Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян 5 марта посетит Израиль с рабочим визитом. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе МИД Армении. Повестка визита министра не сообщается.

Примечательно, что Налбандян посетит Израиль сразу после того, как глава МИД Израиля Авигдор Либерман принял участие «в траурном собрании, посвященном памяти безвинных жертв трагедии азербайджанского города Ходжалы». Собрание, проходившее в Акко — городе на севере Израиля 26 февраля, организовала Международная ассоциация «Израиль — Азербайджан».

Азербайджанские СМИ приводят высказывание Либермана на собрании. Так, глава внешнеполитического ведомства Израиля отметил: «В истории человечества было немало трагедий. Забывать их нельзя. Но, к сожалению, не все их помнят и не все извлекают из них уроки. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы сказать: надо объединить опыт Израиля и Азербайджана и предотвратить подобные трагедии в будущем».

Участие Авигдора Либермана в мероприятии, посвященном ходжалинским событиям, вызвало резкую реакцию армянского МИД. Пресс-секретарь ведомства Тигран Балаян заявил, что «недостойно, когда какой-либо политический деятель может позволить вовлечь себя в азербайджанские дешевые пропагандистские манипуляции».

По мнению экспертов, Армении и Израилю нужны добрые и даже стратегические отношения, но сегодня они просто прохладные.

Взаимоотношения Армении и Израиля во многом усложняются более близкими отношениями Азербайджана и Израиля, а также зависят от турецко-израильских отношений. Так, по мнению израильского политолога и экономиста Михаила Ошерова, экономические связи Армении и Израиля малозначительны и не носят стратегического характера. В отличие от экономических связей Азербайджана и Израиля, которые базируются на разностороннем торговом и военном сотрудничестве, в том числе на продаже азербайджанской нефти и на поставках израильских систем вооружений. По мнению эксперта, на государственном уровне вопросы взаимоотношений Армении и Израиля осложняются геополитикой и вопросом о турецком Геноциде армян. Этот вопрос в Израиле сильно политизирован. Израильский народ, пострадавший от Холокоста, отказывает другим народам, также пострадавшим в своей истории от геноцида со стороны других народов, в праве быть жертвами геноцида, настаивая на своей исключительности. Так, хотя Геноцид армян признан уже многими (свыше 20 стран и 15 регионов) странами и народами, в том числе Россией, Францией, Германией, Евросоюзом, 43 штатами США, государство Израиль не признает геноцид армянского народа со стороны Турции, мотивируя это уникальностью понятия «геноцид».

Авигдор Либерман неоднократно публично выступал против признания Израилем «массовых убийств армян в Османской Турции геноцидом». «Израиль со дня основания не соглашался на применение термина Холокост по отношению ни к одной другой войне или другой трагедии. Мы считаем, что то, что прошел еврейский народ во время Второй мировой войны, несравнимо ни с чем. Попытки методом терминологии превратить другие конфликты и зверские убийства — в Африке, Азии, на Балканах — в очередной Холокост мы не принимаем, — заявил Либерман в интервью RTVi. — Мы выступаем за то, чтобы все факты, все печальные страницы истории были представлены такими, какими они являются. Мы не собираемся вмешиваться. Сегодня это из исторического события превратилось в политический спор. Поэтому я не думаю, что Израилю нужно сейчас вмешиваться в эту проблему».

Такой позиции Израиля вօ во многом способствовала и местами проигрышная политика Армении в вопросе признания геноцида. Так, по инициативе президента РА Сержа Саргсяна в 2008 году был дан старт так называемой футбольной дипломатии, в результате которой при посредничестве США, России и Швейцарии были парафированы армяно-турецкие цюрихские протоколы — «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Документы, кроме всего прочего, предусматривали создание совместной комиссии из «независимых историков» для изучения вопроса о Геноциде армян 1915 года. Впервые руководством Армении был поставлен под сомнения факт геноцида, чем поспешили воспользоваться и другие страны, которые не признают факт геноцида.