Городские власти сократили количество рекламных конструкций вдвое и увеличили доходы в казну в три раза

Рекламно-щитовой рынок в Чебоксарах продолжает лихорадить. Из закрытых кабинетов и залов арбитражного суда конфликт перешёл в открытую стадию: на встрече главы администрации города Алексея Ладыкова с предпринимателями разбирались, почему у отдельных рекламных компаний аннулируют разрешения на использование конструкций, и чем стела отличается от щита, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Встреча, инициированная уполномоченным по правам предпринимателей Чувашии Владимиром Ивановым, шла около 2,5 часов. Задавались в основном частные вопросы и озвучивались локальные проблемы — в частности, повышения арендных платежей, выкупа городской земли под собственными объектами, нелегальных перевозок, перевода помещений, продления договоров аренды муниципальной земли под нестационарными торговыми объектами.

Одна из дискуссий развернулась вокруг ситуации на рекламном рынке, которая, по признанию городских властей, до сих пор «непростая»: много жалоб и вопросов, включая судебные тяжбы. Отчасти это связано с нежеланием переходить на открытые конкурсы. «Сколько с нами боролись, сколько в городе стояло щитов, не имеющих вообще никаких документов! Более 250 щитов мы убрали, из них около 100 стояли незаконно, и ни копейки в бюджет от их использования не поступало. Никто не хотел их убирать, приходилось судиться и подключать прокуратуру, другие органы», — сказал сити-менеджер.

В результате из 500 щитов, которые ранее приносили в бюджет 15 млн рублей в год, осталось 250 конструкций с ежегодной доходностью в 50 млн рублей. Глава администрации столицы Чувашии отметил, что «мы практически очистили территорию города от нелегальных щитов, и сегодня имеем ряд должников, которые используют рекламные поверхности, но в бюджет города не платят».

В ходе обсуждения свои претензии высказала представитель ООО «Фидес», отметив, что администрация аннулировала разрешения по эксплуатации конструкций из-за «несвоевременного подключения к сетям городского освещения» (щит должен быть с подсветкой ночью). И «никаких мер не принято к тем фирмам, которые не подключились аж за полтора года своего существования». В мэрии заверили, что нарушителям будет выписано предписание. Но при этом напомнили, что «Фидес» выиграл аукцион на размещение стелы, а не рекламного щита.

"Компания вместо стелы размещает банальный рекламный щит. Другие рекламщики к нам приходят и говорят: «Ребята, мы на аукционе заплатили в четыре раза больше за такие рекламные щиты, а вы „Фидесу“ дали возможность разместить здесь стелу, что по цене в четыре раза меньше», — пояснил Алексей Ладыков, высказав мнение, что, «может быть, мы, как администрация, недоработали, когда проводили аукцион на предоставление земельного участка под стелу». И продолжил: «Так как ребята оказались юридические грамотные, мы пошли в юридическую плоскость и до сих пор боремся в суде на тему — что такое стела и что такое рекламный щит. На наш взгляд, стела — рекламная конструкция по названию предприятий, а не рекламный щит. Это наша позиция».

Отметим, что в Чебоксарах вслед войнами «маршрутчиков» не менее скандальный характер приобрел рынок городской щитовой рекламы. Во второй половине 2012 года городские власти занялись наведением порядка, к должникам предъявляли судебные претензии, демонтировали незаконно используемые щиты. Отмечались и случаи преднамеренного банкротства с целью уклонения уплаты долгов.

В 2013 году администрация Чебоксар вышла с судебным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Открытый мир» о взыскании свыше 4,62 млн рублей «неосновательного обогащения» за период с 1 февраля 2011 года по 15 июня 2013 года. «Исковые требования мотивированы тем, что ответчик использует рекламные конструкции, но на сегодняшний день у ответчика нет ни действующих договоров на право размещения средств наружной рекламы, ни действующих разрешений и паспорта мест размещения, что говорит о незаконности размещения рекламных конструкций», — говорится в иске, опубликованном на сайте Арбитражного суда от 16 августа 2013 года. Суд, в том числе затем и апелляционный, поддержал мэрию Чебоксар. 14 апреля 2014 года «Открытый мир» принял решение о ликвидации, однако до вынесения судебного определения компания погасила имевшийся многомиллионный долг. Производство по делу о признании должника банкротом прекращено в августе 2014 года.

Но и есть фактически невозвратные долги за использование рекламных конструкций на муниципальной земле. В числе крупных должников — ООО «Сити-Вижн» (долг за 2012 году — 4,75 млн рублей, продана с невозвратными долгами в одну из московских компаний), ООО «Яркая жизнь» (долг за 2012 год — 2,98 млн рублей), ООО «Взор Медиа» (долг 4,2 млн рублей). Ещё три компании, накопившие в целом в 2012 году почти 3 млн рублей долга, были обанкрочены. Учредителями компании «Взор Медиа» с 10-тысячным рублевым уставным капиталом являются Валериан Морозов и Дмитрий Донсков. Последний, кстати, в своё время был также в числе учредителей и «Яркой жизни».

Согласно данным МБУ «Городская реклама», в 2012 году от предоставления рекламных мест в казну поступило 15,9 млн рублей, в 2013 году получено 32 млн рублей, в 2014 году — 50 млн рублей. При этом на начало 2012 года в Чебоксарах размещалось 490 рекламных конструкций, на начало 2013 года — 422, на начало 2014 года — 253.

Стоит отметить, что ситуация на рынке наружной рекламы ранее нашла отражение и в сводке МВД по Чувашии. Напомним, в прошлом году МВД распространило информацию, как по итогам проверки УБЭП пресечены «незаконные действия недобросовестного участника рынка рекламных услуг»: предприятие прибегло к процедуре банкротства с целью уклонения от платежей в городской бюджет на крупную сумму — 5,3 млн рублей.