Карабахское урегулирование: бегущие в лабиринте
В истории бывают случаи, когда страна или группа стран, оказавшись в геополитическом лабиринте, остаются там навсегда даже несмотря на то, что внешне лабиринт меняется. Такая мысль всегда приходит в первом приближении к оценке карабахского урегулирования, где претворяется в жизнь часть известного лозунга Льва Троцкого: «Ни войны, ни мира».
После проигранной войны с Арменией 1992 — 1994 гг. Азербайджан утерял контроль над семью районами. Нагорный Карабах стал де-факто самостоятельным и независимым государством. Как писал недавно политолог из США Юрий Сигов, «признавать Степанакерт или проклинать его существование, как это делает Баку, пускать или не пускать его в разные международные сообщества — это уже дело десятое». Складывается устойчивое ощущение того, что Баку в планировании своей внешней политики исходит из такого сценария развития событий, который рассчитан на приемлемый для себя вариант карабахского урегулирования. Армения тоже планирует с учетом происходящих или ожидаемых геополитических перемен как в мире, так и в Закавказье. Стороны маневрируют, делают то два шага вперед, то три назад. Кардинальных перемен в позициях сторон публично не обозначено. Возможное военное решение конфликта, о чем заявляет Азербайджан, маловероятно, поскольку интегрировав себя в мировую энергетическую политику, он утерял не только львиную долю самостоятельности в принятии решений, но и стал заложником геополитической ситуации. Вот почему переговорный процесс по карабахскому урегулированию все больше смахивает на «дипломатическую схоластику». Судите сами.
Как уже сообщало ИА REGNUM, главы МИД Армении и Азербайджана обсудили с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Базеле варианты решения нагорно-карабахского конфликта. По данным сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Джеймса Уорлика, «совместными усилиями предпринимаются попытки сблизить позиции Азербайджана и Армении по карабахской теме и добиться ее решения мирным путем». Отрадно то, что конфликтующие стороны не отказались от контактов несмотря на трагический инцидент со сбитым армянским вертолетом в зоне военного противостояния. В свою очередь, главы делегаций стран-сопредседателей МГ ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором вновь подтвердили «приверженность мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта», призвали стороны «воздержаться от насилия и предпринять активные действия для достижения прочного урегулирования», отметив, что «три встречи между президентами Армении и Азербайджана в 2014 г. в Сочи, Нью-Порте и Париже возродили наиболее важный канал общения между сторонами». При этом подчеркнуто, что МГ ОБСЕ «ждет от сторон признания того, что основами всеобъемлющей договоренности служат элементы и принципы, изложенные в совместном заявлении России, США и Франции, в частности, те, которые обсуждались на последнем саммите в Париже».
Напомним, что после парижского саммита министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров со ссылкой на позицию президента Франции Франсуа Олланда говорил о необходимости «работать над мирным соглашением». В свою очередь, бакинский официозный политолог Мубариз Ахмедоглу заявил, что «большое мирное соглашение» будет подготовлено на основе обновленных Мадридских принципов. Но теперь Баку перестал ссылаться на эти принципы. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью телеканалу «Россия-24» следующим образом определил переговорную повестку дня: «Существует четыре резолюции ООН, требующих немедленного вывода армянских войск с территории Нагорного Карабаха, но они игнорируются Арменией». В ответ глава МИД Армении Эдвард Налбандян публично обвинил Баку в «искажении сути и содержания переговорного процесса».
И еще. Если саммиты Алиев — Саргсян в Сочи проходили при посредничестве президента России Владимира Путина, в Париже — президента Франции Франсуа Олланда, а в Ньюпорте — госсекретаря США Джона Керри, то сейчас появились сообщения о том, что будущий саммит глав Армении и Азербайджана пройдет, по словам заведующего отделом по внешним связям АП Азербайджана Новруза Мамедова, « предположительно» через год, на юбилее Генассамблеи ООН. При этом Мамедов констатирует отсутствие «какого-либо плана или конкретной программы». Похоже, что Баку обнуляет ситуацию на карабахском направлении, пытается начать все с «чистого листа».
Между тем в регионе происходят заметные геополитические перемены. Во-первых, после того, как Армения стала членом Евразийского экономического союза соотношение сил да и ситуация в Закавказье стали быстро меняться. Во-вторых, после государственного визита в Турцию президента России Владимира Путина, в результате которого объявлено о переориентации газопровода «Южный поток» на Турцию, стала меняться и обстановка на Ближнем Востоке. Азербайджан и Грузия оказываются в «геополитическом тылу», а Турция, выступая уже в качестве основного партнера России в реализации не только экономической составляющей своих газовых проектов, как утверждают турецкие эксперты, «будет вносить серьезные изменения в свою региональную и кавказскую политику».
В этой связи бакинский политолог Габиль Гусейнли констатирует, что «Турция пошла на газовую сделку с Россией вместо того, чтобы активно содействовать реализации проекта Транскаспийского газопровода для прокачки туркменского газа в Европу, строительству трубопроводов TANAP (Трансанатолийский газопровод с востока на запад Турции) и TAP (Трансадриатический газопровод через Грецию-Албанию-Адриатическое море-Италию)». Т. е. Анкара стала разворачиваться от Баку, имея перед собой реальную перспективу доступа на громадный российский рынок. На повестку дня в Турции (правда, не сразу) будет включен вопрос об открытии границ с Евразийским союзом, точнее с Арменией, и, как предполагает Гусейнли, вряд ли это «обеспечит азербайджанское решение карабахской проблемы».