Подведены итоги второго Крымского транспортного форума
Крым, 29 июня, 2015, 12:11 — ИА Регнум. 25−26 июня 2015 года в г. Алушта, Крым (в отеле Riviera Sunrise Resort & SPA) состоялся второй Крымский транспортный форум. Более 300 делегатов собрались со всей страны и зарубежья подвести итоги первого года работы в новых условиях и обсудить вопросы дальнейшего развития бизнеса в республике. Форум проводился при поддержке Совета министров Республики Крым и Федерального агентства морского и речного транспорта министерства транспорта РФ.
Открывая форум, глава Республики Крым, председатель Совета министров Республики Сергей Аксёнов, отметил, что форум — мероприятие полезное, необходимое и проводится вовремя. «Здесь собрались представители транспортной отрасли, должностные лица, депутаты Госдумы, которые смогут ответить на вопросы и внести рациональные предложения, а затем воплотить их в федеральном законодательстве», — акцентировал он.
Министр РФ по делам Крыма Олег Савельев отметил в приветствии, что «с момента принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя уже проведена существенная работа по улучшению транспортной инфраструктуры региона. Так, в дорожной отрасли проведена первичная диагностика автомобильных дорог общего пользования и оценка их транспортно-эксплуатационного состояния, произведен ремонт ряда участков автомобильных дорог муниципального и регионального значения. Проведены работы по развитию аэропортового комплекса „Симферополь“ — реконструкция покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, расширение имеющегося аэровокзального комплекса. По итогам 2014 года объем пассажиров, перевезенных авиационным транспортом, составил более 2,8 млн пассажиров, что более чем в два раза больше показателей 2013 года. Керченская паромная переправа в настоящее время является основной транспортной артерией по доставке пассажиров и грузов на территорию Крымского федерального округа. За последнее время здесь была проведена большая работа. В итоге пропускная способность увеличена по сравнению с 2014 годом более чем в 10 раз».
Делегацию министерства РФ по делам Крыма возглавил на форуме Андрей Жуков, заместитель министра РФ по делам Крыма. Андрей Жуков, лично приветствуя делегатов, назвал «хорошей традицией эти встречи на Крымской земле». Отметив, что первый Крымский транспортный форум, прошедший в июле 2014 года в Алуште, также собрал многих представителей бизнес-сообщества и вызвал широкий резонанс в СМИ. В форуме принимали участие 300 делегатов — руководители транспортно-логистических компаний, грузовладельцы, ведущие эксперты отрасли, а также представители государственных компаний и руководители государственных министерств и ведомств РФ во главе с Министром транспорта РФ Максимом Соколовым. Замминистра акцентировал, что Владимир Путин обозначил среди приоритетов развития нашей страны — обеспечение устойчивого роста, повышение эффективности экономики, притока инвестиций, улучшение делового климата, подготовку кадров, в соответствии с этим и была разработана целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года». Программа ориентирована на снятие инфраструктурных ограничений в регионе. Одним из ключевых направлений является транспортный комплекс полуострова, это — как уникальный проект транспортного перехода через Керченский пролив, так и текущие мероприятия — строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры. Программа предусматривает расходы более 400 млрд рублей на ее реализацию.
«После присоединения в 2014 году Республики Крым и Севастополя к Российской Федерации изменилась транспортно-логистическая система всего южного региона. Продолжается переориентирование грузопотоков, происходят изменения в условиях доставки грузов, появляются новые правила ведения бизнеса на территории полуострова. Второй Крымский транспортный форум призван ответить на эти новые вызовы», — подчеркнул Андрей Жуков.
Виктор Вовк, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что Росморречфлот будет оказывать содействие проектам укрупнения судовых партий, контейнеризации грузопотока в направлении Крымских портов. «Грузы, которые сегодня идут в Крым по автодорогам, необходимо максимально переориентировать на морской транспорт», — добавил он.
Олег Дьяченко, советник главного редактора газеты «Гудок», заместитель главного редактора директор московского представительства журнала «РЖД-Партнёр» модерировал сессию «Транспортная инфраструктура Республики Крым: вопросы, решения и пути развития». Открыл эту пленарную сессию доклад Михаила Брячака, первого заместителя председателя Комитета по транспорту Государственной думы России «О реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года». Важнейший фактор, отметил Михаил Брячак, это то, что программа была скорректирована благодаря региональной власти. И наряду с государственным участием предполагается инвестиционный, предпринимательский вклад. Накануне форума была завершена важная работа над законопроектом об упрощенной передаче земли под объекты транспортной инфраструктуры, что ранее являлось большим тормозом, как все помнят. И выступления делегатов очень важны, так как это богатый материал для дальнейшей работы над законами, заключил он, пообещав уделить внимание всем предложениям, которые прозвучат в рамках форума.
