Почему Папа Римский забыл об Украине: Обзор католической прессы
Украина, 1 декабря, 2014, 23:04 — ИА Регнум. Темами публикаций СМИ Ватикана, католических епархий и организаций на неделе 23 — 29 ноября стали: Ватикан ведет переговоры с президентом Египта ас-Сиси; польские политики интересуются, почему Папа Римский Франциск в Страсбурге забыл об Украине; иракские католики боятся раздела страны по примеру Югославии; американские правозащитники требуют от Тегерана освободить пастора Саида Абедини и другое.
Папа Римский Франциск принял в Ватикане президента Египта Абделя ас-Сиси, выступил в Страсбурге в Европейском парламенте и Совете Европы и провел три дня в Турции, сообщает Radio Vaticana (Ватикан). Понтифик беседовал с египетским президентом в частном порядке. В ходе «сердечной беседы Папа и ас-Сиси обсудили обстановку в Египте, подчеркнув солидарность Церкви со всеми гражданами этой страны в период политических преобразований». Обе стороны выразили надежду, что в рамках гарантий новой Конституции в сфере защиты прав человека и религиозной свободы будет укрепляться мирное сосуществование всех компонентов общества и развиваться межрелигиозный диалог. Франциск и президент Египта затронули вопрос роли Египта в продвижении мира и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. После встречи с Папой ас-Сиси провел переговоры с государственным секретарем Ватикана Пьетро Паролином. Египет — ключевая страна в деле поддержания стабильности в неспокойной Северной Африке и Ближнем Востоке, напоминает Vatican insider (Турин, Италия). При этом ас-Сиси подает сигналы внимания к проблемам местной христианской общины, в частности, к Коптской православной церкви (патриарх Тавадрос II). Статья 64 новой Конституции страны утвердила религиозную свободу. В парламенте запланировано обсуждение законопроекта, который позволит сократить ограничения на строительство церквей. В разработке — проект закона о статусе служителей христианских Церквей и других религиозных меньшинств.
Краткосрочный визит понтифика в Страсбург комментирует Katolicka Agencja Informacyjna (Варшава, Польша). Как заявил в интервью агентству профессор Ежи Квочовский, оба выступления Франциска — в Европарламенте и в Совете Европы — имеют историческое значение. Важно, что слова Папы были обращены не только к католикам, но и атеистам и представителям иных религий. Профессор Квочовский подчеркнул, что Франциск явно продолжает линию мышления в отношении Европы, начатую Иоанном XXIII и разработанную его преемниками, в том числе, Иоанном-Павлом II, «который ближе всего к Франциску». По мнению бывшего депутата Европарламента Павла Коваля, Папа подчеркнул важность «общего блага», одной из самых забытых категорий в Европе, сосредоточенной на индивидуальном успехе. Политик видит в этом синтез послания Иоанна-Павла II (о достоинстве) с южноамериканским опытом понтифика в вопросах социальных прав. Характерным является видение Франциска стран, которым суждено быть в Европейском союзе, подчеркнул политик. Главными кандидатами на вступление названы как Балканы, так и страны из региона Средиземного моря. «Папа не стал поднимать тему Украины, — говорит Коваль. — Интересно, каковы причины. Несомненно, это не случайный шаг».
Лидер британских «евроскептиков» Найджел Фарадж, глава «Партии независимости Соединенного Королевства» (UKIP) похвалил выступление Папы Римского Франциска перед депутатами Европейского парламента. Об этом политик написал в статье для Catholic Herald (Лондон, Великобритания). Он считает, что Католическая церковь все больше и больше встает на позиции UKIP. Франциск предполагает, говорит Фарадж, что современный Европейский союз пошел по «ужасно неправильному пути», а идея единого европейского государства не была даже желательной, не говоря уже о необходимой. Папа намекнул, что объединенный европейский проект реализован неправильно. В то время как Иоанн-Павел II назвал его 25 лет назад «маяком цивилизации», в 2014 году понтифик характеризовал Евросоюз как «старый, усталый и бесплодный», стоящий в стороне от проблем и нужд простых людей. «Я считаю, что эта важная речь показывает значительный сдвиг отношения Католической церкви к ЕС, — подчеркивает британский политик. — Франциск ясно дал понять, что он считает единообразие в Европе очень плохой идеей». Это, конечно, не те слова, которые любит слушать председатель Европейского парламента, немецкий социалист Мартин Шульц.
