Недавний визит в Таллин губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко продолжает вызывать все новые и неожиданные отклики. И не только потому, что она сильно оконфузилась с посещением в столице Эстонии Воинского кладбища, о чем уже сообщало ИА REGNUM.

Высказанное в окружении мэра Таллина предположение о том, что через год Матвиенко может стать премьер-министром России, позволяет лучше понять и оценить визит губернатора Санкт-Петербурга в свете политики Кремля в отношении российских соотечественников, живущих за рубежом.

Кому - вершки, а кому - корешки.

Валентина Матвиенко совершила свой визит в столицу Эстонии для подписания договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Таллином в неподходящее время. За день до ее приезда министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт назвал "неадекватным" высказывание российского президента Дмитрия Медведева о национализме в Эстонии.

Более того. Валентина Матвиенко возложила к подножию Бронзового солдата цветы, как частное лицо, вне программы визита. Мэр Таллина Эдгар Сависаар, лидер Центристской партии Эстонии, которая имеет договор сотрудничества с "Единой Россией", в церемонии не участвовал. Впрочем, не приходил он к Бронзовому солдату и 9 мая.

"Не все сразу. Пока мэру Таллина по политическим соображениям, видимо, не совсем уместно участвовать в такой церемонии. Но уже спасибо, что он повернулся лицом к Петербургу и искренне желает наладить между нашими городами прочные связи", - заявили в Смольном журналисту газеты "Комсомольская правда".

Обращает на себя внимание это подобострастное "но уже спасибо". Спрашивается, за что благодарить-то? И кто кому вообще должен говорить спасибо? Разве диалог - это не разговор между уважающими друг друга сторонами?

И все же посещение Бронзового солдата в одиночестве, без лидера дружественной партии, которую в Эстонии не жалуют за то, что ее считают пророссийской, и за которую в основном голосует русское население страны, должно были насторожить Валентину Матвиенко.

Как и то, что в городе, где мэром Эдгар Сависаар, на монументе, поставленном в свое время в честь погибших при освобождении Таллина от немецко-фашистских захватчиков, сегодня вместо имен павших значится двусмысленное: "Павшим во Второй мировой войне". Или то, что недавно на ограде Воинского кладбища повесили табличку, на которой сообщалось, что похороненные здесь советские воины оккупировали (не освободили?!) Таллин 22 сентября 1944 года. Или то, что нынче, 9 мая полиция заставила организацию "Ночной дозор" снять с памятника муляж ордена Отечественной войны, который был выполнен в камне, но уничтожен четыре года назад во время варварского переноса монумента и перезахоронения останков советских воинов.

И таких нюансов много. Так что логично было дождаться извинений эстонской стороны. Но в ходе визита губернатор Санкт-Петербурга дала понять, что "время разбрасывать камни прошло".

И еще яснее: "И поскольку мы соседи, то мы обречены на сотрудничество и добрососедство. Ни один политик, ни одна партия не могут не считаться с мнением людей и интересами людей. Прагматический подход в политике должен быть преобладающим. Сегодня отношения между нашими странами должны двигаться к улучшению взаимопонимания. Это выгодно нашим странам. Это выгодно нашим народам".

Но не зря в народе говорят: кому вершки, а кому корешки.

Соотечественная сторона медали

Трудно представить себе, что эта позиция не согласована с МИД РФ и Кремлем. А потому настораживает еще одна грань визита Валентины Матвиенко - "соотечественная".

Вот она говорит о выгоде "наших стран", "наших народов". Но знает ли губернатор Санкт-Петербурга, что 350 тысяч в основном русских жителей Эстонии не признаются составной частью эстонского народа? Они - часть населения, которое за глаза, а то и публично, в СМИ именуют оккупантами и колонистами, их потомками. В лучшем случае, власти и СМИ просто не замечают русских и с ними не считаются. В Конституции Эстонии записано, что Эстония - "национальное государство", не многонациональное.

Так что хорошие отношения между Россией и Эстонией, это прекрасно, но прежде всего для государств. И не всех их жителей. То есть позиция Матвиенко невольно (хочется верить) проявляет пренебрежение русскими, то есть теми же соотечественниками. Получается, что это и есть упомянутый Валентиной Матвиенко "прагматизм"? Но тогда давайте назовем это по-русски: вопрос улучшения межгосударственных отношений решается в обход российских соотечественников в Эстонии.

Стало быть, и за счет их интересов, о совпадении которых также велеречиво высказалась губернатор Санкт-Петербурга. Разве не лицемерны ее слова о том, что "ни один политик, ни одна партия не могут не считаться с мнением людей и интересами людей".

