Христианство уходит из Европы
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в Москве главу Управления по делам религий Турции (Диянет) Мехмета Гермеза, передает пресс-служба Московской патриархии. Во встрече также участвовали посол Турции в России Умит Ярдым, советник посла Мехмет Эмин Кираз, советник по делам религии посольства Дурсун Айгюн. Со стороны Отдела внешних церковных связей Московского патриархата были заместители председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов и архимандрит Филарет (Булеков). Патриарх Кирилл напомнил, что начало системным взаимоотношениям между Русской православной церковью и мусульманскими лидерами Турции было положено в 2011 году, что послужило созданию Рабочей группы по диалогу между РПЦ и Диянетом. Сейчас наступила пора активизации и обновления взаимных контактов. Поэтому патриарх предложил проводить заседания Рабочей группы на регулярной основе и расширить тематику рассматриваемых вопросов. «Было бы неплохо, чтобы в этой группе с обеих сторон принимали участие наши ученые, потому что очень важно нам совместно осмыслять то, что происходит с человеческой цивилизацией, — заявил глава РПЦ. — Совершенно очевидно, что западная цивилизация, современная западная культура потеряли связь с религией и западный мир уже нельзя называть христианским миром. Религиозные ценности практически ушли из общественного пространства. Принимаются законы, которые идут в противоречие с заповедями Божиими, против традиционной морали». Иначе говоря, произошел мировоззренческий разрыв.
В этом контексте патриарх Кирилл оценил взаимодействие с Католической церковью и исламским миром. По его словам, «католики сохраняют верность библейской традиции, но им становится всё труднее и труднее громко заявлять о своей позиции. Мы максимально стараемся поддерживать Католическую церковь. Считаем, что необходимо развивать и углублять диалог с ней по всем этим вопросам». Одновременно следует укреплять взаимоотношения с исламским миром и с другими религиозными группами, которые стоят на принципах Богом данной нравственности. Однако сегодня для Запада актуальна как проблемы христианофобии, так и исламофобии, что, подчеркнул глава РПЦ, является «вещами одного порядка». Своего рода ответная речь председателя Диянет прозвучала на конференции по исламскому образованию и науке, в которой приняли участие мусульманские лидеры из Абхазии, Азербайджана, Белоруссии, Индонезии, Ирана, Казахстана, Катара, Китая, Киргизии, Литвы, Монголии, Румынии, России, Саудовской Аравии, Таджикистана и Узбекистана. Профессор Гергыз напомнил о потери «двух важнейших цивилизаций, созданных в рамках исламского мира». Одна из них — европейская Андалусия, другая — среднеазиатский Мавераннахр. Говоря о Мавераннахре, он подчеркнул, что «наука, навыки, мудрость, мораль, справедливость и сострадание — всё выросло из этих земель», чьими знаменитыми городами были Ташкент, Самарканд, Бухара, Казань. И призвал Европу воспользоваться теорией и практикой отношений с исламом, заложенными российской императрицей Екатериной Великой.
В заявлениях русского православного и турецкого мусульманского лидеров можно увидеть невольную перекличку с недавними высказываниями Папы Римского Франциска, которые он сделал в ходе выступления в Европейском парламенте и Совете Европы. Подводя итог сказанному им, французский портал Slate.fr писал, что «понтифик вынужден прийти к заключению об исчезновении христианства на континенте, где оно некогда набрало силы и устанавливало свои законы и нравы. Европа стала отступницей, то есть тем, кто отрекся от своей изначальной веры, сокрушался еще его предшественник Бенедикт XVI». Повсюду в Европе, за исключением нескольких очагов сопротивления в Польше, произошел триумф «секуляризации», которая стала плодом национальной истории, а также упадок основанных на христианстве ценностей, сочло издание. Европейский союз сделал из этого выводы. В начале 2000-х годов по инициативе стран такой светской традиции, как Франция, он полностью убрал все упоминания о Боге и христианской традиции в преамбуле к первому конституционному соглашению. Но даже в современной Польше, оплоте католицизма в ЕС, все чаще преследуют католиков, о чем говорится в последнем докладе о свободе вероисповедания в мире, подготовленном Папской ассоциацией «Помощь Церкви в нужде». Согласно документу, в стране в последние годы наблюдается «рост агрессии и антиклерикализма до степени, которая становится социально приемлемой».
На заре Нашей эры христианство вдохнуло новую жизнь в распадающуюся Римскую империю, а затем приводило в божеский вид племена варваров, скитавшихся по Евразийскому континенту. Королевские династии, научные и географические открытия базировались на Кресте. Так вырос Ватикан, кафедра Святого апостола Петра, пришедшего в Рим из Иерусалима. В наши дни складывается впечатление, что вслед за уходом из Европы христианства наступает пора уходить и Святому престолу. Ватиканский официоз L'Osservatore Romano отмечает, что в числе международных поездок, совершенных папой Франциском, четыре относятся к мусульманским государствам: королевству Иордании, Палестине, Албании и Турции. Издание делает вывод, что в решающий момент для Ближнего и Среднего Востока понтифик вновь подтверждает свое стремление к диалогу с мусульманами. Это так. Но вместе с тем, можно предположить, что папа ищет новую землю для своей кафедры, откуда можно было бы поддерживать огонь христианской веры. И в этом смысле прямое сосуществование с мусульманами кажется Ватикану более перспективным, чем оставаться в варварской секулярной Европе, отказавшейся от своих корней. Не случайной выглядит также активизация Святого престола в Юго-Восточной Азии. Понтифик побывал в этом году в Южной Корее, в следующем его ждут на Филиппинах и Шри-Ланке, а ватиканская дипломатия ведет аккуратную работу по восстановлению отношений с Китаем. Все это, безусловно, создает вызовы не только для Европы, но и для остальных континентов, а также традиционных религий. Совпадение диагностики от католиков, православных, мусульман еще не обязательно будет означать выработку общего лекарства для лечения «секулярной болезни». Однако первый шаг на долгом пути сделан.
Станислав Стремидловский — обозреватель ИА REGNUM