Поддержка экспорта: какие реформы реализованы в РФ?
В условиях интеграции российской экономики в мировую, в особенности после вступления России в ВТО, увеличение несырьевого экспорта является одним из значимых факторов роста экономического потенциала России. В связи с этим в последнее время активизировалась деятельность государственных властей по стимулированию создания и развития экспортоориентированных компаний.
Таможенные процедуры стали проще
В первую очередь среди государственных мер по содействию выходу и расширению присутствия российских компаний на зарубежных рынках необходимо отметить реализованные реформы по изменению таможенного законодательства.
В данном направлении стоит отметить несколько ключевых реформ. Во-первых, декларантов по операциям международной торговли освободили от обязанности предоставлять в таможенный орган паспорт сделки, а также документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, при таможенном декларировании и выпуске товаров документы. Во-вторых, теперь при оформлении товара таможенные органы используют предварительную информацию о грузе, которая была предоставлена декларантом, что позволяет им заранее просчитать риски и выбрать подходящую форму контроля, что в среднем на 30 минут сократило время проведения таможенными органами государственного контроля груза.
Реформы таможенного законодательства также коснулись применения современных технологий для упрощения таможенных процедур. Так, во всех таможенных органах был внедрен механизм удаленной уплаты таможенных платежей. Более того, на таможенных постах стала доступна опция автоматической регистрации деклараций.
Реализованные реформы уже дали ощутимые результаты. Так, по результатам опроса представителей экспортоориентированных компаний и таможенных брокеров, проведенного АНО «НИСИПП» в мае 2015 года, 40% респондентов отметили, что за последние 2 года процесс подготовки документации по экспортной сделке сократился на 1−3 дня, более чем на треть. Также 53% отметили ускорение самих процессов таможенного оформления примерно на 50%. Стоит подчеркнуть, что в настоящее время процедуры подготовки необходимой документации и прохождения таможенного оформления у компаний, согласно опросу, проведенному АНО «НИСИПП», занимают в среднем всего 2−4 дня. Проведенные реформы также привели к снижению финансовых затрат предприятий на этапах подготовки документации и прохождения таможенных процедур, что отметили 20% респондентов. 53% опрощенных участников внешнеэкономической деятельности также выделили, что качество сервиса, оказываемого таможенными органами, за последнее время улучшилось.
Какую Вам поддержку?
Помимо упрощения таможенных процедур для стимулирования экспортной деятельности российских компаний в настоящее время широко применяются различные меры поддержки. Так, Внешэкономбанк для оказания финансовой поддержки экспортоориентированным компаниям использует такие инструменты, как предоставление государственных гарантий, льготное кредитование иностранных покупателей, финансирование экспортных операций, страхование экспортных кредитов. Для предоставления информационно-консультационной поддержки был создан специальный единый Портал внешнеэкономической информации. Кроме того, оказывается даже содействие в поиске зарубежных партнеров: с 2007 года в России начала действовать сеть Европейских Информационных Корреспондентских Центров, которые на бесплатной основе консультируют компании по вопросам выхода на внешние рынки, содействуют в поиске партнеров через Европейскую сеть поддержки предпринимательства (EEN), а также организуя бизнес-миссии.
Важно отметить, что нефинансовые меры, в том числе меры образовательной поддержки, реализуются не только на федеральном, но и на региональном уровне через Центры поддержки экспорта, которые созданы и продолжают создаваться в регионах.
Не все болевые вопросы решены
Для стимулирования несырьевого экспорта в России в последнее время реализуется много мер, которые уже принесли результаты. Однако некоторые проблемы по-прежнему остаются нерешенными. Одной из ключевых проблем является недостаточная развитость дорожно-транспортной инфраструктуры в России: низкая пропускная способность портов и железнодорожного транспорта.
В мировой практике морские перевозки являются основным способом доставки товаров. Грузооборот крупнейших мировых портов в 2014 г. находился на уровне 10−30 млн TEU. Для сравнения грузооборот крупнейшего морского порта в России по данным за 2014 г. — Новороссийский морской торговый порт — составил 8,6 млн TEU, а грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга (3-ий в рейтинге российских портов по грузообороту за 2014 г.) — около 4 млн TEU.
Основными проблемами низкой пропускной способности российских портов является высокая степень износа их оборудования, а также низкая пропускная способность наземного транспорта, связанного с портами. Для решения данных проблем необходимо либо привлечение значительных средств из бюджета, либо от частных инвесторов с помощью использования механизма ГЧП. Важно отметить, что в России уже есть успешный опыт реализации проектов в сфере портовой деятельности с применением инструмента ГЧП — строительство на Балтике в Лужской губе Финского залива Морского торгового порта Усть-Луга мощностью 180 млн т грузов в год, общая стоимость проекта — 8,4 млрд руб. Однако важно отметить, что привлечение необходимого финансирования не позволит быстро решить существующие проблемы с пропускной способностью дорожно-транспортной инфраструктуры в стране и значительных изменений в краткосрочной перспективе по данному направлению ожидать не стоит.
Подводя итог мероприятиям, которые реализованы для стимулирования экспорта, стоит отметить, что государство действительно идет навстречу бизнесу, упрощая административные процедуры, внедряя широкий спектр мер поддержки. Пусть еще предстоит значительная работа по упрощения и увеличению прозрачности таможенного законодательства, однако первые результаты по упрощения операций международной торговли уже видны. Хочется также отметить, что результаты по улучшению бизнес-среды для осуществления внешнеэкономической деятельности могут быть достигнуты быстрее, если бизнес тоже пойдет навстречу государству, проявляя как высокую степень инициативности и участия в реализации реформ, так и осуществляя инвестиции в инфраструктурные проекты по увеличения пропускной способности портов и связанных с ними наземных видов транспорта.