«Сговор проевропейских партий Молдавии с коммунистами — пощечина Румынии»: обзор СМИ Румынии
Румыния — Молдавия: «Ничтожность политической мысли кишиневских лидеров просто поразительна». Геополитика: «Крайне важно, чтобы плата за соглашения по Украине не пала на наши плечи».
Румыния — Молдавия: «Ничтожность политической мысли кишиневских лидеров просто поразительна»
К сожалению, в случае с Республикой Молдова наши опасения подтвердились, пишет Contributors. Еще в декабре 2014 года мы первыми в аналитическом пространстве Румынии обозначили огромный риск искажения выбора избирателей на парламентских выборах в РМ от 30 ноября путем создания лицемерного, гибридного большинства, включающего Партию коммунистов — самого большого врага Румынии и румынской идентичности за Прутом. Тогда мы отмечали, что было бы хорошо, чтобы президент Клаус Йоханнис совершил официальный визит в Кишинев, предоставив от имени Румынии одобрение новой политической власти, избранной на парламентских выборах 30 ноября, только в том случае, если будет уверенность, что Компартия — партия, которая по определению ненавидит Румынию и румынизм в Молдавии, не является частью парламентского большинства и не принимает участие в принятии решений новым правительством в Кишиневе. В случае же привлечения ПКРМ в новое большинство нельзя будет и дальше придерживаться идеи о том, что выборы в Молдавии «выиграли» проевропейцы.
Коммунисты (а с ними антизападные и антирумынские идеи) вернулись к власти, пойдя на компромисс с Владимиром Филатом и Марианом Лупу (который тоже выходец из Партии коммунистов), продолжает Contributors. Формирование большинства ЛДПМ-ПКРМ-ДПМ, которое будет руководить Республикой Молдова в течение следующих четырех лет и через 14 месяцев изберет президента, предполагает определенные политические корректировки в позиции Румынии, Европейского союза и Соединенных Штатов. Конечно, право каждого суверенного государства назначать свое руководство, и Республика Молдова не является исключением. Таким образом, Бухарест или Брюссель могут только принять к сведению волеизъявление молдавских политических лидеров и конституционные механизмы формирования новых властей. Речь не идет о «вмешательстве во внутренние дела» другой страны.
С другой стороны, тоже являясь суверенным государством, членом Европейского союза и НАТО, Румыния имеет право провести оценку текущей политической ситуации в Республике Молдова по собственной шкале критериев (стратегических, исторических, культурных), формулируя при этом достойную политику с национальной точки зрения, пишет Contributors. Сегодня Бухаресту необходимо проводить рациональную, умеренную, но открытую политику, в соответствии с интересами румынского государства, румынских граждан, проживающих в Республике Молдова и граждан этой республики, все большее число которых, согласно последней переписи, заявляют себя этническими румынами (В начале января 2015 года ряд молдавских СМИ опубликовали данные, якобы являющиеся результатами переписи населения за 2014 год по национальному и языковому составу населения. По этим данным, 56,82% жителей республики якобы назвали себя молдаванами, 23,18% — румынами, 7,62% — украинцами, 5,46% — русскими, 3,89% — гагаузами, 1,64% — болгарами. Согласно тем же источникам, около 40% назвали своим родным языком румынский, 38% — молдавский, 13% — русский. В то же время Национальное бюро статистики Молдавии распространило сообщение, согласно которому эти данные были отправлены в редакции СМИ с фальшивого почтового ящика, к которому НБС не имеет отношения, и ответственности за достоверность этих данных не несет. Директор НБС Лучия Споялэ пояснила, что обработка данных по этнической и языковой принадлежности граждан еще не завершена, и официальная информация на этот счет будет представлена позже. А 29 января в Генпрокуратуре Молдавии сообщили об открытии уголовного дела по факту подлога и распространения ложных сведений о результатах переписи населения. Согласно предыдущей переписи населения 2004 года, 75,81% жителей Молдавии назвали себя молдаванами, 8,35% — украинцами, 5,95% — русскими, 4,36% — гагаузами, 2,17% — румынами, 1,94% — болгарами. Тогда же 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский — прим. ИА REGNUM).
