«Нет» президентской системе

Парламентские выборы 7 июня 2015 вошли в историю под знаком торжества демократии. Народ сказал «нет» настойчиво пропагандируемой президентской системе. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) максимально использовала все должностные полномочия для продвижения на выборах своих интересов. Президент, несмотря на присягу соблюдать нейтралитет во время предвыборной компании, активно выступал в поддержку своей партии. Однако вопреки всем сценариям, народ (явка на этих выборах превысила все ожидания, оказавшись рекордной — 87%) продемонстрировал смелость, лишив ПСР возможности узурпировать всю власть в своих руках. Безусловно, это послужило хорошим уроком для представителей Партии справедливости и развития, погрязшей в коррупционных скандалах и лжи.

Главным результатом выборов стало лидерство Селахаттина Демирташа, преодоление его партией 10% -го порога. Хочется верить, что благодаря этому курдский вопрос разрешится мирным и демократическим путем, гарантируя Турции территориальную целостность. По результатам выборов, ПСР набрала 40.8% голосов, что обеспечило ей 258 мест в парламенте. Этого недостаточно для создания однопартийного правительства. Основною оппозиционную силу представляет Народно-республиканская партия (НРП), набравшая на выборах 24.9% голосов — 132 парламентских кресел. В свою очередь, Партия националистического движения набрала 16.6%, заняв 80 парламентских кресел, а Народно-демократическая партия 13.1%, что также обеспечивает 80 мест в парламенте.

Награда, вызвавшая недовольство Ахмета Давутоглу

Инициатива вице-премьера Нумана Куртулмуша и министра экономики Нихата Зейбекчи вручить орден «чемпиона по экспорту» Реза Заррабу, главному фигуранту коррупционного скандала 17 декабря, стала яблоком раздора в партии. Премьер-министр Ахмет Давутоглу выступил с критикой по этому поводу, открыто высказав своё недовольство. Как стало известно, президент Реджеп Тайип Эрдоган, присутствовавший на «церемонии награждения», высказал своё сожаление окружению А. Давутоглу.

По словам соратников премьер-министра, их патрон неоднократно делал всё возможное, чтобы отстранить подобных людей от партии, якобы тот факт, что два министра одновременно оказались в одном объективе с Заррабом, вызывает огромное удивление. Давутоглу поддержал отстранение четырёх министров, замешанных в коррупционном скандале, поэтому допустить мысль о том, что именно он ратифицировал решение о присвоении награды, невозможно. Описанные события породили недовольство и среди общественности. Министр экономики Зейбекчи объявил, что не чувствует угрызений совести по этому вопросу, а Нуман Куртулуш подчеркнул своё недовольство словами: «Я бы не хотел оказаться на той фотографии». После таких слов Зейбекчи написал (в ответ) в соцсетях: «Признаюсь, нелегко отдавать должное тем, кто этого заслуживает, при этом делать это достойно. Ветер перемен не изменит наших убеждений, мы не станем прогибаться и будем смело отстаивать свои позиции”.

Непредсказуемая встреча в Анкаре

Президент Эрдоган встретился с экс-главой Народно-республиканской партии, депутатом от Анталии Денизом Байкалом, что вызвало огромное удивление у публики. Эрдоган пригласил Байкала под предлогом того, что тот является самым пожилым депутатом парламента. Как стало известно, Дениз Байкал принял это приглашение только после того, как председатель Народно-республиканской партии это одобрил. Депутат отказался встретиться в президентском дворце, согласившись на резеденцию министерства иностранных дел. Такое развитие событий было охарактеризовано как готовность Эрдогана пойти на уступки. Встреча продолжалась два часа. Журналисты и политические обозреватели по-разному комментировали столь знаковое событие. В кулуарах появились слухи о том, что во время встречи Эрдоган обсуждал возможность создания коалиции НРП с ПСР, предложив Байкалу сформировать правительство.

