Карабахские фантазии фрау Меркель: бессмысленные и опасные
Крупнейшая европейская страна, политико-дипломатическая экспансия которой на Восток принимает откровенно деструктивные формы, заявила претензии на более активное участие в делах Южного Кавказа. В ходе переговоров с президентом Ильхамом Алиевым, состоявшихся в Берлине перед началом давосского форума, канцлер Германии Ангела Меркель отметилась несколькими громкими, если не сказать, скандальными, высказываниями. «Германия стремится стать посредником в урегулировании конфликта. Мы полагаем, что Совет Европы, Европейский союз могут выступить с инициативой в этом направлении, внести определенный вклад в урегулирование конфликта. В связи с этим Азербайджан проведет переговоры с Еврокомиссией», — заявила фрау Меркель. Напомнив, что представители Германии есть в Минской группе ОБСЕ, она высказалась в пользу переговоров между главами Азербайджана и Армении при посредничестве стран-сопредседателей группы — Франции, России и США, и добавила: «Считаем, что в связи с данным конфликтом есть лишь один путь — мирный. Частое нарушение прекращения огня, естественно, является негативным фактом. Считаю, что определенную роль здесь играет Россия. Мне просто хотелось бы отметить это».
Какие фактические данные легли в основу подобного рода обвинений, остаётся только догадываться. Скорее всего, они из той же серии, что и обвинения в адрес России в связи с подбитым в июле 2014 года малайзийским «Боингом». Тотальная внешнеполитическая зависимость «американской канцлерши» уже стала притчей во языцех, и она была еще раз с блеском подтверждена. Истоки этой зависимости следует искать в специфике американо-германских связей последнего десятилетия, чему появляется всё больше свидетельств. Вот и сейчас сентенции Меркель в адрес России выдержаны в стиле публикаций тех экспертов (преимущественно британских и американских), которые — после августовской встречи президентов России, Армении и Азербайджана, позволившей временно купировать очередную вспышку насилия — принялись обвинять Москву во всех смертных грехах.
Например, своё подозрительное отношение к миротворческой инициативе президента В. Путина высказывала тогда научный советник по трансатлантическим связям Атлантического совета США Сабина Фрейзер: «Новый виток насилия демонстрирует тотальную опасность войны. При этом он позволяет России, стремящейся к активизации своей роли на Кавказе, выступать в качестве посредника. Президент Путин использовал ситуацию, чтобы представить себя миротворцем, призвав глав Азербайджана и Армении встретиться в Сочи. Однако Москва вряд ли хочет действительно решить конфликт, который является угрозой безопасному транзиту нефти, газа и продвижению других западных интересов». Таким образом, позиция западных центров силы заключается в неприятии какой-либо миротворческой активности России, которое сопровождается адресованными Москве обвинениями в нежелании урегулировать конфликт (а то и в его сознательном разогреве).
В декабре прошлого года на официальном сайте МИД Германии в связи со встречей представителя внешнеполитического ведомства этой страны с сопредседателями Минской группы ОБСЕ появилось сообщение о том, что «Германия держит нагорно-карабахский конфликт в центре внимания». По сообщениям азербайджанских источников, там же, как и в предыдущих заявлениях, фиксировался статус региона как оккупированного Арменией. Можно предположить, что сходный вектор имеет в конечном итоге также усилившийся интерес к южнокавказской проблематике со стороны германского экспертного сообщества.
График переговоров азербайджанского лидера в Берлине был весьма насыщенным. Ильхам Aлиeв встретился с главой Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфгангом Ишингером, с которым провёл обмен мнениями по вопросам региональной безопасности и международного сотрудничества. В ходе переговоров с министром иностранных дел ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером обсуждался широкий круг вопросов европейской и региональной безопасности. Ильхaм Aлиeв пообщался также с членами форума Германия — Азербайджан, депутатами, руководителями и членами комитетов Бундестага. Взаимный оборот между двумя странами превышает $2,6 млрд, что образует значительную долю в совокупной торговле Азербайджана с Евросоюзом. Значимость Азербайджана в энергетических проектах Евросоюза и США определяется его участием в строительстве трубопроводной системы в рамках так называемого «Южного газового коридора». По оценке политолога Ильгара Велизаде, Ильхам Алиев обратил внимание своих немецких партнёров на то, что этот проект осуществляется исключительно благодаря воле Азербайджана и за счёт его финансовых средств, что в условиях кризиса еврозоны, экономических проблем, с которыми сталкивается Евросоюз, является немаловажным фактором.
Таким образом, карабахская проблематика не стала единственной обсуждаемой в Берлине темой, будучи так или иначе сопряжённой не только с энергетическими проектами, но и с попытками манипулирования элитами как Армении, так и Азербайджана. Несмотря на то, что немецкая сторона пресекла попытки задать Меркель и Алиеву неприятные вопросы относительно нарушений в прикаспийской республике прав человека, следует признать, что внимание западных структур к этому вопросу в последнее время значительно усилилось. В то же время не следует думать, что европейскими и американскими политиками и «общественниками» движут здесь исключительно филантропические соображения. Вопрос «нарушений прав человека» используется в качестве рычага политического давления на руководство страны-"партнёра", и Азербайджан, конечно же, не является здесь исключением. К тому же спектр организаций, де-факто поддерживаемых Западом на постсоветском пространстве, весьма широк и наверняка включает в том числе различные радикальные структуры.