Нельзя бесконечно хвалить то, что не заслуживает похвалы, продолжает Contributors. Если мы посмотрим, например, на то, как уверенно, настойчиво и последовательно Польша строила последние двадцать лет отношения с соседней Украиной, добившись того, что ее голос услышан и уважаем в Европе, то, вероятно, перестанем колебаться и ограничиваться формальностями, когда речь заходит о судьбе пространства, украденного у Румынии Советами на основе пакта Молотова-Риббентропа (В 1940 году на основе пакта Молотова-Риббентропа СССР вернул украденную Румынией у России в 1918 году Бессарабию — прим. ИА REGNUM).
Создание Альянса «Еврокоммунистическая Молдова» не было сколько-нибудь необходимым для спасения страны от политической катастрофы, пишет Contributors. Это могло бы стать аварийным решением только в случае, если проевропейские партии не имели бы минимум 51 депутата, и, допустим, был бы риск в конечном итоге оказаться с пророссийским премьером коммунистом или социалистом. Не имея проевропейского большинства, возможно было рассмотреть подобный компромисс, но даже тогда это не было бы обязательным. Досрочные выборы, в конце концов, — конституционное и мужское решение.
Но у ЛДПМ, ДПМ и ЛП было (и все еще есть) 55 депутатов, достаточных для формирования правительства и сдерживания пророссийских коммунистов и социалистов в оппозиции, продолжает Contributors. Но три проевропейские партии не договорились. Между либералами Гимпу и Киртоакэ и демократами Лупу и Плахотнюка разница в 6 мандатов (13 у либералов, 19 у демократов), однако сочли, что претензии ЛП «слишком высокие». Лучше с Ворониным, чем с либералами при должностях?!
В Румынии, например, представляя лишь 6% в парламенте Демсоюз венгров (ДСВР) имеет своего вице-премьера, три министерства и доступ к власти на местах уже лет 20, независимо от победившей партии, пишет Contributors. Ничтожность политической мысли кишиневских лидеров просто поразительна для страны, претендующей (или нет?) примкнуть к западному пространству. Миноритарное правительство ЛДПМ-ПДМ, с 42 депутатами из 101, не сможет принять никаких решений без коммунистической партии. Даже обычный годовой бюджет не пройдет без условий ПКРМ. Уже не говоря о пересмотре конституции, НАТО, вопросах признания румынской идентичности (языка, этнической принадлежности, отношений с румынским обществом), сближении с Румынией, обеспечении подлинной независимости судебной власти и т.д. ПКРМ фактически является частью процесса принятия политических решений в Республике Молдова.
Конечно, поведение Либеральной партии в переговорах непохвальное, продолжает Contributors. Финальный торг выглядел жалко и недостойно той огромной политической ответственности, которую должна взять на себя ЛП в случае перехода в оппозицию. Похоже, они просто испугались, что потеряют все, и были сбиты с толку «призраком» оппозиции (к которой они не были готовы ни политически, ни морально), и потому унижались, прося и причитая, в то время как уже стало ясно, что в игру вступает Партия коммунистов.
Однако для Либеральной партии еще не все потерянно, пишет Contributors. Необходимо чуть больше зрелости, достоинства и мужества, чтобы добиться убедительного преимущества в оппозиции, продвигая прозападный (ЕС плюс НАТО) и прорумынский вектор. В конце концов, находиться в оппозиции это «политическое мастерство» и нравственное призвание в определенные моменты истории, это придется уяснить в срочном порядке за Прутом. В последующие годы ЛП необходимо убедить избирателей, что она достойна политического роста, чтобы стать надежной альтернативой правительству Альянса «Еврокоммунистическая Молдова».
Что касается Румынии, то она срочно должна отставить дискурс, полный клише, банальностей и «удобных формул» в отношениях с нашими молдавскими «братьями», продолжает Contributors. Кишинев нельзя больше баловать только потому, что он научился говорить «Европейский союз». Пришло время спрашивать с него больше. Теперь им следует предоставить конкретные результаты обещанных реформ. И раз уж президент Румынии должен будет приехать в Кишинев с официальным визитом (обещанным президенту Тимофти, когда оба сановника еще не подозревали о возвращении коммунистов к власти после выборов 30 ноября), то в ходе встречи с президентом Республики Молдова Клаус Йоханнис не должен хвалебно отзываться о сформированном большинстве, но четко и конкретно сказать, что должно делать новое правительство в Кишиневе (в правосудии, администрации, экономике, внешней политике, отношениях с Румынией), чтобы впредь надеяться на поддержку Бухареста на длинном пути Молдавии в Европейский союз.
