Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» 
не заменит музей 
в подмосковном Звенигороде, заявил министр культуры Подмосковья Олег Рожнов в интервью газете «Подмосковье сегодня». Тем временем сотрудники музея готовятся к оптимизации и вывозу коллекции музея в затопленные помещения нового МВК, пишет пользователь с ником z_gorod в одном из областных интернет-сообществ. И настаивает на том, что оптимизация лишит музей самостоятельности.

Фото mosreg.ru

Напомним, городской историко-архитектурный и художественный музей планируют оптимизировать и присоединить к недавно открытому музейно-выставочному комплексу «Новый Иерусалим» в Истре. «Администрация нашего города общалась с министром культуры и на встрече была официально высказана идея о том, что музей будет преобразован в филиал МВК «Новый Иерусалим» в Истре. Это отрицательная инициатива. Звенигород — древний город, который намного старше Истры и имеет свою собственную историю. Изначально Звенигород был центром княжества, затем уезда, затем района. Для многих он — исторический город, который имеет глубокую историю и отрывать самостоятельность музея от такой истории нельзя. Музей занимается изучением истории этого древнего княжества и присоединить его как какую-то деталь к чужому музею нельзя. Мы выступаем против», — пояснили ранее местные активисты.

«Эту идею всегда поддерживали в музеях. Более того, каждый из них сам составлял заявку на то, какое помещение ему необходимо, сколько метров, какого качества. Я думаю, каждый человек понимает, что хранить коллекции в неприспособленных помещениях — это неправильно. В «Новом Иерусалиме» у каждого музея есть свое отдельное помещение, которым распоряжается сам музей. Так, в частности, и Звенигородскому музею здесь выделили сотни метров для хранения фондов. То, что сотрудники музея сочтут нужным, они переведут в Истру. То, что решат оставить в Звенигороде, оставят и для экспонирования, и для хранения. Кроме того, переведя часть коллекции в «Новый Иерусалим», мы освобождаем площади для выставок, которые могут стать масштабнее и разнообразнее, а значит, привлекут больше посетителей», — пояснил в интервью Рожнов.

«Фонды должны быть выведены уже полностью — в том числе и из административного здания музея, отреставрированного в 2007 году и на 50% приспособленного под фондохранилище мебели, живописи, темперной живописи, редкой книги, графики, фотографий и документов. На это государство израсходовало 40 млн руб. Выломать дорогостоящее оборудование, приспособленное специально под конкретные помещения, и выкинуть его, а затем провести новый ремонт с переустройством фондовых помещений в выставочные — это называется эффективный подход и экономия средств?» — удивляется пользователь z_gorod.

«Министерство всегда готово к диалогу. Недавно я действительно встречался с членами попечительского совета музея — Андреем Баталовым, заместителем генерального директора музеев Московского Кремля по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры, и Львом Лившицем, заведующим Отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Я детально рассказал о проекте перевода музейных фондов в достойное хранилище. Они меня поняли. Мы договорились, что в ближайшее время члены попечительского совета приедут в Истру и посмотрят, какие помещения мы предоставляем Звенигородскому музею», — заявил Рожнов.

«В настоящий момент в «Новом Иерусалиме» невозможно даже показать помещения, предназначавшиеся для фондохранилищ Звенигородского музея, поскольку не только сами они, но даже коридор, ведущий к ним, залит по щиколотку водой, так как строительство Музейно-выставочного комплекса произведено некачественно», — считает оппонент министра. Рожнов также отметил, что он не получал на свою почту ни одной жалобы на принятое решение. По мнению автора, министр не получил ни одной жалобы, так как сотрудников музея никто официально не уведомлял о планируемой реорганизации и до этого в городе и в музее питались только слухами.

«Да, сейчас у нас идет процесс обсуждения этого проекта, к реализации которого мы приступим в конце июня — начале июля. Но это ни в коем случае никак не повредит самому музею. Изменится статус, но ни один экскурсовод, ни один научный сотрудник не пострадает. Сократится лишь административный управленческий персонал, который составляет в Звенигородском музее 12,4%. Такая оптимизация идет сейчас во всех сферах и хорошо себя рекомендует, потому что помогает уйти от феодальной раздробленности, лишних расходов, раздутых управленческих штатов. Какие выставки готовить, какие экспонаты изучать, какие реставрировать, какие привозить или увозить из фондохранилища — все эти вопросы работники музея будут решать исключительно самостоятельно. Ни о каком исчезновении, стирании с лица земли, уничтожении и речи не может идти. Коллекция музея остается при нем, как и коллекции остальных музеев. Мы помогаем лишь с пространством и пытаемся повысить экономическую рентабельность музея. Потому что у него гораздо больше шансов пострадать при прежней, не отвечающей требованиям реальности форме работы», — считает министр.

«Для музея, отмечающего в этом году 95-летие и на протяжении всей истории бывшего самостоятельным, сокращение управленческого персонала является уничтожением, потому что музей — это не только здания и предметы. Это, в первую очередь — коллектив сотрудников и традиции, передаваемые от поколения поколению. С упразднением должностей теряется возможность иметь свою экспертную фондово-закупочную комиссию и, стало быть, пополняться и развиваться. В этом случае у музея отнимаются все самостоятельные функции: организация выставок, хранение, издание, приобретение экспонатов и многое другое. Уничтожение «мозга» — это ли не уничтожение организма? В настоящее время управленческий аппарат составляет не 12,4%, а 9%. И именно этот аппарат осуществляет выполнение высоких планов по посещаемости, организует выставки своих экспонатов и предметов из других музеев, организует конференции и публикацию печатных изданий. Время еще не показало эффективности такой оптимизации. Работники музея, которые останутся после «оптимизации» в музее, это — экскурсоводы, смотрители (т.е. сторожа экспозиций и выставок) и уборщицы. Каким образом они «исключительно самостоятельно» смогут решать, «какие выставки готовить, какие экспонаты изучать, какие реставрировать, какие привозить или увозить из фондохранилища»? Эти функции не входят в их полномочия. Звенигородский музей — не самый затратный в регионе, вовсе не неэффективный (о его неэффективности и речи не идет). Просто он выбран в «козлы отпущения» — на заклание, чтобы чиновничество могло отчитаться, что оптимизация в Московской области проведена успешно. Но то, насколько это успешно, насколько это эффективно, следует просчитать отдельно», — заключает пользователь.

Справка:

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был открыт в 1920 году. Музей находится в двух километрах от центра Звенигорода, непосредственно на территории Саввино-Сторожевского монастыря, являющегося уникальным архитектурным комплексом. За свою историю музей прекращал работать всего дважды — в 1927 и в 1939 годах; в результате заповедник почти полностью утратил своё начальное собрание. В 1944 году музей открылся снова, и сейчас в его фондах насчитывается около 50 тыс. экспонатов; к сожалению, лишь единичные экземпляры предметов первой коллекции дошли до наших дней. Музей насчитывает боле 61 тыс. экспонатов. В музее имеются архив, научная библиотека, реставрационные мастерские.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, МВК «Новый Иерусалим» открылся в здании нового выставочного комплекса в Истре в конце ноября 2014 года. Площадь нового МВК составляет около 28 тыс. кв. м, среди которых 10 тыс. — экспозиционные площади. Помимо этого на территории музея расположен конференц-зал, детский центр, кафе и магазины сувенирной продукции. Одна из серьёзных проблем обновлённого музея — многокилометровые пробки между Москвой и Истрой. Строительство МВК обошлось бюджету области более чем в 1,5 млрд рублей.