Меркель в Вашингтоне: визит «доброго следователя» к «злому»
9 февраля 2015 года состоялся визит в Вашингтон канцлера Германии
Ведущее американское издание New York Times, комментируя встречу Обамы и Меркель, пришло к выводу, что в начавшихся публичных дискуссиях относительно поставок вооружений на Украину "европейская пара [т. е. Меркель и Олланд] играла в «хороших полицейских», а американцы — в «плохого полицейского». Московский вояж Меркель и Олланда стал «классическим маневром, который может быть или, возможно, не был согласован с Вашингтоном». Но в общем смысле он был все-таки частью общей и единой игры.
Без этого «маневра» существовала угроза, что после того, как Соединенные Штаты решатся начать поставки оружия на Украину, решение это разделит Атлантический альянс, который до сих пор поддерживал единый фронт против России в ситуации с Украиной. Визит Меркель ставил целью предотвратить эту потенциальную опасность. Поэтому именно вопрос о вооружении Украины и трансатлантическом единстве стал основной темой переговоров канцлера Германии в США. До этого разногласия относительно политики на Украине между США и ЕС были продемонстрированы присутствующим и миру на конференции в Мюнхене. Насколько серьезны они? По-видимому, нет, — пыталась показать это канцлер Меркель в Вашингтоне. Именно поэтому британский Telegraph в своем комментарии к визиту германского канцлера написал, что Обама и Меркель в Вашингтоне поставили «шоу единства» относительно кризиса на Украине.
Президент Обама заявил в понедельник, что он ждет итогов по «мирным переговорам» по Украине, продвигаемым Германией и Францией, прежде, чем он примет решение о поставках американского оружия в эту страну. На совместной пресс-конференции в Белом доме с канцлером Германии Ангелой Меркель Обама говорил, что он надеется на экономические санкции, которые убедят президента Владимира Путина пойти на дипломатическое решение проблемы. Обама заявил, что попросил «свою команду» рассмотреть все варианты мер, способных заставить Путина изменить его позицию по Украине. Среди этих мер числятся и поставки «летальных» вооружений на Украину. Сейчас Обама рассматривает в том числе и военный вариант по Украине, но одновременно поддерживает и немецкие мирные дипломатические усилия. На совместной пресс-конференции с Меркель в Вашингтоне американский президент слишком демонстративно избегал вопросов об отправке оружия на Украину. Оба лидера давали понять Москве, что они считают текущие дипломатические переговоры в рамках Минска более важными и единственно реальным вариантом для выхода из кризиса.
Канцлер Германии Меркель в очередной раз заявила в Вашингтоне: «Я не вижу военного решения этого конфликта». Однако в Вашингтоне она дала понять, что американское решение начать поставки оружия, вопреки возражениям Берлина, не приведет к какому-то кризису в американо-германских отношениях. Разногласия с США Меркель выразила фразой: «По некоторым вопросам мы не всегда можем договориться». В трактовке Меркель речь просто идет о потенциальных «тактических разногласиях» между США и Германией, которые не могут повлиять на единство союзников. Канцлер заявила в Вашингтоне: «Ничто не может разделить Европу и Америку! В любом случае союз между Европой и США будет продолжать существовать, даже если мы не согласны в отдельных вопросах». Меркель ясно дала понять, что даже поставки американцами оружия на Украину не угрожают единству не просто Германии, а Евросоюза с Соединенными Штатами. В этом смысле Меркель выступила в Вашингтоне как фактический лидер ЕС.
Заметим, что угроза возможного вооружения украинских войск американским оружием не означает опасности изменения в военном противостоянии в Донбассе. Опасность в другом — в том, что военная мощь США будет прямо вовлечена в кризисные дела соседнего с Россией государства. США уже проделывали подобного рода мероприятия в отношение вооружения армии Грузии при Саакашвили. Известно, чем все это закончилось. Однако в случае с Украиной речь идет о совсем других масштабах вмешательства американцев в дела постсоветского пространства.
Американский президент сейчас внешне подтверждает широко распространенное в США мнение, что, когда дело доходит до прямого военного вмешательства, Обама всегда проявляет крайнюю осторожность. В этом он представляет себя противоположностью Бушу-младшему.
Например, Обама в свое время открыто сопротивлялся вооружению сирийских повстанцев. Правда, в конце концов он все-таки согласился с ним, и, как внешне представлялось, «не выдержав давления». В похожей ситуации Обама демонстрирует себя стране и миру в настоящее время. Внешне все выглядит так, будто американский президент упорно сопротивляется все нарастающему на него давлению. В настоящий момент, как известно, открытое давление на президента в вопросе поставок оружия на Украину оказывают не только ястребы-республиканцы из Конгресса, но и деятели из собственного окружения президента.
В частности, указывают на вице-президента
Сейчас США исходят из следующих принципиальных установок относительно вооружения Украины:
1. Соглашения с Россией об отступлении из Донбасса можно достичь посредством угрозы поставок оружия на Украину;
2. Украинское правительство имеет право на защиту, и его просьбы должны быть реализованы;
3. Поставки оружия не должны привести к эскалации, поскольку Россия ослаблена санкциями и слабеет от них далее. Поэтому Россия неспособна сильно ответить на явное стремление США углубить конфликт;
4. Проблема с Минскими договоренностями заключается вообще не в условиях, которые ими оговариваются, а в их невыполнении. Проблему, полагают в Вашингтоне, должны решить международные гарантии, одной из которых и станет вооружение Украины американским оружием.
