Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

То, в чем прозападные украинские политики (начиная с «оранжевого» президента Виктора Ющенко) обвиняли «преступный сталинский режим» образца 1930-х, может стать объективной реальностью на Украине XXI века. Причем на этот раз обвинить в этом внешних «врагов» действующей украинской власти будет уже довольно затруднительно.

Парадоксы изобилия

2013 и 2014 года порадовали Украину щедрыми урожаями, которые не только способствовали созданию объективных условий для снижения продовольственных цен на внутреннем рынке, но и стимулировали всплеск активности пищевой и перерабатывающей промышленности. Особенно наглядным это стало в «революционном» 2014 году, когда в условиях настойчивой деиндустриализации страны именно сельхозпроизводство осталось основным средством спасения ВВП от полного краха. Конечно же, 2,8%-й рост валовой продукции сельского хозяйства не смог компенсировать 10,7%-е падение промышленного производства, зато он привел к заметным изменениям в структуре ВВП страны.

Согласно данным украинского Госстата, уже в третьем квартале 2014 года доли сельского хозяйства и промышленности в валовом продукте страны практически сравнялись (20,7% и 20,8% соответственно), а к концу года украинские аграрии вышли вперед. В частности, производство зерновых и зернобобовых культур по сравнению с 2013 годом увеличилось на 2,4%, овощей открытого грунта — на 2,6%, картофеля — на 8,4%, а сахарной свеклы — на все 44,3%. При этом заметное (-7,7%) снижение по итогам 2014 года наблюдалось в производстве семени подсолнечника (что, впрочем, отнюдь не помешало нарастить экспорт подсолнечного масла более чем на 60,0%(!)).

Сопоставление динамики производства основных сельскохозяйственных культур с соответствующими показателями их экспорта представляется весьма любопытным, учитывая, что в условиях падения промышленности именно они должны были обеспечить поддержание валютных потоков. Например, из общего урожая 2014 года в 63,8 млн тонн зерновых и зернобобовых культур за границу, только по официальным данным, было вывезено 21,88 млн тонн (свыше 34%). В планах на урожай-2015, предварительно согласованных украинским Кабмином, предполагается из ожидаемых 68 млн тонн зерновых отправить на экспорт уже 37 млн тонн (порядка 54,4%). Подобная экспортная динамика (подкрепленная реальным приростом сельхозпроизводства), безусловно, радовала бы глаз, если бы не один, но очень важный вопрос: а что она несет внутреннему украинскому рынку?

Осторожно — злые цены!

При 24,8%-м уровне продовольственной инфляции, наблюдавшейся в прошлом году, украинские производители уже показали готовность к опережающим темпам подъема отпускных цен внутренним потребителям, а с началом нового, 2015-го, этот процесс еще более ускорился. В частности, пшеничная и пшенично-ржаная мука с января по декабрь 2014 года подорожала на 25,5%, а за январь 2015-го — еще на 8,9%, ржаная мука за тот же период выросла в цене на 17,95% (+10,88%).

Рост отпускных цен на другие продовольственные товары кризисной потребительской корзинки также не заставил себя ждать. Макаронные изделия подорожали на 24,8% (+4,6% за январь 2015), пшено — на 37,16% (+11,1%), а гречка — на 89,18% (+4,7%) Цены на традиционное для украинского потребителя подсолнечное масло в 2014 году были подняты производителями от 38,45% (рафинированное), до 53,5% (нерафинированные фракции) — на фоне уже указанного нами снижения производства подсолнечника и рекордного наращивания экспорта. В январе 2015-го эта продукция подорожала еще на 7,3-11,62%. Стоит отметить и тот любопытный факт, что почти полуторный рост урожая сахарной свеклы в 2014 году привел к 13,63%-му росту цен производителей на сахар для внутреннего рынка Украины, а только за январь 2015-го они были подняты еще на 5,25%.

Заметим, в качестве примеров мы приводим либо т.н. сырые продукты, производимые украинскими аграриями, либо продовольственные товары с минимальным уровнем обработки, в которых они используются. Для сравнения: отпускные цены на хлеб с января 2014 по февраль 2015-го были подняты на 25,3% — 31,5% (ржаной и пшеничный соответственно), и это еще далеко не предел…

Единственным утешением и надеждой для «маленьких» украинцев в сложившейся ситуации могут послужить лишь овощи открытого грунта — картошка, капуста, морковка, лук и т.п., а также простейшие фрукты (вроде яблок), щедрый урожай которых не сопровождался увеличением объемов экспорта.

Увы! Продовольственные санкции, введенные Россией против аграриев ЕС, бумерангом ударили и по Украине, зато обеспечили наполнение ее внутреннего рынка относительно дешевыми овощами и фруктами, ввиду физической невозможности их массированного вывоза за рубеж.

Рукотворный голодомор

К чему может привести подобное наращивание экспортных поставок без учета особенностей внутреннего рынка страны в условиях затяжного кризиса? Ответ прост — к дальнейшему росту цен на первоочередные продукты питания внутри страны, которые для украинцев представляются тем более болезненными на фоне резкой девальвации гривны при замороженных зарплатах, пенсиях и других социальных выплатах.

Кстати, о зарплатах. Согласно данным официальной украинской статистики, за одиннадцать месяцев 2014 года средняя зарплата по стране (без богатого дополнительными выплатами декабря) выросла всего на 11,58%, до 3 534 грн. или порядка 170 долл. США по действовавшему на тот момент курсу. Зато задолженность по зарплате в 2014 году успела вырасти более чем в три раза — с 753 млн до 2 млрд 436,8 млн гривен, притом что сама гривна уже ко второй декаде февраля 2015-го обесценилась почти в четыре раза. Добавим к этому, что повышение (на 30-60%) тарифов на услуги ЖКХ уже привело украинцев к необходимости существенно сократить свои расходы на питание (и охрану здоровья) в пользу коммуналки. Впереди перед ними уже маячит очередной сеанс шоковой тарифной терапии (уже согласованный официальным Киевом с МВФ) и только официальная 26%-я инфляция, заложенная в Госбюджет 2015 года.

Так что легкое «революционное» голодание, признаки которого уже вполне почувствовала на себе значительная часть населения Украины в прошлом году, — еще далеко не предел. Особенно если учитывать продолжающийся коллапс гривны, за которым эффектом домино следуют подорожание топлива, минеральных удобрений, сельхозтехники (преимущественно импортного производства), а также прочих «мелочей», необходимых для битвы за урожай текущего года, львиная доля которого уже спланирована для вывоза за рубеж в обмен на валюту, которой так не хватает действующему украинскому руководству для того, чтобы удержаться при власти…