Украина: экономика войны. Часть 9. Чтоб ты жил на одну зарплату!
В нынешних украинских реалиях это известное пожелание приобретает определенно зловещий смысл…
Пытаясь отмахнуться от призрака голодомора-2015, который приобретает все более реальные очертания в стране, руководство украинского Минагрополитики поспешило заявить, что «оснований для дефицита продуктов нет», а в росте цен на продовольствие виноваты исключительно «спекулянты и паника». В свою очередь, Верховная рада в лихорадочном стремлении получить новый кредит МВФ с замечательной легкостью повысила тарифы на газ и электроэнергию (более чем в три раза) и отопление (почти на 72%), одновременно срезав выплату пенсий работающим пенсионерам. Очевидно, подобные меры, предпринимаемые руководством страны, должны убедить население (а заодно и потенциальных зарубежных спонсоров), в том, что населению вполне хватает и хлеба насущного, и денег на его приобретение.
Между тем свежие данные Госстата по динамике заработных плат на Украине, а также (что немаловажно) состояния дел с их реальной выплатой, вносят в эту благостную картину существенный диссонанс.
Иллюзия роста — реальность падения
Согласно официальной украинской статистике, по итогам января 2015-го средняя заработная плата в стране составила 3 455 грн. По сравнению с январем 2014 года (3 167 грн.) уровень этого показателя по Украине увеличился на 288 грн. (+8,34%). Заметим, правда, что за первый год очередной украинской «революции» курс гривны к доллару вырос с 8 до 28,0 грн./долл., так что в долларовом эквиваленте средняя зарплата упала более чем втрое — с почти 396 до порядка 123,3 долл. США по действующему на то время официальному курсу Нацбанка). Только официальная инфляция на Украине в рассматриваемый период достигла 24,9%, а новое руководство страны, отмахнувшись от регулирования цен на внутреннем продовольственном рынке и настойчиво повышая тарифы ЖКХ, отнюдь не собирается индексировать уровень минимальных зарплат и пенсий.
Но что там доллар! На протяжении последнего полугода украинские зарплаты снижаются даже в гривенном эквиваленте. Так, уже озвученная средняя по стране январская заработная плата 2015 года на 26 гривен ниже соответствующего показателя сентября 2014-го!
Впрочем, не стоит думать, будто всем украинцам сегодня живется в равной степени плохо. Зарплатная динамика по различным видам деятельности дает прелюбопытнейшую картину особенностей развития экономики страны в период острого внутриполитического кризиса.
Я бы в летчики пошел…
Пальму первенства по динамичному приросту заработной платы неуклонно демонстрирует авиационный транспорт. С января 2014 по февраль 2015 года ее уровень для работников отрасли вырос до 13 723 грн. или на 42,96% (!) в гривенном эквиваленте. И пусть эта сказочная (для нынешней Украины) сумма сегодня приблизительно равна всего лишь 490 долларам США — она почти вдвое превышает зарплаты в финансовом секторе, который занимает вторую строчку зарплатного рейтинга. Да-да, несмотря на все жалобы о крайней «убыточности» банковской и страховой сферы на Украине, средняя заработная плата в них за истекший год поднялась до 7 192 грн. (+11,03%). Конечно, по меркам Европы финансист с зарплатой 257 долл. выглядит достаточно странно, зато становится ясно, для кого кризис — по-настоящему время больших возможностей.
Но если опережающие темпы роста официальных доходов работников авиатранспорта и банковской сферы во время кризиса характерны для большинства стран, «революционная» Украина продемонстрировала еще и свои весьма характерные особенности. В частности, средние зарплаты бойцов информационного фронта всего за год выросли на 31,6% — до 5 932 грн. Несмотря на свой достаточно невысокий валютный эквивалент (около 212 долл. США), это наглядно показывает рост спроса на медиауслуги в период борьбы за господство в информационном пространстве.