Эта поддержка более не должна быть безусловной, пишет Contributors. Другими словами, можно поддержать как правительство за принятие им ряда мер, так и Либеральную партию — за хорошие действия, которые она может совершить в оппозиции. Именно так следует расставить нюансы. Кости брошены. Все к лучшему, по крайней мере, теперь мы можем смотреть и на власть, и на оппозицию. В противном случае, пророссийские социалисты Додона стали бы альтернативой проевропейской власти в сотрудничестве с коммунистами, и в определенный момент неизбежно победили бы на выборах.
В любом случае, Республика Молдова не вступит в ближайшие четыре года в Европейский союз и, скорее всего, в НАТО, из-за присутствия коммунистов в большинстве, продолжает Contributors. Молдавская демократия и партийная система сегодня перезагружается удивительным образом, и то, что на данный момент кажется разочарованием, в будущем может заиграть спектром возможностей. Дискурс Румынии по отношению к Республике Молдова необходимо переформулировать, нужно перейти к четкому перечню критериев и показателей, которые должны быть исполнены в Кишиневе новым правительством, чтобы продолжать получать поддержку Румынии, подводит итог издание.
Вспомним известную присказку — «ласковый теленок двух маток сосет», приписываемую бывшему президенту Украины Леониду Кучме, которую перенял и бывший молдавский президент Владимир Воронин, пишет Adevarul. Данная формула является наиболее кратким изложением «разумной» стратегии данного пространства, которое желает быть и с Западом, и с Востоком, но ни с тем, ни с другим до конца.
К чему приводит эта украинская хитрость, мы увидели, продолжает Adevarul. Куда заведет молдавская версия, еще предстоит узнать. Потому что сейчас, после выборов 30 ноября (на которых победили три проевропейские партии ЛДПМ, ДПМ и ЛП), после провала переговоров между ними о создании коалиции, складывается та же атмосфера. В воздухе витает тот же дух «ласкового теленка», который хочет и на Запад, и на Восток, и при этом надуть и тех, и других.
Одним из сигналов стало то, что результаты переписи населения 2014 года до сих пор не оглашены, пишет Adevarul. Результаты были беспрецедентными, зафиксировав впечатляющий рост количества граждан, говорящих на румынском языке (с 16,2% в 2004 году до 40,3% в 2014), также как и тех, кто считает себя румыном (с 1,86% в 2004 до 23,2% в 2014). Власти заблокировали эти результаты, которые позже просочились в прессу.
В-третьих, начались переговоры по поводу приобщения к власти Партии коммунистов (и исключения Либеральной партии) во имя «широкой коалиции» и «консолидации общества», продолжает Adevarul. Настоящая «монструозная коалиция». Подобные жесты, ведущие к возможному приходу к власти ПКРМ (прямо или косвенно), приведут к беспрецедентным последствиям: внутри страны — сохранению коррупции и замедлению процессов реформирования, необходимого для продолжения европейского курса страны; на региональном уровне — созданию буферной зоны без идентичности; в плане отношений с Румынией — росту напряжения между Кишиневом и Бухарестом; в геополитическом — постэлекторальная победа России и в РМ, которая сможет достичь здесь всех своих целей, несмотря на проигрыш на выборах.
Но давайте по очереди, пишет Adevarul. Геополитическая ставка региона в 2015 году — это отношения Запада с Москвой. Экономический провал России, спровоцированный, в первую очередь, экономическими санкциями и резким снижением цен на нефть, поставили Москву в крайне невыгодное положение. В этой схватке с Западом России не выиграть. Но ее шанс — создать большую проблему. Россией, которая экономически несостоятельна, труднее и дороже управлять. И никто этого не хочет. Именно поэтому призывы успокоиться и найти выход все прямолинейнее со стороны Германии, все четче со стороны «министра иностранных дел» Фредерики Моргерини. А одна из ставок этих переговоров (кроме взаимной отмены санкций) — это геополитика, а именно — создание буферной зоны, подходящей обеим сторонам и удовлетворяющей желание «европеизации без интеграции в ЕС».
