«В правовом государстве провозглашается верховенство закона, а ношение платка мусульманками- это часть реализации их права на свободу совести и вероисповедания», — заявил почетный адвокат России, член экспертного совета комитета Госдумы РФ по делам общественных и религиозных объединений Анатолий Пчелинцев в ходе состоявшегося 28 января обсуждения решения Верховного суда Мордовии, запретившего школьницам-мусульманкам посещать занятия в платке — хиджабе, передает корреспондент ИА REGNUM.

«Права и свободы могут быть ограничены только законом, исключительно законом. Здесь право ограничено по сути типовой инструкцией, типовыми правилами», -заявил Пчелинцев. Он отметил, что в отличие от большинства европейских государств, где мусульмане в основном не являются коренным народом, татары-мусульмане традиционно проживают в России. «В Мордовии есть целые села, где традиционно проживают татары», — сказал Анатолий Пчелинцев.

Обсуждаемый запрет привел к тому, что на девочек-мусульманок, которые отказались снимать платок, начали оказывать давление. По рассказам их родителей, девочек регулярно вызывали к директорам, заставляли писать объяснительные, фотографию одной из учениц за ношение платка сняли с доски почета для отличников, девочку вызывали в Комиссию по делам несовершеннолетних для разбирательств. Отец одной из пострадавших рассказал, что ему вынесли предупреждение за ненадлежащее воспитание. По его словам, часть детей была вынуждена перейти на домашнее обучение, а другая часть — перевестись в другое учебное учреждение. По свидетельствам одного из присутствовавших на пресс-конференции отцов, дошло до того, что его семью лишили госсубсидий за ношение дочерью платка в школе. Родители уверены, что все это не только нарушает их права, но и вредит межнациональным и межрелигиозным отношениям в стране.

«Это постановление — не просто на бумаге написанные буквы. За этим постановлением стоят судьбы детей», — заявила адвокат, эксперт информационно-аналитического центра «Сова» и председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина. Она заметила, что, как минимум, имеет место несогласованность государственной конфессиональной политики, которая, в том числе, приводит к дискриминации по территориальному признаку, поскольку в ряде регионов не препятствуют ношению платка. «Те кто хочет в платочках — к Рамзану Кадырову или в Татарстан. Почему в Чечне разрешены платочки, а в Центральной России запрещены?», — задается она вопросом.

Представители исламской общественности объяснили, что платок имеет особое нравственное и психологическое значение для мусульманок. Директор Департамента экономики Совета муфтиев России Мадина Калимуллина отметила, что носить или не носить платок — это личный выбор девушки: «Для детей нельзя ставить ультиматум между выбором веры и образования», — убеждена она. Как пояснили представители Совета муфтиев России, мусульманка, снявшая платок, согласно нормам ислама, совершает грех. Прозвучало мнение, что прикрываться светскими принципами лицемерно, поскольку религия проникает в школьные классы и университетские аудитории, которые освящаются, в которых можно увидеть православные иконы, а во дворах учебных учреждений — часовни.

Член Совета при Президенте РФ по правам человека, директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский полагает, что в обсуждаемом случае государство злоупотребляет принципом светскости: «Мы видим, что государство упирает именно на принцип светскости, и, как нам представляется, оно им просто злоупотребляет». Он не исключает, что в правоохранительных органах связывают ношение хиджабов с темой политической радикализации ислама. «В любом случае то, как это все делается, те меры, которые принимаются по отношению к школьницам и родителям далеко выходят за рамки правовые и за рамки здравого смысла»,- уверен Верховский.

11 февраля в Верховном суде РФ состоится слушание по этому делу. По словам правозащитника, перед ним будет стоять непростая задача, однако вместе с тем открывается перспектива организации более взвешенной линии федеральной политики в этом вопросе. «Так, в Татарстане можно выбирать, носить платок или нет, а в Чеченской Республике посещать госучреждения нужно обязательно в платках, что также является нарушением прав», — уверен Александр Верховский.

Напомним, в соответствии с постановлением правительства Мордовии, принятым летом прошлого года, ученикам запрещается ходить в мини-юбках и джинсах, в одежде с глубоким декольте, с пирсингом, красить волосы в яркие цвета и носить религиозную атрибутику. Под последнюю категорию попадают хиджабы.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, мусульманские активисты из Мордовии восприняли пункты о запрете религиозных атрибутов и головных уборов в школах как дискримининацию чувства верующих. Представители татарской общественности составили обращение, в котором официально обратились к учителям, школьникам и их родителям. В частности, в тексте обращения говорится, что пункт постановления о школьной форме фактически лишает возможности мусульманок получать среднее образование.

Муфтий Центрального духовного управления мусульман Мордовии Фагим Шафиев настаивал, что при разработке данного постановления было допущено нарушение конституционных прав школьниц на свободу вероисповедания, после чего обратился в республиканскую прокуратуру. Однако прокуратура Мордовии признала правомочность постановления, отмечая что жалобы некоторых исламских активистов на запрет хиджабов в школах не имеют под собой юридической основы.

24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал школьницам-мусульманкам в праве посещать занятия в традиционном платке. Сообщается, что после этого администрация устроила гонения на детей в хиджабах — ученицам запрещали участвовать в олимпиадах и школьных мероприятиях, привлекали к дисциплинарной ответственности, что вызвало возмущение в среде мусульманской общественности.

В то же время, совет старейшин региональной национально-культурной автономии татар Мордовии «Якташлар» поддержал введение светской школьной формы. По мнению членов совета, единые стандарты школьной одежды призваны сгладить социальные, национальные и религиозные отличия в светской общеобразовательной школе. «Только официально и даже директивно установленная единая школьная форма будет в значительной мере способствовать единству и равноправию детей», — резюмировали члены совета.