Василий Перов. Охотники на привале

Между Россией и возглавляемой США коалицией Запада идёт яростная, упорная борьба за Украину. Россия хочет получить как минимум дружественную ей Украину, с внеблоковым статусом и желательно входящую в Евразийский союз. Запад этого не хочет. Предположим, Россия победит. На кого она будет опираться после своей победы — не важно, дипломатической или военной? Пока видится, что ставка России — старые элиты Украины типа Партии регионов. Оправдана эта ставка или старые элиты снова подведут, как это уже было не раз?

Сделаем небольшой экскурс в историю становления элит на Украине. Украинское государство возникло в результате развала СССР. По свидетельству журнала «Форбс», элитные группы Украины представляли собой: 1) «красных директоров» — бывших советских промышленных управленцев; 2) «аграрных баронов» — то же, только в сельском хозяйстве; 3) новых бизнесменов, которые сколотили первоначальный капитал на банковских операциях в период гиперинфляции и/или на торговле энергоносителями и в конце десятилетия конвертировали его в контроль над активами в реальном секторе; 4) менеджеров государственных бизнес‑ и финансовых групп («Укрзалізниця», «Нафтогаз», государственные банки).

Но в 1998 году Леонид Кучма выстроил, по сути, феодальную олигархическую систему, в которой административный ресурс был накрепко связан с успешностью бизнеса. Встроившиеся в новую систему олигархи стали новой элитой Украины. Это были бизнесмены новой волны, которые покупали себе партии и политиков. Эти бизнесмены были свободны от советской морали. Основным мерилом для этого рода бизнесменов было количество денег, которое можно было выжать из бизнеса. Таким образом, были сформированы нынешние олигархические группы. Они же формировали и политическую элиту, которая их обслуживала.

Между ними началась ожесточённая борьба на политическом поле, поскольку обладание административным ресурсом давало решающее конкурентное преимущество в борьбе за активы и ресурсы. Этим постарались воспользоваться внешние силы. Из внешних игроков на Украине участвовали Россия, США, ЕС, Китай и некоторое количество игроков поменьше. Но основная схватка развернулась между Россией и США. В борьбе за влияние США установили свой контроль практически над всеми олигархическими группами на Украине. А в результате госпереворота 2014 года вытеснили с территории Украины те олигархические группы, которые хоть как-то отзывались на сигналы России.

На сегодняшний день на Украине все олигархические группы и формируемые ими политические элиты, которые имеют доступ к административному ресурсу, сориентированы на США и их центры принятия решений. Так называемая оппозиция не предлагает кардинальных перемен в политическом и экономическом курсе, а просто менее радикальна в своей позиции. Основная задача той политической элиты, что осталась на Украине, — это оставить у себя те источники поступления финансовых ресурсов, которые у них ещё остались, и удержать тот экономический ресурс, который у них ещё есть. В этом они полностью сориентированы на США. Мотивация этой политической элиты, естественно, меркантильная. С ней соперничает мотивация страхом за свою жизнь, который может перевешивать меркантильную составляющую. Волна политических убийств, прокатившаяся по территории Украины, многих заставила всерьёз опасаться не только за свой бизнес, но и за свою жизнь. К качествам, которыми обладает существующая политическая элита, стоит отнести цинизм и незаидеологизированность. Большая часть партийных функционеров, чиновников и политиков готовы менять свою идеологию хоть на 180 градусов, если это поможет им получить (сохранить) в своё распоряжение материальный или административный ресурс.

Если Россия хочет использовать те политические элиты, которые сейчас находятся на территории Украины, то возникает несколько серьёзных проблем. Первая проблема: для политических элит такое сотрудничество становится смертельно опасно. Убийство Олега Калашникова показало, что киевский режим уже свободно использует политические убийства и не боится их последствий. Не так важно, что «убийц» нашли. Способ действия остаётся, исполнителей пока в избытке. Вторая проблема: Россия при нынешней киевской власти с её антироссийской направленностью и фашистскими методами управления страной не может дать политической элите никаких выгод в плане доступа к материальному или административному ресурсу на территории под контролем киевского режима. Рычаг воздействия на политические элиты Украины — это их активы на территории России и их экономические интересы. И Россия использует этот рычаг. Однако у США этих рычагов больше, и они сильнее по воздействию.

Необходимо отметить, что на территории Украины созревает и новая политическая элита. Это — идеологические нацисты. Они выращивались как боевая сила Майдана, а теперь используются в карательных операциях и для устрашения политической оппозиции. Однако не исключено, что вялый киевский режим, не способный решить проблему Донбасса, ворующий и подставляющий в информационном поле своих хозяев и США, перестанет их устраивать. И тогда на место нерешительных нацистов-либералов придут национал-фашисты. Пример такого рода политической элиты мы можем видеть в батальоне «Азов», который активно формирует своё политическое крыло. Эта новая политическая элита намерена перейти к открытой диктатуре, прибегнуть к этническим чисткам и прочим прелестям нацизма в полном объёме. С такой политической элитой вообще дело будет иметь невозможно. Поскольку идеологическая мотивация, её антироссийская направленность для этой политической элиты является определяющим мотивирующим к действию фактором.

Каким образом Россия может влиять на ситуацию на Украине через элитные группы? Самым перспективным объектом воздействия являются элитные группы, которые были выдавлены за территорию Украины и лишились там своих активов. Сохранив часть финансовых ресурсов, эти группы готовы идти на многое, чтобы вернуть утраченные активы. Важными качественными характеристиками этих элитных групп являются умение управлять государством, опыт государственного строительства и связи с государственными чиновниками и силовыми структурами разных уровней. Эти качества позволяют им, в случае прихода к власти, быстро взять под свой контроль государственный аппарат. Из отрицательных качеств — данные элитные группы не имеют идеологии, и управление ими легко перехватывается снова американцами с помощью материального ресурса. Это обстоятельство необходимо учитывать.

И, наконец, в период политического и силового противостояния родились новые зародыши политической элиты, для которых Русский мир стал идеологической основой. Эти зачатки возможной новой политической элиты отличаются преданностью России, однако у них зачастую нет знаний и практических навыков управления государством и государственным строительством. Но при должной подготовке эта группа также могла бы стать опорой для России в решении своих задач на территории Украины. Большая часть этой будущей элитной группы также выдавлена с территории Украины и либо сражается в рядах ополчения Донбасса, либо находится в политической эмиграции в России.

Возможно, наиболее эффективным для России было бы решение опоры на две элитные группы — олигархические группы, выдавленные в результате переворота за территорию Украины (потенциальные предатели, как показали последние двадцать пять лет), и политические лидеры и группы, родившиеся в ходе политической борьбы на Украине в 2014—2015 годах, и идеологией которых является Русский мир. Остаётся вопрос — как в одну упряжку запрячь коня и трепетную лань?