Ангела Меркель видит возможность подобного варианта военного развития событий, но она заранее уверяет, что партнерство Германии с Соединенными Штатами не пострадает от того, если Вашингтон станет поставлять на Украину оружие, а Берлин — нет. То есть Меркель уже согласна с вооружением Украины американским оружием. Впрочем, многие наблюдатели на Западе сейчас считают, что Обама и Меркель в ситуации вокруг нового Минска «играют в две руки» в «доброго и злого следователя» для Кремля. Но при этом стратегически они преследуют одну общую цель. С одной стороны, они запугивают Москву, а с другой — побуждают страны Европейского союза на введение еще более жестких санкций против России как альтернативу военному решению конфликта, продвигаемому США. Это похоже на игру в бильярд, когда одним ударом загоняются два шара в разные лузы.
Что касается вопроса о вступлении Украины в НАТО, то нынешняя администрация Обамы не ставит этот вопрос в публичное поле обсуждения нового Минска. Единственно американцы настаивают сейчас на «принципе» — на суверенном праве Украины иметь право выбора союза для обеспечения своей безопасности. Однако здесь мы не будем забывать того обстоятельства, что с подобных же оговорок начинался процесс включения в НАТО бывших государств — членов Варшавского договора в Центральной Европе.
В нынешней ситуации вокруг спора о вооружении Украины явные «демократические» очки на поле внутренней политики Германии набирает канцлер Меркель. В Вашингтоне Обама и Меркель отвергли понимание возникшей дипломатической ситуации в том смысле, что Германия выступает в качестве посредника между Россией и США. Меркель сказала: «Теперь мы призваны, чтобы придумать решение, но не в смысле посредника. Важным для меня является то, что мы стоим очень близко друг к другу по вопросу о новых обновленных дипломатических усилиях». Т. е. Германия якобы вполне самостоятельна в своих дипломатических делах с Россией по разрешению украинского кризиса. В это многие верят в Москве. Германия якобы не направляется из США, и США взаимодействуют с Германией не как с сателлитом, а как с равным партнером и достойным союзником. Обама особенно подчеркнул это в Вашингтоне, касаясь вопроса поставок вооружений, когда он сказал: «Но до сих пор я не принял ни одного решения без консультации с нашими партнерами». В Вашингтоне, надо понимать, в понедельник прошла консультация с Германией по такому принципиальному вопросу, как вооружение Украины. Меркель, в свою очередь, так оценивает «партнерские отношения» с США: «Это партнерство, которое стоит выше всех других партнерств. Трансатлантическое партнерство очень важно для Германии, и я думаю, что я могу сказать, — для европейцев».
Германия хочет мира в Европе и официально выступает за основополагающие принципы безопасности континента. «Если мы откажемся от этого принципа территориальной целостности государств, то мы не сможем поддерживать мирный порядок в Европе», — повторила она эту идею в очередной раз в Вашингтоне. Сейчас Меркель демонстрирует собственной общественности, что она сделала все возможное, чтобы добиться мирных уступок от президента Путина. Скоро Меркель покажет, что она уступает необходимости предоставления военной помощи Киеву как вынужденной и крайней мере.
Вехой в истории современной Германии стало политическое решение сентября 2014 года о поставках немецкого оружия курдам, сражающимся против ИГ. Сейчас уже некоторые политики в Германии из рядов «зеленой» оппозиции называют ошибкой, что официальный Берлин сразу же исключил вариант оказания военной помощи Украине. Речь, таким образом, уже зашла о возможности поставок немецкого оружия на Украину, пока только с оговоркой, что «этим проблему не решить». Поэтому уже в ближайшем будущем в задачах канцлера Германии встанет вопрос о развороте общественного мнения страны по отношению к этой проблеме. Германии придется подтягиваться к США после того, как решение в Вашингтоне о поставках вооружений на Украину будет принято.
Заметим, что похожим образом уже стала действовать Великобритания. 10 февраля министр иностранных дел этой страны
Никакого эмбарго на поставки вооружений для Украины не существует, а это означает, что нет и препятствий для стран, которые ими займутся. Единственное ограничение — это финансовые возможности Украины. Очевидно, что поставки вооружений в эту страну могут осуществляться или в счет безвозмездной военной помощи, или связанных с ней кредитов. И проблема эта уже решается.
10 февраля 2015 года глава комитета по вооруженным силам палаты представителей Конгресса США республиканец Мак Торнберри и демократ Адам Смит представили законопроект о «летальном оборонительном оружии» для Украины. Согласно ему, США предстоит оказать Украине военную помощь для сохранения «ее суверенной территории от иностранного агрессора» в виде экипировки, оснащения, вооружения, а также подготовки украинских военных на сумму $1 млрд на срок до 30 сентября 2017 года. В этот же день стало известно об общем содержании 42-страничного документа, подготовленного кандидатом на пост министра обороны США Эштоном Картером для комитета Сената по вооруженным силам. Принципиальное значение имеют положения из этого документа о том, что Россия не имеет права на собственную «сферу влияния», т. е. речь в случае с поставками вооружений идет о гораздо большем, чем просто сохранении территориальной целостности Украины.
Накануне нового Минска дело представлялось Западом следующим образом: дипломатия или оружие? Однако при ближайшем рассмотрении применяемой Вашингтоном практики оказывается, что это ложная дилемма. Внешняя политика идет посредством дипломатии, а война является лишь простым продолжением политики, только иными средствами. Визит германского канцлера Ангелы Меркель в Вашингтон прояснил этот вопрос в отношении кризиса на Украине и позиции Германии в этом вопросе.