И даже если Румынию это никак не касается, все же ей стоит высказаться, продолжает Adevarul. Потому что иначе Республика Молдова вместе с Украиной и Белоруссией станет частью этой серой зоны между мирами, без четкой идентичности, суверенитет которой вечно под вопросом и является предметом торга. Привлечение к управлению государством партии, которая не голосовала за соглашение об ассоциации, но и не отвергла его, является четким сигналом для всех, что Молдавия готовится к будущему статусу «буферной зоны», где усилия Брюсселя по интеграции этой территории в ЕС будут исключительно видимостью. При этом значительная часть европейских политиков вполне рада подобным перспективам.
«Молдавия без Воронина, Молдавия без коммунистов» — это слоган одного из демократических проевропейских формирований на последних выборах, пишет Adevarul (в действительности этот лозунг Либерально-демократическая партия использовала на выборах 2009 года — прим. ИА REGNUM). Сегодня эта же партия готова пропустить во власть и Воронина, и коммунистов… Что же такое Партия коммунистов сегодня? Утверждается, что это формирование, которое сменило свой курс и решило поддержать европейский курс. Но на самом деле ПКРМ не проголосовала за соглашение об ассоциации, а просто вышла из зала заседаний. То есть она не за, и не против.
Выдавать теперь ПКРМ за проевропейскую партию и радоваться, что она примет участие в управлении государством, по меньшей мере, опасно, продолжает Adevarul. Это, конечно, может вызвать энтузиазм где-нибудь в Варшаве или Будапеште, но в Бухаресте или Кишиневе подобное отношение просто смешно. А все потому, что на протяжении долгого времени напряженность между Кишиневом и Бухарестом шла не только от пророссийской направленности Молдавии во время правления коммунистов Воронина, но и от экстремистского молдовенизма советского толка и антирумынской пропаганды коммунистов.
С этой точки зрения ПКРМ — агрессивная, воинственная партия, она узаконила так называемую Национальную концепцию Республики Молдова, в которой мажоритарным этносом объявляется молдавский, а румыны — это лишь меньшинство, среди многих других, пишет Adevarul. Те же коммунисты поддержали издание знаменитого молдавско-румынского словаря, изгнали телеканал TVR из страны, выслали румынских журналистов, преподавателей и священнослужителей, закрыли румынские фирмы, ввели визовый режим для граждан Румынии, хотели навязать «интегрированную историю» в противовес истории румын, возвеличили советское «освобождение» и объявили румынскую «оккупацию», выслали румынских дипломатов, а 7 апреля 2009 года по их приказу арестовывали, избивали и убивали на улице молодых людей в Кишиневе, а граница с Румынией была закрыта. И все это после объявления в 2005 году коммунистами «европейской интеграции» основной целью внешней политики. И все это без каких-либо сожалений после.
Все антирумынское наследство этой партии сейчас стерто, будто и не было, продолжает Adevarul. По какому праву? Обходить эти темы сейчас как минимум низко, а амнезия некоторых журналистов и политиков преступна. Обелять ПКРМ и приглашать их во власть — значит оскорбить всех, кто пострадал за восемь лет от власти коммунистов. И не в последнюю очередь это пощечина Румынии.
Использование Молдавией стратегии «ласкового теленка» и вовлечение ПКРМ в управление государством (прямо или посредством миноритарного правительства ЛДПМ — ДПМ) приведет к ряду последствий, которые окажут влияние и на региональном уровне, и в отношениях Молдавии и Румынии, пишет Adevarul. Во-первых, посредством отстранения ЛП от власти и привлечения коммунистов Россия получит все, чего желала, а именно — замедление реформ, полное исключение из повестки вопроса о вступлении в НАТО, гарантии, что Молдавия продолжит балансировать между Западом и Востоком, уверенность, что опасного сближения с Румынией не будет. ПКРМ станет главным гарантом того, что «дело молдовенистов» будет жить, мешая налаживанию отношений с Бухарестом.
