Манипуляция и Содом: поддержи «Новую Украину» или иди на смерть
Блогосфера сегодня
Пока в Киеве кипят страсти из-за отставки премьер-министра Арсения Яценюка, в это время сторонники идеи построения «Новой Украины», находясь при этом в России, начали в открытую заниматься поддержкой идей ставленников хунты: "Недавно мэр Сум предложил очень хорошую и, как мне кажется, правильную мысль: «У меня есть такая идея. Мы с вами много обсуждали высадку деревьев. Давайте поработаем с ЗАГСом. Может, основать такую традицию: каждая пара, вступающая в брак, будет сажать определенное дерево в сумских скверах или парках. Кроме того, можно еще установить именную лавочку. Сделаем список скверов, список деревьев… Я думаю, людям будет память, а городу — польза» (http://naspravdi.info/sumy/67). Как отмечает двигающий эту идею примирения с хунтой блогер Юрий из Сум: «Надо делать мир вокруг себя лучше. Эту идею можно развивать до бесконечности и в разных направлениях. Это должно стать целью отдельных людей, общества. Делать мир вокруг себя лучше и добрее. Своими собственными руками».
Давайте разберем этот «эпизод». Что собой представляет мэр Сум? — Штрихи к портрету. Александр Лысенко родился 27 марта 1971 года в Москве. Образование высшее (Донецкое высшее военно-политическое училище, 1992 год, Сумский государственный университет, менеджмент организаций, 2011 год). С 2006 года возглавлял собственное предприятие ООО «Сумитранс» — в должности директора, в настоящее время предприятие не работает. Зарегистрирован частным предпринимателем в сфере транспортных перевозок. Член партии Всеукраинское объединение «Батькивщина» с 2006 года. С 25 февраля 2011 г. по сегодняшний день — председатель Сумской областной партийной организации ВО «Батькивщина». С 26 мая 2014 года — мэр Сум.
В июле 2014 года мэр Сум Александр Лысенко выразил свое недовольство тем, что водители общественного транспорта предпочитают слушать российские патриотические песни вместо украинских, и назвал их «сепаратистами». Градоначальник заявил, что обратил внимание на то, что последние три дня на «ФМ-радио» преимущественно звучат российские патриотические песни: «Что не включаю, то „Комбат-батяня“ или еще что-то. Но кроме этого есть еще и жалобы сумчан на „любителей русского шансона“, включающих музыку на полную громкость. Это водители-сепаратисты», — заявил Александр Лысенко и предложил отделу логистики записать диск с украинскими песнями и распространить среди водителей (http://www.0542.ua/news/581126).
В августе 2014 года Лысенко велел оторопевшим подчиненным превратить обычный КрАЗ в броневик Ленина. На нем, на броневике, Лысенко будет ездить на войну и побеждать. На совещании в своей управе градоначальник глубокомысленно и торжественно заявил: «Надо найти такой КрАЗ. Оденем его в броню. И самим ездить в зону АТО, и солдат возить. Пока ездим туда на микроавтобусах, но это опасно. В троллейбусном парке листами металла обвесим и обварим — будет бронированный автомобиль» (http://www.bragazeta.ru/news/2014/08/26/sumy).
В октябре 2014 года Лысенко по собственной инициативе принял участие в военных учениях в отряде территориальной самообороны Сум, тех, что мы называем тербаты. Отметим, что городской голова Сум капитан запаса Лысенко 1 августа сам написал заявление о вступлении в ряды добровольного отряда территориальной обороны при Сумском городском военном комиссариате. Т.е. Лысенко готовится активно воевать (по крайней мере демонстрирует это публично и с удовольствием, о чем свидетельствуют реляции его пресс-службы) с ополчением Новороссии при его приближении к Сумам.
На состоявшемся 21 марта 2015 года отчете мэра перед общественностью города, который прошел, Лысенко подчеркнул, что "Сумы наряду со Львовом первыми начали выделять землю участникам АТО, а также предоставили льготы их семьям по оплате детского питания и услуг ЖКХ. Затем похвалил волонтеров, которые помогают нашей армии, не забыв особо похвалить координационный центр при горсовете. После этого он вручил удостоверение почетного гражданина Сум родственникам участника АТО, майора милиции Александра Ткаченко, которое ему присвоил посмертно горсовет 25 февраля за «личное мужество и героизм, проявленные в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, верность военной присяге и несокрушимость духа». (http://www.dancor.sumy.ua/articles/politics/148926).
