США вычеркнули Иран и ливанскую «Хезболлу» из списка «террористических угроз»

На днях заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков выступил на заседании СБ по афганскому урегулированию с призывом выработать программу «совместных действий в рамках ООН по недопущению расширения влияния террористической группировки „Исламское государство“» (ИГ). Речь шла об Афганистане, но думается, что эта инициатива актуальна и для целого ряда стран, где экстремисты ведут активную пропагандистскую и вербовочную работу, наращивают свое физическое присутствие. Между тем, США вместо декларативных заявлений о необходимости борьбы с ИГ перешли к конкретному делу.

На днях глава Службы национальной разведки США Джеймс Клэппер представил на слушании в Сенате рассекреченный ежегодный отчет под названием «Оценка глобальных угроз разведывательным управлением США». В нем отмечается положительная роль Ирана в его усилиях по борьбе с экстремистскими организациями, в том числе и с группировкой ИГ, которая считается одной из главных террористических угроз для интересов США в мире. В докладе подчёркивается также позитивная роль Тегерана в деле «прекращения сепаратистских течений» на Ближнем Востоке и в мире и отмечается, что военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия «Хезболла», выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана, ведёт активную борьбу с ИГ. Другими словами, Служба национальной разведки США вычеркнула ИРИ и ливанскую «Хезболлу» из списка так называемых «террористических угроз».

По мнению наблюдателей, такой поворот событий не случаен. Об этом уже писали эксперты ИА REGNUM. В свою очередь, политический обозреватель иранского англоязычного канала Press TV Хасан Бехештипур считает, что речь идет всего лишь о корректировке Вашингтоном своей политики в отношении Ирана, не более того. Он расценивает эту американскую инициативу как своего рода тактический, но не стратегический шаг: США исключили Иран и «Хезболлу» из своего списка «террористических угроз», чтобы оправдать дальнейшее сотрудничество с Ираном в борьбе против «Исламского государства» и других террористических организаций, действующих на территории Ирака, Сирии, Йемена и других стран. Речь идет лишь о пересмотре Вашингтоном своих приоритетов. Что же касается долгосрочной перспективы, то, по мнению Бехештипура, США вряд ли стремятся к сближению с Ираном. Очевидно, что главная задача для американцев на ближневосточном направлении сегодня — подписание всеобъемлющего соглашения с Ираном по его ядерной программе. Отсюда и такие «уступки» Тегерану, как исключение его из списка террористических угроз. «Если принять во внимание утверждения Службы национальной разведки США о том, что Иран поддерживает режим Башара Асада в Сирии, активно противодействует Израилю и разрабатывает ядерный потенциал, который может угрожать национальным интересам США, то становится очевидно: мы в очередной раз имеем дело с двойными стандартами Вашингтона», — заключил иранский политобозреватель.

Минувшие годы, мы помним, были временем бесконечного конфликта между Ираном и Западом в вопросе о ядерной программе. Достаточно было лишь ознакомиться с заголовками выходивших тогда публикаций в СМИ, чтобы убедиться в этом. «Иранский атом так и остался нерасщепленным», «Соглашение о ядерной программе Тегерана не достигнуто», «Ядерные переговоры Ирана и стран „шестерки“ закончились… переговорами»… А сегодня мы видим, что президент США Барак Обама проявляет беспрецедентное дружелюбие к Ирану. Он даже обратился к Ирану с теплыми поздравлениями по случаю наступления Нового года — Ноуруза по иранскому календарю. В нем он называет иранцев «наследниками древней цивилизации», и выражает надежду на скорейшее улучшение отношений между и Ираном и США. «Тегеран и Вашингтон могут впервые за последние десятилетия улучшить отношения» — заявил Обама, добавив, что стороны уже соблюдают взаимные обязательства по предварительной договоренности, поскольку Иран приостановил свою ядерную деятельность, а ЕС и США, несколько ослабили антииранские санкции. В ответ на эти дружелюбные высказывания министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф написал в своём микроблоге в Twitter, что иранский народ уже сделал свой выбор в пользу взаимодействия по урегулированию ядерной программы Тегерана.

Комментируя заявление Обамы о перспективах улучшения двухсторонних отношений между Ираном и США впервые за последние десятилетия, он отметил, что "данный период наиболее подходящий для Вашингтона чтобы «сделать выбор между давлением или соглашением».

Таким образом, мы видим, что ход событий на мировой политической арене складывается в пользу Ирана. Западные страны, в частности, посредники из «шестёрки» настроены на конечный желаемый результат в переговорном процессе с ИРИ и не хотят участвовать больше в каких-либо ближневосточных конфликтах. Почвы для развязывания полномасштабной войны в регионе нет. США не готовы в очередной раз вступить в новый военный конфликт. Что же касается Израиля, то Вашингтон настроен против Биньямина Нетаньяху и не готов с ним сотрудничать. Согласно пресс-релизу Белого дома, в ходе недавнего телефонного разговора президента США и израильского премьера, Барак Обама жестко подчеркнул существующие расхождения во взглядах Вашингтона и Тель-Авива. При этом президент США заявил о готовности к соглашению с Тегераном по иранской ядерной программе, невзирая на неоднократные попытки израильского премьера сорвать переговоры «шестерки» международных посредников и Ирана. Говорят, что тон разговора был настолько жестким, что Обама прямо пригрозил Нетаньяху пересмотром ближневосточной политики Соединенных Штатов.