Украина: экономика войны. Часть 3. Кредит МВФ и недоверчивая гривна
Подписание соглашения об очередном перемирии на юго-востоке Украины ознаменовалось еще одним немаловажным событием.
Не успели высохнуть чернила на минском протоколе (к подписанию которого, несмотря на 16-часовые переговоры, так и не приложили руку президенты России, Украины, Германии и Франции), как глава МВФ
Пиар во время чумы
Эта новость была подхвачена и широко растиражирована как украинскими масс-медиа, так и официальными представителями действующей власти, которые поспешили преподнести ее как свою значительную победу, которая уже в ближнесрочной перспективе сыграет решающее значение для спасения национальной экономики в целом и гривны в частности. Так, украинский премьер
Например, при текущей (на начало февраля 2015-го) инфляции на Украине на уровне в 30,5% (по сравнению с декабрем 2013-го) и заложенном в новую редакцию Госбюджета ее дополнительном росте на 26,0% в течение года, пенсии и зарплаты бюджетникам обещают приподнять всего на 10-12%. Кстати, закон о возвращении украинкам права выхода на пенсию в 55 лет, недавно принятый Верховной радой, на днях был ветирован президентом
Зато еще действующий главный банкир страны —
…Я вся такая противоречивая…
В частности, вместо того, чтобы вполне ожидаемо укрепиться на кумулятивном действии новостей о возможности скорого прекращения боевых действий в основных промышленных регионах страны и получении новых (и весьма значительных) средств от международных инвесторов, украинская валюта тут же заметно просела к доллару США. Так, уже к середине торговой сессии 12 февраля гривна нырнула с 25,70/26,14 к 26,15/26,70 грн./долл.. Правда, к полудню пятницы, 13-го, украинская валюта все же несколько укрепилась (до 25,55/26,05 грн./долл.), но уже к концу торгов долларовые котировки вновь поднялись — вплоть до 25,8/26,25 грн./долл., словно никто и не обещал Украине новых миллиардов. Масла в огонь сомнений внутреннего валютного рынка подлил и сам НБУ, неожиданно опустив официальный курс гривны до нового исторического минимума — 25,8195 грн./долл. США, с каковым страна и начала новую торговую неделю. В результате уже на вторые сутки возобновления перемирия в Донбассе (и на четвертые, прошедшие с момента знакового выступления главы МВФ) украинская валюта возобновила свое падение, а наш «зеленый друг» вновь устойчиво закрепился выше отметки в 26,0 грн., уверенно намекая, что из коридора 25,00-30,00 грн./долл. он пока уходить не намерен.
Заметим, что это случилось сразу же вслед за заявлением главы украинского Кабмина о коррекции курсового показателя, заложенного в Госбюджет на 2015 год, до 21,00 (!) грн. за доллар США. Впрочем, только за последние два месяца этот ориентир уже успел подрасти по крайней мере дважды: сперва до 15,00, а затем — и до 17,00 грн./долл. В связи с этим создается устойчивое впечатление, что ни гривна в частности, ни экономика Украины в целом пока попросту не верят в целебные для них свойства обещанного расширения кредита МВФ. Почему же это происходит?
Обещать — не значит жениться
Подтверждением этой интернациональной народной мудрости может послужить даже сравнительно неглубокий экскурс в интимно-финансовые отношения Украины с Международным валютным фондом. Как известно, в апреле 2014 года совет директоров МВФ уже принимал судьбоносное решение о выделении Украине 17,0 млрд долл., которое должно было осуществляться тремя-четырьмя траншами в течение двух лет. Однако из всей этой суммы официальный Киев до сих пор получил всего лишь порядка 4,6 млрд долл. (в эквиваленте), причем первый транш (3,19 млрд долл.) имел место в мае, а второй, гораздо более скромный (1,4 млрд долл.), — в начале сентября прошлого года. Выплаты же остальных 12,4 млрд долл. были уже привычно заморожены фондом впредь до выяснения перспектив реального контроля центральной украинской властью над своими основными бюджетообразующими регионами на юго-востоке. Более того, еще готовясь к выделению своего первого транша в 2014 году, МВФ предупреждал Киев о том особом внимании, которое следует уделить удержанию в своей орбите Харьковской, Донецкой и Луганской областей, которые (по мнению экспертов Фонда) обеспечивают формирование 21% национального ВВП и 30% всего промышленного производства.
Однако, как известно, блицкриг украинских силовиков на юго-востоке отнюдь не увенчался успехом (не говоря уже о колоссальных разрушениях промышленной и транспортной инфраструктуры региона). Из трех же обозначенных МВФ областей официальному Киеву пока (и то с большим трудом) удалось удержать за собой лишь Харьковскую. В результате уже в своем интервью изданию Le Monde 27 января 2015 г. Кристин Лагард разочарованно отметила, что «…ни один партнер МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросом оказывается 20% ВВП Украины», поскольку «…связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна».
Заметим, что за последующие две недели степень очевидности этой взаимосвязи как минимум не стала меньше, а сомнения в возможности центрального правительства Украины срочно предпринять эффективные шаги по восстановлению валового внутреннего продукта лишь возросли. Так, буквально на днях (14-15 февраля) украинский Кабмин объявил об очередном пересмотре бюджетных прогнозов снижения ВВП на 2015 год — с 4,3 до 5,5%. Если же добавить к этому падение ВВП, уже наблюдаемое в прошлом году (от 6,8% официальных до 8,3% реальных), то у МВФ будет о чем поразмыслить перед фактическим выделением новой порции денег Киеву.