Думаю, этого достаточно, чтобы составить себе «портрет» мэра Сум. Александр Лысенко — типичный и полноценный представитель среднего управленческого звена неофашистской хунты, которая, совершив государственный переворот в феврале прошлого года, пришла к власти на Украине. Ненавидит русское, сепаратистов. Демонстрирует готовность принять личное участие в войне в Донбассе и убивать непокоренных жителей Донбасса. После чего выступает с инициативой сажать деревья молодоженам. Политический «неофит» Юрий из Сум предлагает нам не обращать внимания на все действия неофашистского выкормыша Лысенко и сосредоточиться всем на его любви к молодоженам и деревьям, мол, это красивая идея, и таким образом мы будем находить взаимопонимание с нашим противником: «Да, я противник партии, в которой он состоит, и власти, которую он представляет, но любое хорошее дело не должно быть отвергнуто только потому, что его предложил твой противник» (http://naspravdi.info/sumy/67).
Можно ли представить, что в Советском Союзе беженец из фашистской Германии мог сформулировать такое: давайте не будем обращать внимание на то, что мэр Дрездена фашист, и поддержим его красивое начинание по посадке деревьев молодоженами? Нонсенс. Однако почему-то спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны такой подход стал для некоторых возможен. Конечно, Лысенко — не фашист. Однако, как показывает анализ его деятельности в СМИ, он ставленник хунты, который целиком и полностью поддерживает действия центральной власти. Соответственно, и ответственность на нем такая же, как и на Яценюке, Коломойском, Яроше, Наливайченко, Порошенко и других представителях хунты.
Следовательно, эта принадлежность ставит крест на любых идеях «сотрудничества». Однако Юрий из Сум предпочитает всего этого не замечать, прежде всего, крови Донбасса и видеть только «розы» хунтовского мэра. Вообще-то высший состав рейха — это были весьма образованные люди, которые сутками могли говорить о творчестве Гете, Гейне, Вагнера, Микеланджело, Достоевского и т.д. почище многой профессуры. Однако это ничего не говорит о сути их людоедской этики и мировоззрения. Говоря о возможности сотрудничества с Лысенко, украинский блогер предлагает, таким образом, не обращать внимания и на действия всех остальных представителей среднего и высшего управленческого звена хунты и пытаться найти с ними «компромисс», а возможно, и право на существование такого рода мировоззрения.
В этой связи напомню, что есть такое социально-психологическое и информационное явление, известное как «окно Овертона». Суть открытия американского ученого Джозефа Овертона состояла в том, что он разработал и описал технологию изменения отношения общества к некогда абсолютно запретным (находящимся в зоне табу) для этого общества вопросам. Это то, что в христианской традиции называется грех. Овертон показал, как в течение некоторого времени, используя определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью центральных СМИ, можно незаметно для любого общества расширить область приемлемого и, соответственно, сузить область греха (табу). Согласно теории Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей, которое постепенно сдвигают, незаметно для общества переходя от одной стадии десакрализации той или иной темы к другой, уже более приемлемой. Движение становится для общества незаметным потому, что происходит растянуто, на протяжении нескольких лет, но при активной промывке мозгов СМИ.
Первой стадией «окна Овертона» является перевод явления из области «немыслимое» в область «радикальное». Берётся любое явление, которое категорически не приемлется обществом, находится в зоне греха или табу. Например, каннибализм, инцест, содомия, гомосексуализм и т.д. Незаметно для общества на каком-нибудь конкретном и общественно раскрученном примере (скандале или серии запрограммированных событий) одна из таких тем начинает активно обсуждаться, ставя при этом вроде благую цель — а что в том или ином явлении такого плохого, запретного, что оно находится в зоне табу или греха? Почему это делать нельзя? Мы же видим, что, например, вот эти люди это делают, они при этом счастливы и никого не задевают?
Так формируется повестка: эта тема, конечно, запретная, но не настолько, чтобы мы о ней не могли говорить — мы же люди свободные, сознательные, наша цивилизация высокоразвитая, тем более у нас свобода слова, поэтому мы можем поговорить и о запретном. А почему бы и нет? «Результат первого движения „окна Овертона“: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы „градации серого“». Так происходит перевод проблемы из области запретного в область радикального (первая стадия "окна Овертона), когда тема все еще считается находящейся в зоне греха или табу, но о которой уже можно говорить и, главное, высказывать свое личное мнение, не опасаясь последствий.