Помилуйте! Могут, да еще как. Конечно, Валентине Матвиенко, скорее всего, неведомо, как подбирали соотечественников для встречи с ней в таллинском Центре русской культуры (ЦРК). Организаторы пригласили милых русских людей, но в подавляющем большинстве занятых на ниве культуры или политически близких к Центристской партии и потому не задающих "ненужные" вопросы.

А потому не были приглашены неудобные для центристов известные в Эстонии российские соотечественники. Например, лидеры Русской партии Эстонии и Левой Обьединенной партии Эстонии Станислав Черепанов и Сергей Юргенс, председатель Объединения российских граждан в Эстонии Владимир Лебедев, русский омбудсмен в Эстонии Сергей Середенко, руководитель Антифашистского комитета Андрей Заренков.

И такая дифференциация неслучайна. Те, кого не позвали на встречу с губернатором Санкт-Петербурга, не только имеют отличную от центристов особую точку зрения на положение соотечественников в Эстонии, но и ведут борьбу за межэтническое равноправие, которую центристы в лучшем случае имитируют.

Потому что есть и такая правда. Из трех русских в парламентских выборах может участвовать только один; безработных среди русских в четыре раза выше, чем среди эстонцев; разница в средней зарплате составляет треть в пользу эстонцев; уровень высшего образования среди русской молодежи в два раза ниже, чем среди эстонских сверстников; рождаемость у русских снижается, у эстонцев - растет, со смертностью - наоборот.

Еще года два-три назад Россия хотя бы поднимала эти вопросы. Сегодня - тишина. И это лишний раз продемонстрировал в Таллине очередной российский гость - Валентина Матвиенко.

Бей своих, чтобы чужие боялись

Отсюда очередной вопрос: кому же конкретно в России и Эстонии выгодна такая неравноправная и безнравственная нормализация отношений двух государств, которая допускает сохранение межэтнического неравноправия?

Люди уже все поняли: бизнесменам и политикам двух стран. Первые уже два года успешно налаживают контакты, заявляя, что торговля не должна знать границ. Не спят и вторые, отрабатывая задания по нормализации отношений между Россией и Эстонией в соответствии с "перегрузкой" между Россией и США.

При этом эстонские националисты рады сохранению моноэтнической политики и молчанию России. В проигрыше остаются только русские Эстонии.

И вот тут у российских соотечественников за рубежом - истинных патриотов России закрадывается мысль - а может "своими" жертвуют (впервой ли России?), чтобы, бесконечно уступая элитам младонациональных государств той же Прибалтики и их западным спонсорам и покровителям, чтобы, в конце концов, лишить националистов любых контраргументов, предъявляемых против России. Если так, то настоящий патриот России за рубежом, возможно, готов стерпеть и это. Но...

Жизнь показывает, что это скорее всего не так. Чем больше уступает Россия, тем больше наглеет другая сторона. Она не намерена уступать ни в чем. Если только по мелочам и непринципиальным позициям. К примеру, в передачах общественно-правового телевидения ETV среди персонажей стали появляться и русские жители Эстонии.

Но вот недавно министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт снова заявил, что Эстония поддерживает территориальную целостность Грузии, а на европейском уровне то и дело слышно, что безвизовое передвижение граждан России по Евросоюзу проблемно на многие годы вперед.

И вот при всем, при том Россия (как СССР до войны четко выполнял обязательства по поставкам нефти и зерна гитлеровской Германии) продолжает политику уступок Западу и Эстонии. Только в прошлом году, благодаря тому, что Россия сняла с повестки дня Бронзового солдата и дискриминацию русского населения, Эстонии удалось увеличить свой экспорт в Россию на 13%! Вопрос: какая такая бесценная выгода от этого у России?

Или такое. Москва выказывает содействие и симпатии "правильным" российским соотечественникам, которые сотрудничают с центристами, которые, что верно, не являются самыми отъявленными националистами (но и свое русофильство они симулируют весьма изобретательно). В то же время Москва отвернулась от тех российских соотечественников, которые готовы и впредь выступать за межэтническое равноправие и гражданское общество в Эстонии. То есть от таких, например, кого не пригласили на встречу с Валентиной Матвиенко.

P.S.

Но допустим, что Россия имеет "хитрый план" и жертвует российскими соотечественниками, чтобы в долгосрочной перспективе добиться своих истинно национальных целей в отношениях с Эстонией, Прибалтикой и Западом. В том числе и выравнивания политических прав и установления межэтнического равноправия для соотечественников. Согласитесь, все равно досадно, что при этом самые большие издержки снова должны нести русские - нынешнее поколение соотечественников Эстонии и Прибалтики. Да и за Державу обидно.