Во-вторых, в плане внутренней политики сговор ЛДПМ и ДПМ с коммунистами приведет к уничтожению некоторых из этих демократических партий (в особенности ЛДПМ), а политики, которые еще вчера являлись свидетельством и гарантом европеизации страны, превратятся в тени, продолжает Adevarul. Усилится внутреннее разделение Молдавии, а самая большая битва пройдет на выборах в мэрию Кишинева, когда Дорин Киртоакэ, зампредседателя ЛП окажется один против всех. Кишинев станет последней крепостью, которую захочет взять «монструозная коалиция».
Румыния окажется в крайне сложной ситуации, пишет Adevarul. Она не сможет окончательно опровергнуть «проевропейскую» риторику Кишинева, но не сможет и отвергнуть альянс, поддерживаемый прямо или косвенно ПКРМ, самой антирумынской партией Молдавии (вместе с Партией социалистов Игоря Додона). Повторимся, если остальные государства и могут абстрагироваться от антирумынской риторики в будущей коалиции с ПКРМ, то Бухарест этого сделать не может, не скомпрометировав себя бесповоротно. Как ни пытайся, румынское общество не позволит изменить суть отношений между двумя берегами Прута. А те, кто верит в то, что отношение ПКРМ к Румынии изменится в будущем, ничего не понимают в реалиях Молдавии.
Теоретически, коалиция с ПКРМ обеспечит 61 голос, необходимый для избрания президента в следующем году, продолжает Adevarul. Это значит, что расширенная формула коалиции с участием ПКРМ теоретически имеет шанс удержаться у власти до 2018 года, когда Бухарест будет отмечать столетие Великого Объединения («Великим объединением» Бухарест называет оккупацию в 1918 году Румынией австро-венгерской Трансильвании и Буковины и российской Бессарабии — прим. ИА REGNUM). Какой тогда будет атмосфера в Кишиневе и отношения с Румынией, несложно предсказать.
В этих условиях давление на Бухарест огромно, пишет Adevarul. Тем более, что поднимается вопрос о необходимости визита румынского президента в Кишинев. Одобрить власть с участием ПКРМ — это значит наступить на те же грабли, на которые уже наступал президент Румынии в 2005 году обнимая европейца Воронина, после чего отношения скатились до взаимных обвинений и оскорблений, высылки граждан Румынии и угроз в адрес румынских чиновников. Сожаления президента Румынии по поводу своей поспешности бесполезны. А если не извлечь из этого никакого урока, то внешняя политика Румынии в ближайшем будущем провалит свой самый важный экзамен — отношения с Республикой Молдова, подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной «Республики Молдова» в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная — территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. — Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году русскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Османской империей в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году. Государство Румыния появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году, его основу составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия (без Бессарабии и Буковины). В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию, аннексия которой не признавалась СССР. В 1940 году Советский Союз вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В 1941-м Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.
Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, «Республика Молдова» — «второе румынское государство», молдаване — «румыны», молдавский язык — «румынский». В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.
Геополитика: «Крайне важно, чтобы плата за соглашения по Украине не пала на наши плечи»
Romania Libera публикует интервью экс-главы МИД Румынии Кристиана Дьяконеску.
RL: На ваш взгляд, какой сигнал Москва подает Румынии своей Новой военной доктриной, утвержденной в конце прошлого года?
КД: Это сигнал, который следует отслеживать с особой тщательностью. Москва, похоже, повысила уровень угрозы в отношении Румынии на фоне размещения системы ПРО, которая при этом является оборонительной системой. С другой стороны, Румыния сегодня пребывает в сложном и хаотичном региональном контексте: все более преобладают национальные интересы, даже в ущерб евроатлантическим союзникам: если посмотреть на состояние дел в ЕС, то заметим, что Венгрия и Великобритания все чаще хотят, чтобы важные решения принимались на национальном уровне; Австрия и Болгария выступают за продолжение проекта «Южный поток» — энергетического коридора в обход Румынии; также в отношении кризиса на Украине существуют различия во мнениях и подходах, которые следует изучить на самом высоком уровне — президенту Румынии. Сегодня Будапешт не делает секрета из того, что поддерживает особые отношения с Москвой и в силу этого факта желает снятия санкций, наложенных на Россию за нарушение норм международного права в Крыму и агрессии в Восточной Украине.
