Ватикан и Евросоюз задействуют «армянский вопрос» для сдерживания Турции на Ближнем Востоке

«Я достаточно стар, чтобы помнить ужас массового убийства турецких армян в Османской империи в 1896 году, совершенного по подстрекательству пользовавшегося дурной славой султана Абдул-Хамида II. Однако этот акт геноцида выглядит любительским и неэффективным по сравнению с более успешной попыткой уничтожить армян — подданных Османской империи, попыткой, сделанной во время Первой мировой войны, в 1915 году, послехамидовским режимом комитета „Единение и прогресс“, в котором главными преступниками были Талаат и Энвер». Кому принадлежат эти строки? Их можно с легкостью приписать армянскому автору, который пишет о трагической судьбе своего народа. Однако данная цитата принадлежат британскому историку-эллинисту А. Тойнби, который с 1929 — 1955 гг. стоял во главе влиятельного Королевского института международных отношений (Четем-Хаус), снабжающего МИД Великобритании идеями по переустройству планеты после Первой и Второй мировых войн. Тойнби находился в гуще политических событий того времени, он лично знал Ататюрка, с которым познакомился в 1923 г. Однако отношения англичан с турками были испорчены ещё в годы Первой мировой, когда в 1915 г. на Даунинг-стрит решили опубликовать Синию книгу, посвященную Геноциду армян в Оттоманской империи. «Существовали в этой истории детали, которые проливали кое-какой свет. Выяснилось, что преступники не были турками местными, то есть непосредственными соседями армян», — напишет Тойнби в своих мемуарах («Пережитое. Мои встречи»). Но почему Лондон первым обеспокоился судьбой армян? Ответ кроется в стремлении англичан вовлечь США в войну именно в 1915 г., когда Германия начала наступление на Восточном фронте.

Британия пыталась повлиять на американских евреев, рассказав в Синей книге о злодеяниях в адрес армян. Информационной кампанией руководил посол Британии в США лорд Брайс. Ставка делалась на то, что евреи, притесняемые в Европе, проявят сочувствие и будут подталкивать Вашингтон к решительным действиям в адрес Центральных держав, союзниками которых выступала Османская империя. «…К 1915 г. еврейские переселенцы из Восточной Европы были в США уже достаточно многочисленными, процветающими и являли собой заметную политическую силу в американской жизни благодаря стратегической важности географического распространения американского еврейства на карте избирательных округов США.», — констатирует А. Тойнби, добавив, что «американское еврейство может отплатить союзникам, бросив свой груз на антибританскую часу весов в развернувшейся в США полемике относительно того, как далеко должна заходить американская политика при обсуждении широкого толкования британской доктрины о праве военно-морских сил осуществлять блокаду». Из этих слов следует: Синяя книга была нужна англичанам, чтобы побороть немецкую пропаганду в Америке, целью которой стала еврейская диаспора. Лондон превратил правду о трагическом положении армян в Османской империи в инструмент поддержания баланса сил между великими державами. Однако эффект оказался обратный: США вступили в Первую мировую войну лишь в апреле 1917 г., что позволило немецкой военной машине изрядно ослабить британское военно-морское и экономическое могущество.

Современная картина копирует прошлое во многих чертах. Восточный вопрос не может сойти со страниц истории. Он по-прежнему определяет судьбы мусульманских и христианских народов Большого Ближнего Востока. Спустя столетие после Геноцида армян мировая политика возвращается в свою исходную точку. Османской империи больше нет. На её бывших арабских владениях хозяйничает «Исламское государство», которое продолжает таранить границы Ирака, Сирии, Ливии и Египта, безнаказанно убивая мирных граждан. Излюбленными целями становятся местные христиане. Последователи «халифа» не испытывают иллюзий по поводу того, что когда-нибудь их покарает праведный меч: ведь никто ещё не понёс наказание за жизни полутора миллионов армян, истребленных младотурками. Войны и революции отправили в небытие большинство империй. Даже гордая Британия теперь не мыслит себя таковой, не говоря уже об Австрии, о былом влиянии которой напоминают лишь венские балы. Однако осталась Россия, которая прошла после Первой мировой период советской имперской реинкарнации, а теперь пытается избавить Ближний Восток от большой войны между Лигой арабских государств и Ираном. Если для Лондона «армянский вопрос» стал инструментом внешней политики, то Москва воспринимает истребление армян как внутреннюю трагедию: русский народ, переживший революцию и две мировые войны, не может безразлично относится к подобного рода событиям. Как сообщило ранее ИА REGNUM, 24 апреля Государственная дума «намерена выразить глубокое сочувствие братской Армении в связи со 100-летней годовщиной Геноцида армян, а также другим народам, пострадавшим в ходе трагических событий в период Первой мировой войны, и считает, что сложные вопросы истории и международные споры необходимо разрешать мирными средствами, в том числе дипломатическими усилиями, во имя установления прочного мира и безопасности на планете».

Турция взята врасплох. Говоря о Геноциде армян, Ватикан и Евросоюз демонстрируют не только стремление восстановить историческую справедливость, но и выражают вотум недоверия к политике Анкары на Ближнем Востоке. Слова папы римского Франциска о «первом геноциде ХХ века», «поразившем армянский народ», закрывают двери Турции в Евросоюз, а заявление главы МИД ФРГ В.-Ф. Штайнмайера о том, что «произошедшее подпадает под определение геноцида», в очередной раз показывает: Берлин не намерен делиться властью с Анкарой в рамках ЕС. Премьер-министр Турции А. Давутоглу обратился к канцлеру А. Меркель с просьбой повлиять на позицию немецкого парламента по «армянскому вопросу». Единственной надеждой президента Р. Эрдогана остаются США. «Мне бы не хотелось, чтобы президент Б. Обамы использовал слово „геноцид“ в оценке событий в Османской империи», — цитирует Reuters Эрдогана. Армянский электорат ожидает от Обамы выполнение предвыборного обещания. На днях Washington Post выступила с соответствующим призывом к главе государства, обратив его к примеру католического понтифика. Австрия уже пошла по этому пути. 22 апреля парламент страны призвал Турцию «переосмыслить темные и болезненные главы своего прошлого и признать преступления, совершенные в Османской империи против армян, как геноцид». Анкара ответила лишь отзывом посла из Вены.

Официальный представитель Белого дома успокоил Турцию, сообщив накануне телеканалу CNN, что Обама не будет использовать термин «геноцид» в оценке событий 1915 г. в Османской империи. Этого следовало ожидать. Анкара остаётся единственной опорой Вашингтона на Ближнем Востоке, «козырной картой» на сирийском, иракском и йеменском фронтах. Доказательством лояльности США служит состав делегации во главе с министром финансов Дж. Лью, который направится в Ереван 24 апреля. Обама не поедет. Признание Геноцида армян обнажило структурные противоречия между США и Евросоюзом в оценке роли Турции на Ближнем Востоке. Берлин видит в Анкаре конкурента, а Вашингтон — союзника, с помощью которого Пентагон может проецировать свою силу на просторах мусульманского мира. Это лакмусовая бумага, позволяющая России в будущем выстроить конструктивный диалог с Евросоюзом и Ватиканом по Украине, Сирии и Йемену. Посмотрим, что из этого получится.