Театр популизма закончился

Участились факты нарушений в финансовой сфере. Так, акции Bank Asya в результате давления и вымогательства со стороны Агентства банковского регулирования и надзора (Bankacılık Düzenleme ve Denetleme Kurumu) были переданы в Фонд страхования вкладов (Tasarruf Mevduatı Sigorta Fonu). Правонарушения очевидны и замалчивать их невозможно. Глава Фонда страхования вкладов Шакир Эрджан Гюль выступил с заявлением по этому поводу: «Акционерный капитал банка демонстрирует прирост. Мы не сможем вмешиваться в акции абсолютных партнеров и партнеров по фондовому рынку». Вслед за этим представители Стамбульской фондовой биржи также объявили: «Юридическая ситуация относительно права собственности по вкладам остается на том же уровне, что и до принятия решения Агентством банковского регулирования и надзора, опубликованном в Официальной газете 30 мая 2015 года». При этом Эрдоган, выступая в прямом эфире, делает заявление о том, что «в борьбе с параллельной структурой главным шагом является Bank Asya». Такого рода противоречивые заявления и действия напоминают театр популизма.

Решение Агентства банковского регулирования и надзора относительно Bank Asya с 4 июня прекратило свое действие, что стало подтверждением нецелесообразности и грубого правонарушения, которое спровоцировано политическим давлением. Пришло время задать вопрос, какое отношение Фонд страхования вкладов имеет к банку. Безусловно, грубые правонарушения повлекут правовую ответственность. Доказательством того, что правонарушения осуществляются в соответствии с распоряжениями из президентского дворца, может послужить описанный выше пример. Акции банка не были переданы в Фонд страхования вкладов. Кроме того, Фонд не смог заполучить акции партнёров по банку, поскольку законом четко прописана подобная процедура.

Дестабилизация на границе с Сирией

Продолжительная гражданская война в Сирии серьезным образом дестабилизирует границу с Турцией. Инициатива правительства объявить северную часть Сирии закрытой для воздушного сообщения и создания в этом регионе зоны безопасности не получила поддержки мировой общественности. Несмотря на это, Анкара не стала бездействовать и разработала план по принятию мер безопасности в регионе, близлежащем границе. Было принято решение расширить область военной безопасности, создание на границе военных баз, позволяющих при необходимости ввести войска в конфликтный регион. Частично описанные проекты были приведены в действие.

В СМИ просочилась информация о том, что премьер-министр А. Давутоглу направил в Генштаб распоряжение «ввести войска в Сирию». И это взбудоражило всю страну. Начальник Генштаба и бюрократы из министерства иностранных дел вначале воспротивились такому решению. Военные мотивировали свои опасения возможными рисками, заставив Давутоглу отказаться от столь опрометчивого решения. Президент Эрдоган провел в президентском дворце заседание по безопасности, во время которого требования по «сирийскому вопросу» приняли очертания «письменной директивы». Глава генштаба вновь обозначил угрозы относительно ввода войск в Сирию. А представители МИД обратили внимание на позицию НАТО и России в этом вопросе.

Однако после руководство армии распорядилось начать подготовку войск на границе с Сирией и составить карты для проведения боевых операций.

Будет ли создана коалиция?

Результаты выборов показали, что одна партия не сумеет создать правительство, поэтому всё внимание обращено на ПСР, НРП (Народно-республиканскую партию), прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН) и националистов из ПНД (Партия национального движения). Как распределятся силы в коалиционном правительстве? Это главный вопрос. Партии так и не смогли договориться к концу июня, переговоры продолжаются.

Коалиционное правительство может быть представлено либо силами ПСР-ПНД, либо ПСР-НРП. В концептуальном отношении ПСР ближе к ПНД. Поэтому существуют большая вероятность того, что именно эти две партии найдут общий язык. Но вопрос заключается в другом: насколько такое правительство будет эффективным?

ПСР в идеологическом отношении значительно отличается от НРП. Несмотря на это, НРП на протяжении продолжительного времени играла роль важного игрока с точки зрения модернизации политической системы Турции. Что касается ПСР, то эта партия последние четырнадцать лет возглавляет процесс преобразования страны. Совместная работа двух партий требует компромисса и уступок по отношению друг к другу, Достичь этого будет нелегко. Создание подобной коалиции послужит решению ряда актуальных проблем и укрепит позиции Турции в международной политике.