RL: Венгрия не единственная в ЕС, кто хотел бы помочь России избежать санкций?
КД: Да, еще Чехия и Словения, например. Немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль четко высказался против режима санкций, наложенных на Россию, Олланд также выступает против, полагая, что Российская Федерация не должна подвергаться остракизму. Если эти мнения, выраженные публично, найдут свое отражение в тех или иных решениях, важно, чтобы Румыния тоже находилась там, где будут приниматься эти решения. Крайне важно, чтобы на ближайшей встрече по Украине в Казахстане были достигнуты соглашения, которые приведут к ослаблению напряженности между Россией и Украиной, но чтобы плата за них не пала на наши плечи.
RL: Как должна действовать Румыния, вы предвидите какую-то опасность?
КД: Бухарест обязательно должен знать суть соглашений, которые обсуждаются, тем более что медиаторами выступают Франция и Германия, расценивающие политику США против России, как слишком жесткую. Единственный на данный момент приемлемый уровень, на котором возможно достичь соглашения, — это переговоры между Украиной и Российской Федерацией. В целом ситуация в нашем регионе сейчас крайне сложная: Республика Молдова никак не может сформировать правительство, диалог между политическими силами Кишинева не ладится, появляются убедительные сигналы грядущих изменений на политической карте в непосредственной близости от Румынии, и в связи с этим я не представляю себе, о каких уступках для Российской Федерации может идти речь. Румыния должна быть частью любого рода соглашений, должна заранее знать, что происходит, и реагировать быстро.
RL: Что угрожает Румынии в контексте событий, происходящих в регионе?
КД: Если начать с Военной доктрины РФ, то можно легко интерпретировать эти угрозы: Россия включила в список угроз своей безопасности оборонительные элементы ПРО в Румынии, она также держит под своим строгим контролем Приднестровье (кстати, с довольно неопределенным финалом), продолжается насилие на Востоке Украине и, в целом, на восточном направлении ситуация нестабильна. Румыния не может позволить, чтобы другие разрешали ситуацию, разворачивающуюся у ее границ, не имея собственной стратегии.
RL: Что это означает?
КД: Это означает, что Румыния не может позволить себе пропустить даже небольшие встречи или контакты, предусмотренные для обсуждения конкретных деталей. Любые решения в регионе, в котором мы находимся, могут угрожать нашей безопасности. Давайте не будем забывать, что председательствует в ОБСЕ сегодня Сербия, которая, в свою очередь, критиковала режим санкций, введенный в отношении Российской Федерации, и даже проводила с РФ совместные военные маневры. Как таковые, эти действия не являлись бы опасными в нормальных условиях, но мы не находимся в «нормальной ситуации» после аннексии Крыма, и Румынии следует быть осторожной, а евроатлантические партнеры должны быть хорошо осведомлены о позиции нашей страны. Отношение Германии и Румынии к Востоку не может совпадать по множеству причин. Румыния должна иметь свою собственную идентичность, особенно в вопросах безопасности, она не может копировать политику других государств, хотя может с ними консультироваться, кооперироваться и вести диалог, но позиции все равно будут различны, поскольку различны ситуации.
RL: Имеется беспокойство в связи с этим? Кого может копировать Румыния? Германию?
КД: Имеются определенные ожидания на международной арене относительно четкого выражения позиции Румынии со стороны нашего президента, относительно всей европейской тематики, а также безопасности. Кроме того, складывается негативная ситуация с тем, как румын воспринимают в Европе. Антирумынские высказывания, чтобы не сказать антимиграционные, культивируются политической средой во многих европейских странах.
RL: Кого конкретно вы имеете в виду?
КД: Я имею в виду Великобританию, Францию, Германию и другие страны, где имеются агрессивные ксенофобские позиции против румын, на которые власти этих государств не реагируют вообще. Пассивность это проблема.
RL: В некотором смысле, речь идет и о пассивности Бухареста.
КД:. Да, это так. В наших интересах решить эти проблемы. Я полагаю представителям румынского государства надо поставить этот вопрос во главе нашей повестки дня. Президент не должен стесняться задавать вопросы своим коллегам для уточнения ситуации. (Romania Libera)