Гульмира Илеуова: Межэтническая напряженность в Казахстане будет нарастать
Власти Казахстана не могут перестроить свою межнациональную политику, считает президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова. В интервью корреспонденту ИА REGNUM она заявила, что основой межнациональной напряженности в республике является экономическая ситуация.
ИА REGNUM: Межэтнические столкновения в Казахстане стали случаться с пугающей регулярностью. Только за последний год конфликты между разными национальностями происходили дважды — в августе в селе Каракурт и вот в начале февраля в селе Ынтымак. При этом власти стараются не замечать межэтнической составляющей данных столкновений, почему?
В Казахстане эксперты до сих пор рассматривают возможное ухудшение межэтнических отношений только в свете отношений между казахами и русскими. И этот ракурс не меняется. При этом одна из сторон возможного конфликта действительно присутствует — это казахи. Но конфликты происходят не с русскими, а с представителями других этнических групп. И обращать внимание нужно именно на этот фактор. Понятно, что в стране казахи являются большинством и, в случае возможных столкновений, именно они будут выступать одной из сторон конфликта.
Но активные процессы идут и с другой стороны. Так, например, представители узбекской национальности показывают самый высокий уровень рождаемости. Вообще, рождаемость в азиатских, мусульманских этносах является одной из самых высоких в Казахстане. При этом располагаются они, в основном, на юге страны, на самых плодородных и климатически удобных для проживания территориях. Здесь уже стал проявляться фактор перенаселения как казахов, которые, проживая в сельской местности, также имеют высокий уровень рождаемости, так и других этнических групп.
Я вижу в обострении межэтнических отношений экономическую составляющую. В условиях перенаселенности, высокого уровня рождаемости и отсутствия нормальных социальных возможностей, в том числе и работы на земле, вопрос межэтнической напряженности заметно проявляется. Этот тренд задан и проявляется он уже последние лет пять точно. Не то чтобы власти не замечали этих процессов. Просто они никак не могут перестроить свою политику, провести анализ сложившийся ситуации, прийти к пониманию того, что происходит. В этом и есть главная проблема, на мой взгляд.
ИА REGNUM: Отчего обычные бытовые конфликты стали перерастать в конфликты на межнациональной почве?
Нельзя сказать, что все межнациональные конфликты случались на бытовой почве. Напротив, все они имеют экономическую составляющую. Просто госорганы называют их бытовыми и не приравнивают к межэтническим. Стоит понимать, что есть некая внутренняя неудовлетворенность в первую очередь у казахов, которые считают, что они обделены определенным вниманием, что у них как у представителей титульной нации больше прав и что эти права должным образом не реализованы. А в условиях, когда принцип советского общежития молодым людям знаком во всё меньшей степени, общая культура весьма невысокого уровня, сами формы проявления такого недовольства не могут выражаться в иной форме, как только силовой, агрессивной, наступательной. С другой стороны, представители иных этнических групп, за исключением казахской и русской, не очень инкорпорированы в казахстанский социум. Они живут интересам общины и не считают нужным расширенно смотреть на Казахстан.
ИА REGNUM: Не кажется ли вам, что межнациональное и межконфессиональной согласие, которое ставят в заслугу президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, дало трещину?
Я не считаю, что здесь уместно говорить о трещине. Просто не могут люди всё время находиться в состоянии любви к друг другу. Есть определенная динамика социума и сейчас она активно проявляется. Все этнические группы растут во всех смыслах: в ментальном, в численном, с точки зрения самосознания. И в первую очередь — казахи. У них тоже меняется отношение, идет активный процесс поиска национальной идентичности. Этим процессом нужно более умело управлять, понимать все сложности, риски, возможности развития этой динамики. Нельзя надеяться на то, что всё само собой рассосется. Надо этот вопрос тщательно изучать и грамотно им управлять.
Сама идея межнационального единства является в стране основополагающей и ключевой. И далеко не формально. Когда мы проводим исследования, то видим два столпа: материальное благополучие и межнациональное согласие. В этом нет никакого противоречия — одно из другого проистекает. Хотя есть определенные моменты напряженности, и она будет нарастать.
