ППК спорят с президентом: «В отмене электричек виноваты регионы»
Костромская область, 5 февраля, 2015, 10:47 — ИА Регнум. Пригородные пассажирские компании утверждают, что полностью выполняют «заказ регионов» на пригородные железнодорожные перевозки, а количество поездов определяют региональные правительства. Соответствующая информация размещена на сайте ОАО «Центральная ППК» 4 февраля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
«Заказ на выполнение пассажирских перевозок в пригородном железнодорожном сообщении формируют власти субъекта РФ, и именно они определяют, какое количество поездов и на каких маршрутах должна запускать пригородная компания. Кроме того, тарифная политика также находится в ведении региональных властей. С учетом высокой социальной значимости пригородного железнодорожного сообщения регионам позволено устанавливать тарифы ниже уровня себестоимости перевозки, но с обязательной компенсацией убытков перевозчика. При этом сам перевозчик ни при каких обстоятельствах не имеет права самостоятельно снижать объемы перевозок. ОАО „Центральная ППК“ в полной мере выполняет заказанные перевозки, однако компенсация убытков регионами производится не в полном объеме», — говорится в заявлении ППК.
Об этом же корреспонденту ИА REGNUM заявил ранее и представитель ППК «Черноземье», подчеркнув, что пригородная компания лишь выполняет заказ, который формируется регионом. В свою очередь, руководство РЖД считает, что причиной разрушения системы пригородных перевозок в стране стало «нежелание ряда субъектов Федерации развивать гармоничную транспортную систему регионов».
В регионах с железнодорожниками не согласны, утверждая, что снижение заказа связано именно с завышенными требованиями со стороны РЖД на субсидирование железнодорожных перевозок из бюджета. Для примера: по данным департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, если в 2014 году для безубыточной работы ППК «Черноземье» требовалось 475 млн рублей, то на 2015 год заявленная сумма составляет 727 млн рублей. «Себестоимость перевозки пассажира на электричке превысила стоимость поездки на такси», — прокомментировали в департаменте. В случае же неоплаты происходит отмена поездов — так, в Вологодской области с 2015 года отменены все пригородные поезда, в соседних с Воронежской областью регионах сокращение произошло в два-три раза. В Воронежской области с начала года отменено более 20 электричек.
Накануне, 4 февраля, Счетной палатой РФ были опубликованы данные проверки обоснованности размеров потерь доходов РЖД, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, согласно опубликованным данным, за период 2012-2013 годов и первое полугодие 2014 года ОАО «РЖД» было получено в общей сложности 58 млрд руб. федеральных субсидий на компенсацию потерь доходов госкомпании, возникших в результате применения льготного тарифа при перевозке пассажиров в пригородном сообщении. На 2015-2017 годы федеральным бюджетом на эти цели предусмотрено 25 млрд рублей. В 2014 году правительством России льготный тариф на период 2015-2017 годов установлен не был.
По словам аудитора, работа Минтранса России и ОАО «РЖД» по реализации правительственной структурной реформы на железнодорожном транспорте, предусматривающая в том числе и создание компаний по перевозке пассажиров в пригородном сообщении (ППК), была частично завершена только в 2012 году, отклонение от установленного срока составило семь лет. Как отметил представитель Счетной палаты, РЖД совместно с региональными властями так и не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении.
Кроме того, РЖД не передало пригородным пассажирским компаниям мотор-вагонные подвижные составы и мотор-вагонные депо. В результате, по данным Счетной палаты, в 2012-2014 годах 80% от общего объема расходов пригородных пассажирских компаний приходилось на оплату за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с ОАО «РЖД».
Согласно данным о результатах проверки, в 2013 году 19 из 25 действующих ППК были убыточными, совокупная сумма убытков оценивается в 6,5 млрд рублей.
Среди компаний с наибольшими убытками аудитор назвал ППК «Черноземье» (1,3 млрд руб.) и «Северная ППК» (около 1,3 млрд руб.). «Расходы компаний „Черноземье“ и „Северная ППК“ по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении более чем в три раза превышали доходы, полученные от перевозочной деятельности», — сказал аудитор. Прибыль в 2013 году получили Центральная, Московско-Тверская и Северо-Западная пригородные пассажирские компании.
Аудитор отметил, в 2012-2014 годах было отменено 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков. Число же граждан, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом, растет. По мнению аудитора, двухуровневое регулирование тарифов в пассажирских перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ФСТ России и регионами требует пересмотра. «Инфраструктура железнодорожного транспорта используется для всех видов перевозок, включающих грузовые, дальнего следования и пригородного сообщения, и соответственно все затраты на предоставление услуг инфраструктуры может объективно рассчитать только ФСТ России, а возможности перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт подвижного состава у регионов отсутствуют», — пояснил аудитор.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, скандал с массовой отменой электричек в регионах России дошел до президента. Владимир Путин в ходе еженедельного совещания с правительством РФ заявил: «Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими ОАО „РЖД“ регионам по решению проблемы».