Об иммиграции. Папа очень ясно обрисовал, что необходимо устранить причины для появления у людей желания пересечь Средиземное море («одна из главных причин — наша абсолютная тупость, с которой мы бомбили Ливию несколько лет назад, потому что большинство из кораблей, которые поставляют иммигрантов в Лампедузу, как раз из Ливии»). Франциск также говорил о человеческом достоинстве. Он получил мощные аплодисменты, когда поднял вопрос преследования религиозных меньшинств «и христиан, в частности, в различных частях нашего мира». Все приличные люди, имеющие совесть, возмущены варварским жестоким обращением с христианами в Ираке, Сирии и Африке. В какой-то момент в своей речи Папа упомянул Европу в контексте осознания собственной идентичности. «Это то место, где мы приходим к христианской добродетели патриотизма. Я уже говорил много раз о британцах — мы не должны молчать, чтобы угодить тем, кто приходит к нам из других культур. Хотя я иногда задаюсь вопросом, почему некоторые католические епископы стали настолько тихими в деле проповеди христианского значения патриотизма. Я люблю Великобританию, но это не значит, что я должен ненавидеть другую страну. Патриотизм уверен, что чувство осознания собственной идентичности также может стимулировать человека уважать культуру, самобытность и своеобразие других стран и других культур».
Халдейский архиепископ Киркука Юсиф Фома Миркис выступил против «мечтаний об автономном анклаве для христиан в Ниневии», передает Agenzia Fides (Ватикан). Он подверг критике высказывание некоторых политиков о преобразовании устройства Ирака по религиозному принципу, так как подобное «может только навредить будущему христиан в стране». Такую перспективу архиепископ считает предвестником новых проблем для местных христианских общин. «После распада режима партии Баас, вмешательства армии США мы вступили в период потрясений, во время которого политики вбрасывают проекты, не основанные на тщательном анализе, — говорит монсеньор. — В этом контексте тот, кто говорит о создании автономной области для христиан предлагает переустройство Ирака по образцу бывшей Югославии. И это очень опасно, особенно для всех меньшинств, к которым относятся также христианские общины». Поведения «Исламского государства», считает архиепископ, показывает, что джихадисты выдвигают претензии на всю территорию страны, так что христианам не удастся остаться в стороне. Сегодня всем общинам, вне зависимости от конфессии, нужно держаться вместе. Иначе каждый «захочет получить свой кусок пирога, что обернется против нашего же блага».
«Исламское государство» продолжает привлекать новых членов, пишет L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Рим, Италия). Ситуация в Ираке и Сирии становится все более драматичной, но не менее серьезным следует признать возможность подключения к джихадистам союзников в Китае, Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Камбодже и Сингапуре. В этом году около пятисот добровольцев бойцов из этого региона присоединились к «Исламскому государству». Сходство между Ближним Востоком и Юго-Восточной Азии видно в некоторых общих проблемах. В частности, связанных с расколом между суннитами и шиитами в Индонезии, где на шиитов налагают серьезные ограничения, а в Малайзии практика шиитского ислама запрещена законом. Что касается Китая, симпатизантами «Исламского государства» здесь являются проживающие на северо-западе страны этнические тюрки-мусульмане, уйгуры, которые считают необходимым устраивать теракты на китайской земле. В Юго-Восточной Азии идеи джихадистов распространяется через небольшие религиозные группы, сайты, социальные сети, университеты и даже на улицах города. Появляется риск того, что боевики вернутся домой — как это произошло в 1980-х в Афганистане — что будет способствовать распространению фундаментализма на их родине. По словам малазийского профессора, директора Центра исследований АСЕАН Пека Кона Хэна, «насилие радикального ислама влечет за собой большую социальную дезинтеграцию».