ИА REGNUM: Можно ли говорить о том, что после того, как действующий глава государства покинет свой пост, в Казахстане обострятся межнациональные отношения?
Межнациональные проблемы существую уже сейчас. И с годами они будут проявляться. Вне зависимости от того, будет это Назарбаев или кто-то другой. Определенная динамика присутствует. Мы прорабатывали сценарий, при котором к власти придет казахский националист, тогда обострение межнациональных отношений конечно же будет. Если же на смену президенту Назарбаеву придет человек, который продолжит политику своего предшественника, то я не вижу возможного резкого изменения ситуация в межэтнической сфере. Сегодня идет плавный отток тех людей, которые не хотят жить в Казахстане. В первую очередь, конечно, русских, но также и казахов. В то же время появляется некая однородность казахстанского общества. Но процесс этот достаточно постепенный.
ИА REGNUM: Крупные казахстанские СМИ не предоставляют площадку тем, кто проявляет этническую нетерпимость. Но такие люди активно продвигают свою позицию в социальных сетях, где они позволяют себе высказывания, которые можно рассматривать как разжигание межнациональной розни и за которые предусмотрена уголовная ответственность. Почему правоохранительные органы не ведут видимой борьбы с проявлением такой нетерпимости в казахстанском сегменте всемирной паутины?
Нельзя сказать, что проявления национализма не получают осуждения в социальных сетях. Националистов не гладят по головке и не призывают действовать в том же духе. Крупные СМИ действительно не дают площадок националистам. Что же касается того, почему правоохранительные органы не занимаются соцсетями, то, наверное, у них не хватает времени, сил, компетенции.
ИА REGNUM: Сегодня проходит судебный процесс по делу Татьяны Шевцовой-Валовой, которую судят по обвинению в оскорблении этнических казахов. При этом я не припомню, чтобы судили этнических казахов, которые тоже порой допускают подобные высказывания в отношении представителей других национальностей, населяющих республику. Чем вызвана такая избирательность?
Изначально иск к Шевцовой-Валовой подала интернациональная группа товарищей. Другое дело, что русские, в большинстве своем, не знают казахский язык и не читают казахоязычную прессу, потому не понимают, о чем говорят в этой среде. Быть может, с этим связано то, что подобных исков в отношении казахов до сих пор не было.
ИА REGNUM: В Казахстане много лет работает такой орган, как Ассамблея народа Казахстана, одной из задач которой является сохранение дружбы народов и межнационального согласия. Не являются ли участившиеся межнациональные конфликты следствием ненадлежащей работы данного органа, и нужен ли он в принципе?
Я считаю, что такой орган все-таки нужен. Я тоже часто подвергала критике работу Ассамблеи, когда работала в правительстве, в период становления данного института. Тогда у меня сложилось свое мнение, и я далеко не комплиментарно оценивала их деятельность. Но в такой стране, как наша, с таким сложным этническим составом, если бы такого органа не было, его нужно было бы придумать. В какой степени он является институциональным, в какой степени он вертикально встроен в наше общество и как это можно было бы сделать — вопрос, конечно, дискуссионный. Но если их работу отдать на откуп Управлению внутренней политики, то она стане еще более формализована и заметно хуже, чем у Ассамблеи.
Я не могу сказать, что Ассамблея сделала всё от нее зависящее, чтобы стать полноценным, популярным и влиятельным органом. Возможно, от того, что они сидят в Астане, хотя и имеют на местах достаточно хорошо представленные малые Ассамблеи, в которых есть люди, занимающие активную позицию. Возможно, им просто не хватает функционала. Этому органу нужно добавить некой аналитической составляющей. Я часто слышу критику касательно того, что Ассамблея оторвана от народа, что люди, которые в ней представлены, никем не избирались и они в малой степени репрезентуют свои этнические группы. Но в целом здесь есть простор для работы. Недостаточно мониторинга межэтнических отношений. Ассамблеи надо понять, чем конкретно она занимается. В целом же работа Ассамблеи не должна быть только пропагандистской, какой она в большей степени является на данный момент.