Один из самых злободневных вопросов — развитие аэропорта осветил Евгений Плаксин, генеральный директор международного аэропорта «Симферополь». Он отметил, что программа субсидирования перевозок успешно реализуется государством. Также развивается аэропортовая инфраструктура — осуществляется реконструкция существующего комплекса и идет работа над новым проектом.
Проект нового аэропортового комплекса был презентован на втором Крымском транспортном форуме Евгением Плаксиным и главой Республики Крым Сергеем Аксёновым.
Площадь нового терминального комплекса составит около 60 тыс. кв. м., что позволит аэропорту Симферополя обслуживать около 8,5 миллиона пассажиров в год.
Евгений Плаксин считает, что новый аэропорт будет олицетворять «золотые ворота Крыма». Он сообщил, что в конкурсе участвовало девять проектов ведущих архитекторов мира. Конкурс был завершен как раз накануне форума, и по итогам наиболее приемлемым вариантом строительства и развития аэропорта был признан проект корейского архитектора. Реализация проекта аэропорта-сити позволит создать точку притяжения нового делового региона России. Удачное расположение транспортной развязки тому в помощь.
Глава республики сказал, что всецело поддержит этот проект: «Уже решены все вопросы с финансированием данного проекта. Проектные работы будут закончены до конца этого года, а в апреле 2016 года начинается строительство. В 2018 году этот аэропорт будет введен в эксплуатацию, это мы гарантируем», — отметил Сергей Аксенов и предложил делегатам высказывать свои мнения, предложения, которые лично готов обсудить.
Реализовывать этот проект предполагается за счет привлечения инвестиций.
О взаимодействии министерства Российской Федерации по делам Крыма и органов власти Республики Крым и г. Севастополя по сбалансированному развитию транспортной системы Крымского федерального округа в рамках реализации Федеральной целевой программы рассказал делегатам форума Ширухан Гаджимурадов, директор Сводного департамента мониторинга мероприятий по поддержке экономики социальной сферы Министерства Российской Федерации по делам Крыма. Он отметил, что, несмотря на повсеместное сокращение бюджетов, программа социально-экономического развития Крымского ФО была напротив увеличена на 30 млрд рублей. На особом месте в программе — развитие транспортного комплекса. И тесное взаимодействие всех ветвей власти позволит обеспечить успешную реализацию всех пунктов и мероприятий программы, уверен специалист.
Реализацию закона о свободной экономической зоне, который был безоговорочно принят депутатским корпусом в прошлом году, осветила Татьяна Караваева, директор Департамента государственного регулирования, правовой и законопроектной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Крыма. Весь бизнес, который работает в Крыму вправе применять особые условия по налогообложению, особый коэффициент по амортизации и по страховым платежам. Особенностью закона стало то, что речь идет не только о новых бизнесах, но и обо всех уже действующих бизнесах Республики. Принята упрощенная декларация для участников процесса, и уже в течение 7 дней заявитель получает на руки готовый договор. Это реально действующий инструмент, которым, как надеются чиновники, воспользуется и транспортный бизнес.
«В Крыму зарегистрировано 44 резидента свободной экономической зоны. Согласно их инвестпроектам, на полуострове будут созданы более двух тысяч рабочих мест, сообщил в эфире радио «Россия Сегодня» заместитель министра Российской Федерации по делам Крыма Андрей Соколов. «Если этот проект стоит менее 100 млн. рублей, то статус вы получите почти автоматически. Если проект стоит более 100 млн. рублей, он подлежит рассмотрению экспертного совета. Минимальный порог инвестиций для предприятий малого и среднего бизнеса — 3 млн. рублей, для крупного бизнеса — 30 млн. рублей», — уточнил Андрей Соколов журналистам. Участие в свободной экономической зоне позволяет получить налоговые льготы, однако за реализацией инвестпроекта и выполнением условий соглашения будет осуществляться ежегодный контроль, подчеркнул Соколов. Если участник СЭЗ нарушит условия соглашения, то с него будут взысканы все предоставленные льготы».
О законодательном регулировании в сфере транспортной безопасности рассказал Александр Старовойтов, заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы России. В соответствии с запланированными мероприятиями издержки должны быть оптимизированы к 2017 году. Сформирована рабочая группа, которая доработает законопроект. До вступления в силу новых требований безопасности все субъекты, включая Крым, будут придерживаться пока имеющихся в РФ. Для маломерных судов, использующихся для коммерческой деятельности, требования по обеспечению их транспортной безопасности будут минимизированы, но все же будут иметь место.