Конечной целью любого подобного манипулирования неизменно является поддержание в значимых для России приграничных регионах конфигурации, максимально отвечающей интересам внешних игроков. И создаётся впечатление, что сегодня, по мере драматичного развития кризиса на Украине и в Новороссии, задача окружения нашей страны сплошной «стеной» конфликтов выдвигается на первый план. «Германия и ЕС в ближайшем будущем будут рады каждому государству региона, которое сопротивляется втягиванию в российские интеграционные проекты, — и Азербайджан в этом плане играет ключевую роль», — поведал бакинскому изданию haqqin.az политический советник Совета Европы, доктор международных отношений Университета Фридриха Шиллера в Йене Андре Гертель. Применительно к нагорно-карабахскому конфликту это может означать перманентную напряжённость, уровень которой резко поднялся в 2014 году; похоже, наступивший год будет отмечен здесь новыми печальными рекордами.
Фоном для заявлений Меркель стало очередное серьёзное обострение ситуации как вокруг Нагорного Карабаха, так и на армяно-азербайджанской границе. Диверсионно-террористические вылазки и неизбежные ответные действия уже унесли, по всей видимости, десятки жизней. Министр обороны Армении поставил актуальные задачи, направленные на усиление охраны границ: «Нужно обеспечить улучшение боевого дежурства, совершенствование системы мониторинга, нужно вести борьбу с диверсионно-разведывательными действиями, провести учения со всеми подразделениями по повышению боеготовности, наказывать противника во время диверсионных действий и в некоторых случаях атаковать, не ожидая, чтобы противник предпринял действия, средства контратаки и карательных мер всегда должны быть у нас в руках». По словам Сейрана Оганяна, командиры батальонов и рот, изучив слабые и сильные стороны противника, возможные пути его наступления, будут самостоятельно разрабатывать план действий и предупреждения действий противника: «Мы призываем всех предоставить командирам эту свободу действий».
Тем временем американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик беззаботно пишет в Twitter о том, что «2015 год должен стать годом установления мира в Нагорном Карабахе и годом прочного урегулирования конфликта. Возобновление насилия — это не решение». Между тем сложно не заметить странных совпадений: зверское убийство семьи в Гюмри, равно как и беспрецедентное обострение ситуации на восточных границах Армении и Нагорного Карабаха, совпало с началом полноправного членства Армении в Евразийском экономическом союзе. Внешнее участие в разогреве конфликта сложно отрицать даже последовательным адептам «евроатлантического выбора» Еревана. Не отличающийся любовью к России интернет-ресурс lragir.am утверждает: «Судя по тому, что диверсии в основном осуществляются по ночам, азербайджанцы получили некую технику ночного видения, которая позволяет им пробираться даже через минные поля, замечать живую силу и наносить единичный, но болезненный урон. Есть сведения, что азербайджанцы или, как говорят в Карабахе, турецкие спецназовцы применяют израильскую и германскую технику». Выводы из этого, конечно, каждый волен делать в меру своей ангажированности, однако позиция Германии, плотно интегрированной с Турцией в рамках одного военно-политического альянса, в отношении карабахского конфликта и в прошлом имела различные грани. Так, в середине 1990-х годов имел место подзабытый уже скандал, связанный с поставками турецкими фирмами одной из сторон конфликта современного оружия немецкого производства из арсеналов НАТО (1).
Таким образом, нелепыми обвинениями в адрес России, вполне возможно, прикрывается собственная, далеко не всегда благовидная роль германских и натовских структур в карабахском конфликте. При этом внешнюю политику современной Германии миролюбивой никак не назовёшь. Достаточно вспомнить поспешное признание некоторых бывших югославских республик, что дало мощный импульс войне на Балканах, и активное участие ВВС Германии в бомбардировках Югославии. Бывший пастор, а ныне президент ФРГ Й. Гаук на прошлогодней Мюнхенской конференции по безопасности призывал отринуть моральные барьеры, мешающие использованию военной силы для решения международных проблем. И возможно, это уже произошло. Конечно, амбиции нынешнего руководства в Берлине, основанные на вере в собственную мощь и подкреплённые поддержкой из-за океана, зашкаливают. Вот и глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер выступил за посредничество своей страны в переговорах по урегулированию ситуации на Украине. Однако у Европейского союза, экономическим «мотором» которого является Германия, достаточно много собственных проблем, включая «греческий вопрос», экономические неурядицы, этноконфессиональную напряжённость, неспособность предложить партнёрам какую-либо позитивную повестку. Если же Германия из рядового члена Минской группы ОБСЕ метит в её сопредседатели, действующего от лица Евросоюза (а как иначе расценивать намёки на посредническую миссию?) — то это будет попыткой с негодными средствами.
Оторванные от реальности околокарабахские прожекты германских политиков способны еще больше обострить ситуацию в регионе; не пойдут они на пользу также и российско-германским отношениям, которые по воле официального Берлина переживают далеко не лучшие времена.
(1) Подробнее см., напр.: Являнский И. Откуда натовское оружие в Закавказье? // Комсомольская Правда. — 1996. — 3 окт.