Дары данайцев. Кому Греция вручит «троянского коня»?
Сбываются прогнозы тех, кто считал, что победа левых сил на досрочных парламентских выборах в Греции может стать поворотным моментом для Евросоюза, и не только для него. Одержавшая победу партия СИРИЗА потребовала реструктуризации или списания 320-миллиардного долга, выданного в разгар кризиса «тройкой кредиторов» (Еврокомиссия, Европейский Центробанк, МВФ). Теперь, как считает новый премьер-министр Алексис Ципрас, «Греция должна стать экономически самостоятельным государством и равноправным членом ЕС». До недавнего момента именно в этой парадигме проходила дискуссия между Брюсселем и Афинами. В Еврокомиссии и Европейском ЦБ говорили, что не будут принимать участие в списании или реструктуризации греческого долга. Этой же позиции придерживается и канцлер Германии Ангела Меркель. В то же время бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен уточнил, что для Афин «не останется другого выхода, кроме как покинуть еврозону», хотя это вызовет нестабильность на финансовых рынках в Европе. Стороны сегодня давят друг на друга, что приводит к обнажению многих изъянов европроекта. В первую очередь, по словам главы Еврокомисссии Жан-Клода Юнкера, стали отчетливо заметны «проблемы концепции суверенитета государств-членов, стоящих у основания ЕС», что стимулирует Афины к шагам на политическом направлении.
Именно в этом ракурсе в Брюсселе восприняли предупреждение Ципраса заблокировать решение Евросоюза по антироссийским санкциям. Накануне Совет глав МИД ЕС поручил разработать «любые дополнительные действия» для обеспечения Минских договоренностей по Украине. По требованию Греции из текста решений совета убрали фразу о введении новых санкций против России. Теперь, если верить сообщениям итальянской газеты Il Giornale, «Ципрас готовится к осуществлению „секретного плана“ о выходе страны из НАТО и к закрытию всех иностранных военных баз на территории Греции». Помимо этого, "может быть отменен договор о военном сотрудничестве с Израилем, и станут пересматриваться соглашения с Турцией. «В сумме все эти резкие действия указывают на желание Греции отстраниться от Запада», — констатирует издание, отмечая, что «это приведет к появлению новой оси сотрудничества Греция — Россия». И вот почему.
Представляя в парламенте программу деятельности правительства, Ципрас в разделе о внешней политике не упомянул напрямую о санкциях ЕС в отношении России, но заявил, что Афины будут держаться «вдали от логики эпохи холодной войны, вдали от тупиков торговых войн и якобы гуманитарных вмешательств, которые оказались провальными». По его словам, Греция и Кипр являются районами спокойствия в «треугольнике нестабильности» — Украина на севере, Сирия на юго-востоке и Северная Африка на юго-западе. В этом контексте как сенсация могут восприниматься сообщения о том, что во время намеченного на 28 февраля визита в Москву президент Республики Кипр Никос Анастасиадис будто бы намерен предложить Москве разместить российскую военную базу на острове. Речь идет об авиабазе «Андреас Папандреу», совмещенной с гражданским аэропортом города Пафос на юго-западе Кипра, а также о базе ВМФ в городе Лимасоле на юге острова. Россия с весны 2014 г. стала использовать авиабазу в Пафосе, но только «для экстренных случаев и гуманитарных миссий». Лимасольский порт также открыт для российских кораблей, но лишь для заправки и непродолжительных стоянок.
Таким образом, Греция пытается обозначить свое особое геополитическое положение в регионе Средиземноморья, получить поддержку либо со стороны Евросоюза, либо России в случае перехода к активному освоению региональных нефтегазовых месторождений, заявить о своих возможностях принять участие в обеспечении европейской энергетической безопасности. Но на этом направлении она (в случае реализации обозначенных целей) может столкнуться с Турцией, которая ранее настороженно относилась к соответствующим работам Греции в Эгейском море. То есть Афины будут пытаться или через Брюссель, или через Москву реализовать «план Хиллари Клинтон», которая еще в 2011 г. предлагала Греции и Кипру «объединить с Анкарой проблему добычи и раздела будущих доходов от энергоресурсов в Эгейском и в Средиземном морях». К слову. После оглашения результатов парламентских выборов в Греции в американской газете American Thinker вышла статья профессора политологии Grove City College Пола Кенгора, в которой тот напомнил некоторые нюансы послевоенной истории, сложившиеся во второй половине 1940-х гг. Речь идёт о «медийной войне», которую американская коммунистическая газета Chicago Star и ее главный редактор Фрэнк Маршалл Дэвис объявили плану президента Гарри Трумэна в отношении Средиземноморья. Дэвис настойчиво выступал против любой помощи Греции и Турции со стороны США, считая возможным для этих стран оказаться в зоне советского влияния. Ирония в том, что, как пишет профессор Кенгор, в 1949 г. Дэвис переехал в Гонолулу, где встретил впоследствии молодого Барака Обаму и был его наставником на протяжении 1970-х гг.
Складываются контуры довольно сложной геополитической игры, в которую могут быть вовлечены все страны восточного Средиземноморья и Россия. Напомним, что Греция и Кипр, в отличие от Турции, входят в Евросоюз, поддерживают партнерские отношения с Россией и Израилем. Тель-Авив планирует строительство подводного газопровода, который бы соединил месторождения Levantine с материковой Грецией, а значит и с ЕС. Результатом стало подписание правительствами Кипра и Израиля соглашения об определении границ своих экономических зон, что оставляет в стороне Турцию, которая воспринималась обеими странами в качестве общего геополитического конкурента. Однако ситуация может измениться ввиду принятого Москвой решения о переориентации «Южного потока» на турецкое направление.
На днях глава «Газпрома» Алексей Миллер и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз согласовали маршрут прохождения «Турецкого потока» по территории страны. Определена точка выхода на сушу — район населенного пункта Каякей (Kiyikoy), точка сдачи газа для турецких потребителей — Люлебургас и район выхода на турецко-греческую границу в местности Эпсила. Помимо этого, «Газпром» и компания «Синтез» являются претендентами на покупку греческой национальной газовой компании DEPA, которая владеет национальной сетью транспортировки газа и регазификационными терминалами. Эксперты полагают, что теоретически можно говорить о появлении предпосылок для формирования масштабной региональной энергетической газопроводной системы, которая способна закольцевать интересы России, Греции, Республики Кипр и Турции, что, в свою очередь, могло бы продвинуть процесс кипрского урегулирования на взаимоприемлемых основах.
Афины прощупывают почву на разных направлениях. Пока диалог ведется с ЕС и Россией, но в дальнейшем, возможно, в игру вступит и Турция. Есть информация о том, что Москва обещала Греции кредит, но пока нет точных данных о размере и условиях. В свою очередь, турецкие деловые круги позитивно восприняли приход к власти в Афинах коалиции СИРИЗА и особенно призыв Ципраса «положить конец напряженности и соперничеству в турецко-греческих отношениях и сосредоточиться на взаимовыгодных сферах сотрудничества». Глава турецко-греческого делового совета Тевфик Бильген заявил, что «Анкара не ждет от Афин недружелюбных шагов». Одним словом, процесс пошел. Кому же из геополитических игроков потомки данайцев подарят Пегаса, а кому — «троянского коня»? Время покажет. На пути реализации своей игры Грецию ожидает немало препятствий.