Профессор Гарварда: В условиях кризиса России не следует закрывать свою экономику от мира
Москва, 14 января, 2015, 15:38 — ИА Регнум. Уверенные заявления о том, что Россия слишком зависима от природных ресурсов, нуждается в диверсификации экономики и сферы госуправления, звучали еще 5-7 лет назад. В 2015 году проблемы остались те же — изменилась лишь ситуация, так как сегодня Россия входит в полноценный экономический кризис. Такое мнение высказал профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф, выступая на Гайдаровском экономическом форуме, который проходит в РАНХиГС в Москве с 14 до 16 января, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
По словам Рогоффа, сегодня можно прогнозировать, что цена на нефть будет крайне волатильной на протяжении ближайших пяти, а то и десяти лет: рост будет сменяться падениями. Сегодняшнее падение связано с рядом факторов, отметил эксперт: это и замедление экономического роста в развивающихся странах, прежде всего в Китае, и развитие новых технологий, менее зависимых от углеводородов; отчасти это и «сланцевая революция» в США. Так или иначе, консервативная политика эксплуатации природных ресурсов и простого накопления денежных средств, которой придерживалась Россия в последние годы, сегодня уже не может работать так эффективно, как прежде, особенно с учетом наличия долларовых долгов. «Сегодня много сигналов того, что в России глубокий финансовый кризис, — отметил Рогофф. — Но такие же проблемы стоят перед многими странами».
Для выхода из этой ситуации необходимо прежде всего диверсифицировать экономику, считает аналитик. Эта необходимость не зависит от курса национальной валюты: доллар может стоить сто рублей, или рубль может вернуть свои прежние позиции, но сырьевая экономика в любом случае уже не будет работать. «Помимо этого, России было бы хорошо нормализовать свои отношения с миром. Закрыть свою экономику для неё сейчас вредно, — уверен эксперт. — Другие страны выходили из кризиса похожим путем: падал курс национальной валюты, она становилась более конкурентоспособной, в результате рос экспорт, и это имело положительное воздействие на всю экономическую систему», — резюмировал он.