на изготовление и монтаж оборудования получила структура Роскосмоса — Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ»); 5,2 млрд — генпроектировщик ОАО «Ипромашпром».

Более 88 млрд рублей, или 80% предназначенных Спецстрою средств, пошло на закупки у частных субподрядчиков и поставщиков. Кому же, в конечном счете, достались деньги космодрома?

По расчетам РБК, 76% закупок по космодрому «Дальспецстрой» провел с одним поставщиком, причем за последние полтора года этот уровень достиг 80%. У «Спецстройтехнологий» доля закупок с одним поставщиком также высока — 60%, у ГУ СДА при Спецстрое — 86%, у «Спецстройсервиса» — 75%. «Исходя из сложности или единственности продукции, проектировщики уже в документацию закладывают название определенного завода или поставщика», — объясняет высокий уровень закупок вне конкурса первый замглавы Спецстроя Александр Загорулько.

Активов — минимум, владельцы — офшоры

В начале июня белорусский спецназ остановил в центре Минска «Мерседес», полностью заклеенный стразами Swarovski. За рулем сидел 40-летний гендиректор нескольких строительных фирм и экс-помощник депутата Госдумы Иван Чопозов. Странно, но в столь приметной машине Чопозов скрывался от уголовного розыска: в России бизнесмена подозревают в хищении 4 млн руб. на стройке Восточного.

РБК проанализировал деятельность 112 негосударственных субподрядчиков и поставщиков с договорами более чем на 100 млн руб. Среди основных показателей были выбраны достаточность основных средств, соотношение выручки от космодрома с прежними доходами, офшорный контроль, объем арбитражных претензий, уголовные дела. Эти и другие критерии помогают понять, является ли фирма добросовестной или ведет сомнительную деятельность, объясняет ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН Руслан Дзарасов: «Если фирма, которая не занималась особенно бизнесом, не приобрела деловую репутацию, вдруг получает большой объем подрядов, это может быть подозрительно».

Среди рассмотренных компаний — 40 практически не имеют собственных зданий, станков и оборудования: доля внеоборотных активов в балансе у них меньше 5%. При этом 18 таких фирм основной деятельностью заявили именно производство и строительство.

В Спецстрое разводят руками: таково законодательство.

«Основным критерием при закупке является цена. А вот критерий состоятельности убрали, то есть сейчас на рынок может выйти любая фирма и, имея лицензию, дать минимальную цену и выиграть торги», — пояснил Загорулько.

Однако даже у «Спецстройтехнологий» своих мощностей оказалось очень мало: доля внеоборотных активов в балансе в 2013 году была всего 0,2%. Как результат — договоры с Роскосмосом почти полностью передавались «Спецстройтехом» на субподряд.

15 из 112 компаний управляются из офшоров или записаны на номинальных владельцев. Так, один из крупнейших субподрядчиков — ООО «Стройтрансгаз-М» — на 52% контролируется ОАО «СТГ», которое, в свою очередь, на 94,6% принадлежит STG Holdings Ltd (Кипр) — структуре, связанной с Volga Group Геннадия Тимченко.

Тяжбы против ОАО «Амурметалл» достигли 3,8 млрд руб., и компания уже находится в стадии ликвидации. Принадлежит она ВЭБу и контролировалась также через офшорную фирму — кипрскую Amurmetal Holding Ltd.

У 25 субподрядчиков сумма договоров по космодрому более чем в 4 раза превышает выручку за год, предшествующий их заключению, то есть эти фирмы разбогатели именно на «Восточном», ведя ранее скромную деятельность. Восемь из этих фирм моложе пяти лет, многие уже также отметились в скандалах. Лидерами по превышению стали ООО «Стройконструкция С» (в 2 тыс. раз), ООО «Строительный альянс» (в 391 раз), ООО «ДВ Автосалон» (в 124 раза), ООО СФ «Квартал» (в 87 раз), ООО «СК ЦФО Лубянка» (в 50 раз) и др.

Еще одна часть субподрядчиков связана с властью. Так, главой ОАО «Транссигналстрой» с 2012 года по сентябрь 2014-го был Константин Шипунов — экс-депутат Госдумы от «Единой России». В этот период фирма получила заказы по космодрому на 923 млн руб. Правда, это не уберегло ее от проблем: чистая прибыль снизилась с 21 млн в 2012 году до минус 454 млн руб. в 2014-м, и на ней ввели наблюдение. Владеет ОАО «Транссигналстроем» сеть офшорных фирм.

Читайте также: Накал на космодроме Восточный: обыски, аресты, бессрочная голодовка

В целом оказывается, что не менее 18 фирм из 112 имеют прямое или косвенное отношение к представителям власти, силовикам, а также бывшим или нынешним сотрудникам Спецстроя. Не менее 29 фирм с общим объемом подрядов на 32 млрд руб. имеют два и более признаков сомнительной деятельности.

Самый дорогой в мире

Стоимость «Восточного» последовательно росла все годы строительства. В 2007 году строительство всего космодрома оценивалось в 130 млрд рублей. Роскосмос позже оценил стройку в 400 млрд руб., Спецстрой — в 300 млрд руб., а в конце 2011 года космическое агентство представило в правительство смету уже на 493 млрд руб.

Сколько точно потратят на первую и вторую очереди космодрома, в Роскосмосе пока не говорят. В Спецстрое считают, что основные расходы еще впереди. Но уже плановые расходы на первый этап в 161 млрд руб. делают космодром одним из самых дорогих в мире.

Как видно, космический ракетный комплекс для «Союза-2» на «Восточном» оказался в 2,3 раза дороже своего аналога на Куру и на 60% выше даже верхней планки стоимости сравнимых космодромов.


«Путин, спаси рабочих!»

Парадоксально, но при очень большой смете на строительство рабочие Восточного уже который месяц жалуются на плохие условия труда, долги по зарплате или ее невыплату.

«Уважаемый Путин В.В. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты. Спаси рабочих» — эти слова, написанные 14 апреля гигантскими буквами на крышах времянок, были видны с самолетов. Нецелевые траты больнее всего ударили именно по рядовым строителям.

Читайте также: Прокуратура вновь выбила долги строителям космодрома «Восточный»

Успеть нельзя достроить

Ракета «Союз-2» должна полететь с «Восточного» 25 декабря 2015 года. Посмотреть на это должен приехать сам президент. «Первая очередь космодрома будет готова через год», — обещал 1 июля 2014 года Рогозин. Сейчас как выяснилось, почти треть объектов первой очереди космодрома не успеют построить не то что к июлю, но и вовсе в этом году.

«Первая очередь состоит из 23 объектов. Ряд объектов по решению заказчика будет сдаваться в 2016 году, в том числе из-за отсутствия заключения госэкспертизы», — сказал РБК Мордовец. Всего речь идет о переносе объектов по восьми заключенным контрактам, подтверждают в пресс-службе Спецстроя. По некоторым из них до сих пор нет документации со сметами и полного финансирования, добавляет замглавы Спецстроя.

«Указом определены сроки завершения строительства первой очереди, которые подлежат неукоснительному исполнению», — ответили РБК в пресс-службе Роскосмоса на вопрос о возможности переноса первого старта. Однако является ли перенос завершения стройки трети объектов первой очереди нарушением секретного указа президента? В пресс-службе вице-премьера Дмитрия Рогозина не ответили на запрос РБК.