В качестве аналогичных приемов расширения «окна Овертона» в России можно напомнить два информационных скандала — вопрос телеканала «Дождь» о возможности сдачи Ленинграда фашистам с целью предотвращения массовой гибели людей и сравнение Шендеровичем российской олимпийской чемпионки с офицером СС. Это два типичных случая первой стадии «окна Овертона» — попытка вывести тему из зоны табу (греха) и попробовать ее пообсуждать. Если только общество соглашается на этот первый шаг, остальные стадии уже запрограммированы. Общество уже проиграло. Однако ответная жесткая реакция российского общества на эти два выпада мировой закулисы по размыванию российской идентичности общества показала, что оно не готово обсуждать эти темы как явно кощунственные и оставило их в зоне табу.
Вторая стадия разворачивания «окна Овертона» — с одной стороны, создание эвфемизма и замена первоначального смысла табуированного (греховного) явления (или придание первоначальному слову другой, новой, положительной смысловой окраски), с другой, нахождение исторического (известной личности или события) прецедента, который бы оправдывал в глазах части общества данное явление, типа, «ну что тут говорить, мы все не без греха».
На третьей стадии, «после того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать „окно Овертона“ с территории возможного в область рационального». На этой стадии происходит дробление прежде единой и цельной проблемы (греха, табу), с одной стороны, на множество видов и подвидов — одни из которых очень ужасны и недопустимы, а другие даже вполне допустимы и милы, с другой, на множественность точек зрения на данную проблему, когда по крайним флангам расставляются нерукопожатные радикалы, но которых высокоразвитое общество должно терпеть, и вполне респектабельные фронтмены, которых принимают в лучших домах «Парижа и Лондона».
Например, в общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. «На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства. Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации». Например, проявление этой стадии мы наблюдаем сегодня на Украине.
«При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на „территории разума“, откуда со всем пафосом „здравомыслия и человечности“ осуждают „фашистов всех мастей“. „Ученые“ и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше».
На четвертой стадии разворачивания «окна Овертона» происходит легализация ранее запретной темы, явления — оно становится главной темой ток-шоу и новостных выпусков, людей погружают в обсуждение этой темы, тем самым создавая привыкание.
К пятому этапу движения «окна Овертона» переходят, когда тема в обществе разогрета до такой степени, что ее можно перевести из категории популярного в сферу актуальной политики. "На этой стадии «начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени». Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников того или иного табу и желающих легализовать этот грех. «Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений. Во время последнего этапа движения окна из категории „популярное“ в „актуальную политику“ общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением».
Оценивая данную теоретическую конструкцию с исторической точки зрения, можно сказать, что она имеет очень сильную верификацию. Если посмотреть на то, как на Западе происходила и происходит легализация всех мыслимых и немыслимых форм греха (табу) — содомии, педофилии, инцеста, эвтаназии и т.д., то мы увидим, что именно таким образом это и происходило — от перевода из области немыслимого в область радикального, потом возможного и обсуждаемого до окончательной легализации в виде законов, обязательных к исполнению.
Соответственно, если посмотреть на то, что делают сторонники проекта «Новой Украины» с точки зрения теории «окна Овертона», то вывод следует до неприличия простой и однозначный — это попытка признать нормальным существующий неофашистский режим на Украине и договориться с ним о принципах сосуществования. Если же эта линия не прокатит, следующим рубежом обороны Украины как анти-России предлагается сделать некий «новый проект» Украины, который будет очищен от шелухи постсоветского периода истории и периода хунты, и снова сесть на шею России в экономическом плане.
Кстати, сторонники этого подхода появились и в самом Киеве в виде «Оппозиционного блока» из бывших регионалов и опять под крышей неувядающего Левочкина. Куда нас в очередной раз хотят завести интеллектуальные близнецы-братья, противники концепции Русского мира — мы уже видим. Донбасс тому яркое подтверждение. Не могут быть люди, видящие украинцев как отдельную европейскую нацию вне глубинного родства с русскими и в рамках Русского мира и мечтающие о проекте «Новой Украины» как об анти-России, т.к. Украина — это не территория Русского мира, а жители окраины — не русские, союзниками в борьбе с неофашистской хунтой.