То же характерно и для расходов на государственное управление и оборону: только с января по декабрь 2014 года рост официальных зарплат в этом секторе составил 54,5%(!), достигнув 4 906 грн. (175,2 долл.), по своим темпам значительно обогнав даже авиационный транспорт… Для сравнения: средняя заработная плата в сфере образования на Украине в январе 2015 подросла только на 2,9% — до 2 542 грн. (около 91 долл. США), а в здравоохранении — на 4,04% — до 2 346 грн. (порядка 84 долл.)
Таким образом, даже выборочный анализ динамики зарплат по различным отраслям дополнительно свидетельствует о том, что экономика Украины последние двенадцать месяцев явно живет если еще и не по законам, то уж явно по нуждам военного времени.
А вот и вполне ожидаемые последствия: рост номинальных зарплат в промышленности в рассматриваемый период составил всего 8,56% (до 4 034 грн. или 144 долл. США), а в сельском хозяйстве — 12,7% (до 2 386 грн. или 85,2 долл. в месяц)
Долг платежом страшен
Тем не менее картина по зарплатам на Украине будет неполной, если рост ее номинальных значений в национальной валюте рассматривать без сравнения с ростом задолженности по выплате заработной платы, темпы которой весьма впечатляют. При этом нам никак не обойтись без исследования обоих этих показателей в их региональном распределении — с промышленного юго-востока до «национально-сознательного» запада страны, который президент Порошенко совсем недавно назвал «основой государственности» Украины.
Ни для кого не секрет, что более развитые в экономическом плане восточные области страны на протяжение всего периода ее новейшей истории являлись исправными донорами государственного бюджета, посредством которого (в значительной степени) дотировались области западные. Одним из наглядных результатов подобного положения дел было то, что средние зарплаты на востоке Украины столь же традиционно заметно превышали аналогичные показатели ее запада. Этот разрыв в целом сохранился и по итогам прошедшего года, но вот частные тенденции (вроде темпов роста зарплат и долгов по их выплате) в этот период претерпели значительные изменения именно по географическому признаку.
Так, с января по декабрь 2014-го (включительно) среднемесячная заработная плата в пяти основных промышленных областях юго-востока (Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Луганской и Харьковской) составила 3 420 грн., т.е. в среднем подросла на 8,13%, что заметно ниже среднего уровня по стране (3 480 грн./мес. и +9,9%). Даже с учетом понятной погрешности официальной статистики для «горячих» регионов вроде Донецкого и Луганского, даже для трех остальных, сравнительно мирных областей показатель прироста среднемесячной заработной платы за этот период не превысил 11,1%.
В то же время средние темпы увеличения этого показателя в пяти основных западных областях Украины (Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Ровенской и Волынской) достигли +13,7%, причем Тернопольский регион установил своеобразный рекорд в 15,81% (!) Правда, по абсолютным цифрам среднемесячная зарплата на западе страны все еще уступает «восточной» — 2 760 грн./мес., однако с началом «революции» ее рост получил столь значительное ускорение, что уже в декабре 2014-го Ровенская область, например, опередила Харьковскую (3 665 и 3 598 грн. соответственно).
Что же касается долгов по заработной плате, то здесь в географическом плане ситуация представляется прямо противоположной. Согласно данным украинского Госстата, общий объем задолженности с января по декабрь 2014-го увеличился до рекордных 2 млрд 366 млн гривен (почти в три раза). При этом 1 млрд 415 млн гривен прироста долгов пришлось только на пять указанных выше промышленных регионов юго-востока страны, а на долю остальных девятнадцати осталось около 200 млн грн.
Что же касается пяти западных областей Украины, то заложенность по зарплате перед их населением за прошлый год выросла «всего» на 48,9 млн гривен, которые новому руководству страны в 2015-м нетрудно будет и погасить — «сэкономив» на том же непокорном юго-востоке. Вот и еще один пример того, как в условиях даже необъявленной войны политические привилегии рано или поздно трансформируются в привилегии экономические.