Константин Бусыгин, руководитель Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ доложил о развитии пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории Республики Крым и города Севастополь. С геополитической точки зрения — также весьма актуальный вопрос, на решение которого предусмотрено 6,9 млрд рублей. Нагрузка на автомобильные пункты пропуска в последние годы возросла по известным причинам, и все мероприятия по дооборудованию этих пунктов были выполнены в полном объеме. Конечно, необходимо предусмотреть синхронизацию работы с вводом в эксплуатацию новых автомобильных дорог. Что касается железнодорожных пунктов пропуска, то все они оборудованы в достаточной степени, и есть только предложение развернуть дополнительное строительство не на станции Джанкой, а на станции Соленое озеро, что позволит сэкономить 1 млрд рублей, так как на последней уже имеется необходимый ресурс. Перспективы развития аэропорта также позволят увеличить пассажиропоток. В морских портах тоже установлены все пункты пропуска, но морские терминалы потребуют дооснащения и дооборудования. Отдельно был отмечен яхтенный туризм, который сейчас также страдает от санкций, но при улучшении общего климата, этот вопрос также будет обязательно доработан, уверен Константин Бусыгин.
Эти вопросы поднимались и в рамках первого Крымского транспортного форума, таким образом, делегаты форума-2015 смогли уже оценить первые результаты.
Так, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов сообщил, что Росавтодором был за прошедший год проведен анализ искусственных сооружений (353 моста и путепровода, 4,5 тыс. водопропускных труб), и оказалось, что часть из них находятся в аварийном состоянии (десять объектов), и еще сто пять — в неудовлетворительном. «Это оказывает непосредственное влияние на безопасность, грузоподъемность, ремонтопригодность и долговечность дорог», — резюмировал Игорь Астахов. Также Росавтодор провел диагностику всех дорог Крыма (общая их протяженность — 6130 км), и, к сожалению, как отметил Игорь Астахов, «основным нормативным требованиям — это ровность, сцепление и прочность покрытия дорог, соответствуют только 20% крымских дорог».
Конечно же, после присоединения Республики Крым и Севастополя к Российской Федерации изменилась транспортно-логистическая система всего южного региона. До сих пор продолжается переориентирование грузопотоков, происходят изменения в условиях доставки грузов, появляются новые правила ведения бизнеса на территории полуострова. И второй Крымский транспортный форум, как надеются его участники, также поможет поиску ответов на эти вызовы.
Тимофей Кураев, руководитель Крымского управления Федеральной антимонопольной службы России доложил о проблемах с услугами портов. Наталия Яковенко, заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи рассказала об антимонопольном регулировании на транспорте. Александр Сафронов, заместитель начальника отдела реформирования транспорта и связи Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Российской Федерации доложил о том, как происходит интеграция инфраструктуры Крыма в транспортную систему России и предложил мероприятия от Минэкономразвития России по сокращению инфраструктурных барьеров в экономике.
Сергей Тен, заместитель председателя комитета по транспорту Государственной думы России рассмотрел проблемы транспортного комплекса Крымского федерального округа в целом.
Одну из основных сессий форума: «Порты Азово-Черноморского бассейна» модерировала Надежда Малышева, главный редактор медиа-группы PortNews. Открыл сессию доклад Андрея Васюты, генерального директора ГУП РК «Крымские морские порты», в котором эксперт рассказал о модернизации Крымских портов. Геннадий Дедков, генеральный директор ООО «Морская дирекция» оценил паромное сообщение в республике и работу системы электронной очереди. Данил Иванов, директор Департамента организации пассажирских перевозок АНО «Единая транспортная дирекция» доложил о реализации мультимодальной системы доставки пассажиров в Крымский федеральный округ в 2015 году. Игорь Лунев, начальник службы организационного обеспечения исполнения капитанами морских портов своих функций ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря» уделил время обеспечению транспортной безопасности в морских портах. Юрий Семенов, первый заместитель директора ГУП «Севастопольский морской порт» рассказал о перспективах развития Севастопольского морского порта.
Не был обойден вниманием и вопрос развития круизного судоходства. О новых маршрутах, и о новом флоте делегаты услышали от Константина Анисимова, генерального директора ОАО «Московское речное пароходство». В рамках поручения президента правительству, по словам эксперта, за эти годы был разработан ряд новых проектов круизных теплоходов типа «река-море». В их числе, в 2013 году Морским инженерным бюро (ЗАО «МИБ СПб») по заказу Росморречфлота был разработан проект круизного пассажирского теплохода «река-море» плавания проекта PV300 пассажировместимостью 300 человек. Участники форума посредством презентации смогли ознакомиться со всей оснасткой нового судна. Константин Анисимов считает, что реализация строительства российского пассажирского флота класса «река-море» будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, а также укрепит имидж России как страны, благоприятной для туризма.
