Косачев обещал не допустить блокады заблокированного с 2006 года Приднестровья
«Мы не бросим в беде население Приднестровья. Если потребуется, будем десантировать. Допустить блокаду Приднестровья, повернуться спиной к тем, кто нам верил, это абсолютно недопустимо для России», — заявил 24 января в эфире телеканала ТВЦ глава международного комитета Совета Федерации РФ
«Мы будем пытаться снять эту блокаду через политические договоренности, — продолжил Косачев. — Но пока путь только один: всеми силами сохранять в этом регионе стабильность, не позволить поставить этих людей на колени, не дать им навязать модель урегулирования, которая будет им невыгодна и на которую они согласятся только потому, что к этому их вынудили оппоненты».
Отвечая на вопрос о том, станет ли Приднестровье «вторым Крымом», Косачев сказал: «Я, как политик, выступаю за то, чтобы находить решения в том контексте, в котором сейчас существует Приднестровье. Ведь помимо политики есть еще и география. Если мы пойдем на вариант разорванных территорий (речь не идет о Калининграде), в этом случае нам будет мешать если не весь мир, то, во всяком случае большая часть тех стран, которая будет стоять между нами. И это тяжелейшая конструкция не только для России. Это, в первую очередь, тяжелейшая конструкция для самого Приднестровья».
ИА REGNUM напоминает, что молдавско-украинская блокада Приднестровья, которую обещает не допустить Косачев, уже существует с 2006 года. В 2014 году и Молдавия, и Украина резко ужесточили экономическую блокаду ПМР. Украина вдобавок закрыла границу с Приднестровьем для граждан Российской Федерации. Ввиду отсутствия прямого авиасообщения между Россией и ПМР попасть в Приднестровье из РФ и обратно российские граждане могут теперь только через Кишинев. При этом и в Молдавии граждане РФ в настоящее время сталкиваются с препятствиями для передвижения.
После усиления блокады Кишиневом и Киевом летом 2014 года в Приднестровье начался острый экономический кризис, а к началу 2015 года ПМР оказалась в самой сложной политической и социально-экономической ситуации с момента завершения молдавской агрессии 1992 года. Экономическое положение ПМР может еще больше усугубиться к концу 2015 года, когда утратят силу действующие торговые преференции ЕС в отношении Приднестровья. В результате приднестровские экономические агенты могут лишиться европейских рынков сбыта и, по подсчетам властей, ПМР может потерять 39% производства, 65% экспорта, 57% внешнеторгового оборота, 36% налоговых поступлений в бюджет и 23% ВВП. Этот фактор активно используется Кишиневом и его западными патронами для давления на Тирасполь с целью интеграции Приднестровья в правовое и экономическое пространство «Республики Молдова».
Москва «не бросила в беде» Приднестровье и распространила на него введенное летом 2014 года в отношении Молдавии торговое эмбарго, а с января 2015 года приостановила выплаты надбавок к пенсиям для пенсионеров ПМР в размере $15, которые осуществлялись с 2008 года. Кроме того, власти РФ ни разу не отреагировали ни на одно из многочисленных нарушений прав российских граждан молдавскими или украинскими властями. Не отреагировали и на факты выдворения из Молдавии российских граждан, включая миротворцев и военнослужащих ОГРВ.
На практике дело ограничивается «грозными» заявлениям в соцсетях и на пресс-конференциях спецпредставителя президента РФ по ПМР
Потеря Россией Приднестровья как на политическом, так и на экономическом уровне (доля России в приднестровском экспорте в 2014 году сократилась до 14%) сопровождается бесконечным камланием на «евразийскую интеграцию», за которым, в действительности, скрывается отсутствие политической воли к реальной интеграции ПМР в Россию. Такую интеграцию просто невозможно реализовать в рамках логики признания «территориальной целостности Республики Молдова», которой Москва следует со все более завидной бюрократической дотошностью, что в очередной раз демонстрирует заявление Косачева.
Нынешние приднестровские власти такая ситуация, похоже, устраивает. Предыдущие, по крайней мере, обращали внимание Москвы на несоответствие ее позиции о признании «территориальной целостности» Молдавии и необходимости «поиска особого статуса Приднестровья в составе единой Молдавии» базовым принципам переговорного процесса. Притом что свой статус народ Приднестровской Молдавской Республики определил еще в 1990 году, а впоследствии отстоял его в ходе войны с «Республикой Молдова» и неоднократно подтвердил на референдумах, включая референдум 17 сентября 2006 года, на котором более 97% проголосовавших высказались за независимость и последующее свободное присоединение к России.