Перманентные беспорядки в Фергюсоне (штат Миссури) имеют "социальные корни, поэтому Церковь должна быть в авангарде примирения, пишет National Catholic Register (Айрондэйл, США). Этот вопрос был поднят архиепископом Сент-Луиса Робертом Карлсоном, который обозначил в своем письме к митрополии нескольких проблем расовой напряженности. «Мы должны объединиться в молитве и диалоге для решения более глубоких опасностей, — отмечает архиепископ. — Распад семьи, качество образования, злоупотребления властью, отсутствие занятости, страх друг перед другом, недоверие к власти». Карлсон восстановил епархиальную Комиссию по правам человека и заказал исследование о способах уменьшения насилия в обществе.
Американские правозащитники требуют от Тегерана освободить пастора Саида Абедини, гражданина США, который находится в иранской тюрьме, передает Catholic News Agency (Инглвуд, США). «Важно говорить, что пастор Саид не забыт, — заявил исполнительный директор Американского центра закона и справедливости (ACLJ) Джордан Секулов. — Мы по-прежнему надеемся, что переговоры между Вашингтоном и Тегераном по ядерной проблеме не приведет и к забвению судьбы Абедини». ACLJ числится среди тех организаций, которые призывают администрацию Обамы требовать освобождения пастора и ради достижения этой цели не идти на сделку с Ираном по ядерной проблеме. На днях Конгресс США принял резолюцию с осуждением нарушений прав человека иранским режимом, в частности, всплеском казней в бытность правления Хасана Роухани и преследованиями религиозных меньшинств. «Но я думаю, что американское правительство может сделать большее», — считает Секулов. Тем временем председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан на межконфессиональной конференции в Тегеране призвал к свободе вероисповедания в Иране, информирует KATHPRESS (Вена, Австрия).
Ровно год назад состоялось значительное событие, которое уже вписано в современную историю Католической церкви в Белоруссии, рассказывает Radio Vaticana, а именно — назначение Папой Франциском трех новых епископов: Иосифа Станевского, Юрия Кособуцкого и Олега Буткевича. В первую очередь, признался епископ Гродненской епархии Иосиф Станевский, он старается отвечать требованиям современного времени для епископов — быть не функционером, а пастырем. В том, что одно из главных дел современного епископа самосовершенствование, уверен епископ Минско-Могилевской архиепархии Юрий Кособудский. Церковь в Белоруссии не так давно отметила 25-летие своего возрождения, но праздновать победу рано, остается еще много вопросов, которые нужно решать сегодня и в будущем. И значительная часть ложится на плечи именно молодых епископов, в том числе епископа Витебского Олега Буткевича: от восстановления структур в северной епархии страны к восстановлению приходской жизни в самых отдаленных районах. У каждого из епископов свое видение вопросов, которые нужно решать сегодня. В Витебской — большое наследие, но молодые структуры. Гродненщина славится своими очень сильными католическими традициями, но некоторая часть молодежи в последнее время отходит от них. В Могилевской священники активно создают приходы и восстанавливают религиозную жизнь, но есть проблема так называемых номинальных христиан, которые сущности веры еще не достигли.
В обзоре использованы материалы официальных СМИ Ватикана Radio Vaticana; миссионерского информационного агентства Ватикана, подразделения Конгрегации евангелизации народов Agenzia Fides; издания Федерации итальянских католических еженедельников L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa; ватиканской редакции итальянской газеты La Stampa Vatican insider; североамериканского католического информационного агентства Catholic News Agency; североамериканской католической газеты National Catholic Register; портала католической газеты Англии и Уэльса Catholic Herald; австрийского информационного католического агентства KATHPRESS; польского католического информационного агентства Katolicka Agencja Informacyjna.