Важной частью сессии по железнодорожной логистике стал доклад Алексея Черняева, начальника ГУП РК «Крымская железная дорога»: «Железнодорожный транспорт в транспортной системе Республики Крым и развитие железнодорожной инфраструктуры». Сергей Задорин, главный инженер Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» рассказал о комплексных инфраструктурных проектах ОАО «РЖД» на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и транспортному переходу через Керченский пролив. Григорий Ковалев, директор филиала ОАО «РЖДЛ» в г. Ростове-на-Дону поделился опытом расширения комплекса транспортно-логистических услуг за счет создания международного логистического оператора ОТЛК. О возможностях по организации высокоскоростного движения на транспортном переходе через Керченский пролив рассказал Андрей Соловьев, заместитель генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс».
В первый день форума также прошел круглый стол, где участники обсудили проблемы модернизации дорожной сети Крыма и попытались найти альтернативные маршруты для развития логистики.
Олег Хайтаров, управляющий директор АО «Совмортранс» просчитал основные составляющие стоимости в Крымской логистике. Так, в 2014 году уровень инфляции в Крыму составил 42,5%. В I квартале 2015 года — почти 14%. Объем грузоперевозок на полуострове сократился на 32,1% (до 7,6 млн т), а объем пассажирских перевозок упал на 14,2% (до 253,2 млн человек) по сравнению с 2013 годом. Падение валового регионального продукта в 2014 году превысило 11%. В 2014 году объем экспорта упал на 80% по сравнению с 2013. Объем импорта сократился на 88%. Цены на непродовольственные товары увеличились на 9%. Все это говорит о спекуляции перекупщиков, об отсутствии здоровой конкуренции в частном секторе, отсутствии альтернатив. Доля транспортных расходов в себестоимости Крымских товаров составляет 35−50%, а это — большая поляна для спекулянтов, считает эксперт. Чтобы всему этому противостоять, требуется адекватное государственное регулирование.
«Мы заинтересованы в привлечении грузов в морские порты Крыма и снижении ставки на услуги портов, на портовые сборы», — сообщил в ходе форума министр транспорта Республики Крым Андрей Безсалов корреспонденту ИАА «ПортНьюс». Он уточнил, что сегодня тарифы на услуги морских портов «устанавливаются в какой-то степени экспериментальным путем, путем переговоров, это проходит долго и трудно, но в конечном итоге мы находим какие-то компромиссы». Вместе с тем он сообщил, что ГУП «Крымские морские порты» продолжит «двигаться тем же путем, пока, во всяком случае». Глава Минтранса Республики Крым согласился с критикой в адрес работы морских портов в части тарифообразования: «Да, ситуация сегодня немного странно выглядит, когда по некоторым видам сборов крымские портовые ставки превышают аналогичные ставки в других портах до 10 раз. Мы снижаем сборы, идем навстречу грузовладельцам. Но не в ущерб нашим экономическим интересам».
Александр Трифонов, заместитель начальника Севастопольской таможни раскрыл особенности таможенного администрирования в условиях свободной экономической зоны. Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников акцентировал на повышении надежности транспортного обеспечения Республики Крым
Прозвучали многие мнения, доклады, оценки.
Представитель компании — генерального спонсора форума ООО «СМТ-К» Дмитрий Пурим, председатель Совета директоров ООО «СМТ-К», председатель правления ОАО «Совфрахт», отметил, что «задачи, которые возникли за прошедший период, решались по мере поступления — и в большинстве своём решены. Теперь наступает время, когда необходимо применить системный подход и научиться решать проблемы не только в режиме противодействия внешним факторам. На повестке дня — решение задач оптимизации сложившихся логистических схем, отвечающих поставленной руководством страны цели — снижению транспортных издержек. Необходимо найти ответы на многие вопросы».
Крымский транспортный форум — один из лучших форматов для поиска таких ответов.
В дискуссии традиционно принимали участие не только спикеры, но и участники конференции. Среди участников были — представители Новороссийского морского торгового порта, «Газпром Нефть», «Евроцемент Груп», УК «Металлоинвест», Российского национального коммерческого банка, Ростовского порта, Северо-Кавказской железной дороги, Росморпорта, а также капитаны морских портов Чёрного и Азовского морей и многие другие.
В программе второго дня форума состоялась профессиональная экскурсия в Ялтинский грузовой порт. Также участникам конференции был предложен осмотр достопримечательностей Крыма, таких, например, как Воронцовский дворец.
Крымский транспортный форум — это встреча на высшем уровне управленцев, призванная ускорить процесс интеграции Крымского полуострова в транспортную систему Российской Федерации и дать ответы о будущем транспортно-логистического бизнеса регионов и стран Азово-Черноморского бассейна. По итогам форума составляется резолюция с предложениями участников, которая будет направлена во все государственные ведомства и организации, оказывающие влияние на развитие транспортно-логистической отрасли, что, безусловно, будет содействовать как развитию транспортной системы Крымского полуострова, так и развитию экономики региона в целом, а значит — и улучшению качества жизни крымчан.