Стоит напомнить, что всего год назад эксперты Фонда рассчитывали, что проседание валового внутреннего продукта Украины в 2014 году достигнет всего 5,0%, с последующим ростом уже в 2015-м — на 2,0%. Впрочем, после своих щедрых обещаний, сделанных 12 февраля, руководство МВФ уже взяло тайм-аут на четыре недели, в течение которых, по словам Кристин Лагард, окончательное решение по ним должен принять совет директоров Фонда. Таким образом, на реальное получение первой порции денег по новой программе Украина сможет рассчитывать, в лучшем случае не ранее середины, а то и в конце марта, причем при отсутствии абсолютных гарантий, что последующие транши будут выплачиваться четко по графику. К тому же даже средствам, фактически полученным Украиной от зарубежных инвесторов «на проведение демократических реформ» и «восстановление экономики», угрожает серьезная опасность под названием
Синдром Винни-Пуха
Суть его формулируется коротко, если вспомнить одно из высказываний знаменитого плюшевого медвежонка. А именно: «Деньги — никак не пойму, в чем секрет. Если и есть — то их сразу же нет!»
Применительно к украинским реалиям небезынтересно будет рассмотреть судьбу кредитов МВФ, даже если они и будут предоставлены стране в оговоренных объемах и в обусловленные сроки.
Итак…
Озвученная 12 февраля К. Лагард общая сумма финансовой помощи (40,5 млрд долл.), очевидно, включает 17,0 млрд, обещанных Фондом новому украинскому руководству еще весной 2014 года, плюс 17,5 млрд по расширенной программе 2015-го, а также порядка 6 млрд долл., которые в течение ближайших четырех лет рассчитывается привлечь у других международных финансовых институтов (Всемирный Банк, ЕБРР и т.д.), увлеченных примером МВФ и под гарантии США. Сумма эта, на первый взгляд, кажется более чем солидной (еще бы, чуть ли не по 1000 долларов на каждого украинца, включая новорожденных и стариков!), но… давайте хотя бы в первом приближении рассмотрим, кому на самом деле достанутся эти колоссальные деньги.
Во-первых, львиная доля этих кредитов вернется в карман… самого же Международного валютного фонда в виде выплаты по процентам. Так, при сохранении ежемесячных расходов на эти цели на текущем уровне (300-400 млн долл.) за четыре года их общая сумма достигнет 14,4-19,2 млрд долл., т.е. от почти 42% до 55,0% общей суммы кредита.
Во-вторых, несмотря на крайне миролюбивую риторику МВФ и других международных инвесторов, значительную часть полученных средств официальный Киев вполне сможет израсходовать на военные нужды.
Не будем забывать, что выделение двух траншей финансовой помощи в 2014 году дивным образом совпало с осложнениями обстановки на юго-востоке Украины именно для центральной власти, после которых (особенно в сентябре — под Иловайском) она вынуждена была пойти на перемирие, за которым последовала новая фаза обострения (в январе 2015-го) и новый разгром (на сей раз — в районе Дебальцево).
Кстати, ожидаемое поступление новой порции денег МВФ (март 2015) снова «случайно» совпало с анонсированным началом широкой программы подготовки сразу трех батальонов украинских силовиков американскими инструкторами на полигоне в Яворове (Львовская область), а также с весьма вероятным началом официальных поставок США на Украину «оборонительного» оружия.
Точно подсчитать общий объем дополнительных военных расходов официального Киева на эти и другие цели, средства для которых придется черпать в том числе и из кредитов МВФ, представляется крайне затруднительным ввиду закрытости источников информации. Однако, исходя из официальных данных, просочившихся в открытую печать, еще до начала «горячей» фазы конфликта на юго-востоке дополнительные (внебюджетные) траты на эти цели только в 2014 году оценивались министерством обороны Украины на уровне 2,8-3,0 млрд долларов. Поскольку нет причин предполагать, что действующее руководство Украины в обозримом будущем откажется от попыток силового реванша, в ближайшие четыре года это может вылиться в дополнительные 11-12 млрд долл., которые вряд ли сможет покрыть даже военный бюджет, раздутый до 5,5% ВВП.
И, наконец, в-третьих. Несмотря на последние заявления украинского премьера, проблема газового голода по-прежнему остается весьма актуальной для Украины — даже с учетом резкого (свыше 10,0%) сокращения промышленного производства, которое в отдельных энергоемких отраслях (например, в химпроме) по итогам 2014 года достигло почти 30%.
При этом 3 млрд 100 млн долл., которые Украина (под давлением ЕС) вынуждена была выплатить «Газпрому» в прошлом году, явно не являются последними деньгами МВФ, напрямую перекочевавшими в российскую кубышку. Необходимость осуществлять предоплату за поставки российского газа (с марта 2015-го — уже без зимней скидки) пока колеблется в пределах 270-380 млн долл. в месяц. При поддержании «газовых» расходов на этом уровне на протяжении четырех лет они могут достичь 13-18,2 млрд долларов.
Таким образом, гривна в настоящее время абсолютно права в своем недоверии к тому, что сможет рассчитывать на весомую часть кредита МВФ — при сохранении Украиной нынешнего политического курса ни 17,5, ни даже все 40,5 млрд долларов, обещанных Фондом, не покажутся достаточной для этого суммой.