2014 год стал рекордным после 2007 года (конфликт вокруг демонтажа «Бронзового солдата») и 2008 года (Пятидневная война России и Грузии) по числу антироссийских заявлений, инициатив и действий эстонской политической элиты. Об этом сегодня, 31 декабря, сообщает таллинский корреспондент ИА REGNUM, подводя итоги уходящего 2014 года в Эстонии. При этом впервые за все время после восстановления независимости Эстонской Республики в 1991 году по мере углубления кризиса на юго-востоке Украины и присоединения Крыма к России истерический градус официальных заявлений Таллина только рос, выразившись в ряд громких и показательных инициатив.

Еще до 2014 года и особенно с февраля 2014 года на всех международных форумах европейского сообщества — от Европарламента до Парламентской Ассамблеи Совета Европы, от заседаний руководства НАТО и различных министров стран-членов НАТО до сессий ООН, от встреч глав Евросоюза до общественных мероприятий на территории ЕС и стран-членов программы «Восточное партнерство» — представители Эстонии занимали исключительно антироссийскую позицию и выдвигали антироссийские предложения. В ПАСЕ и Европарламенте именно эстонские официальные лица чаще всего делали заявления с требованием самого жесткого «наказания» Кремля за его позицию по Украине и по внутренней политике. Один из таких «ястребов», член Европарламента от союза правых националистических партий «Отечество — Республика» Тунне Келам даже признал, что гордится «эстонской поправкой», которая «осудила политику России по защите прав соотечественников», в апрельском заявлении Европарламента по ситуации на Украине. Представители официального Таллина неоднократно с высокой трибуны Европарламента и ПАСЕ предрекали «Майдан в Москве» и опускались до прямого оскорбления руководства России.

Не случайно, что именно в Таллине прозвучали первые в Европе публичные призывы к Западу ввести не персональные (как принятый ранее «Список Магницкого»), а общие для всех россиян санкции. Призыв, который, по сути, являлся требованием дискриминации людей только лишь по одному факту их гражданства, невзирая на то, идет ли речь о стариках или грудных младенцах. Россиянин — значит, виноват! Этот призыв озвучили 28 марта в Таллине приглашенные канцелярией президента Эстонии Томаса Хендрика Ильвеса и МИДом страны участницы скандальной группы Pussy Riot: Запад должен ввести самые жесткие санкции против рядовых россиян — только лишившись всех благ и сытой жизни, те оторвутся от своих диванов и выйдут протестовать на улицы. «Таллинский призыв» затем был продублирован на всех международных антироссийских форумах Запада.

К этому стоит добавить, что Эстония приняла самое активное участие в раздувании костра гражданской войны на Украине на стороне новых властей Киева. В марте достоянием гласности стала запись телефонного разговора главы МИД Евросоза Кэтрин Эштон и главы Министерства иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта о «снайперах Майдана», из которой стало известно о важной роли эстонских дипломатов в координации действий «революционеров». В марте сразу 18 сотрудников таллинского Центра киберзащиты НАТО были командированы в Киев для выполнения специальных заданий, что официальным Таллином отрицается до сих пор, несмотря на опубликованные документы. Именно по инициативе МИДа Эстония приняла и полностью оплатила лечение у себя сначала активистов Майдана, пострадавших в ходе госпереворота, а затем и бойцов ВС Украины и территориальных батальонов, раненных в ходе АТО на Донбассе. Последний факт вызвал острую критику у эстоноземельцев, которые указали на странную избирательность в выборе больных и раненых (ни одного гражданского лица из зоны АТО), так и на бедственное положение собственных эстонских больных. Такая «симпатия» к военным и боевикам Майдана оказалась тем показательнее, что за 2014 год ни один житель Украины так и не получил в Эстонии статуса беженца.