Станислав Стремидловский. Почему Ватикан склонился перед Константинополем и Ататюрком
Папа Римский Франциск пребывает с визитом в Турции. Католические издания на первых полосах опубликовали один и тот же снимок — понтифик смиренно склоняет голову перед Константинопольским патриархом Варфоломеем. В этом жесте много символизма: впервые со дня раскола католический Ватикан склонил голову перед православным Константинополем. Что бы это значило?
Но вначале о самом визите. Перед тем как посетить в Стамбуле своего православного собрата, понтифик побывал в Анкаре. Он направился в мавзолей основателя турецкого государства Ататюрка. Положил перед его гробом венок из цветов и оставил запись в книге почетных гостей. Затем отправился в новый президентский дворец, где имел частную беседу с президентом Турции Реджепом Эрдоганом, после которой прошли встречи в более расширенном составе с премьер-министром Ахмедом Давутоглу, главой Диянет (управление по делам религий) Исмаилом Палакоглу. Франциск выразил радость по поводу возможности посетить Турцию, «богатую красотой природы и историей, наполненную следами древних цивилизаций, которая является мостом между двумя континентами и различными культурными проявлениями». При этом многозначительно заметил, что эта земля «дорога каждому христианину», ведь здесь проповедовал апостол Павел, здесь состоялись первые семь Вселенских Соборов, здесь в Эфесе, по преданию, некоторое время жила Богородица Мария. Не обошелся в ответ без легкой «шпильки» и Эрдоган. Турецкий президент в своем выступлении упомянул события в Сирии, иносказательно обвинив в «преступлениях против человечности» президента Башара Асада. И заодно посетовал на то, что некоторым странам разрешено осуществлять государственные перевороты, в чем ряд экспертов усмотрели намек на Египет, где тесно общающийся с Ватиканом коптский православный патриарх Тавадрос II вступил в коалицию с военными, убравшими президента Мурси.
Однако в целом политические аспекты визита понтифика были «завернуты» в религиозную обертку экуменического диалога. Накануне встречи Франциска и Варфоломея Radio Vaticana взяло интервью у президента Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха на тему, как обстоят дела с диалогом между католиками и православными. Константинопольский патриарх, пояснил кардинал Кох, обладает «первенством чести» среди Православных церквей, однако «это первенство по-разному интерпретируется, поэтому я надеюсь, что Всеправославный собор, запланированный на 2016 год, поможет установиться большему единству среди православных Церквей. Это чрезвычайно важно и будет значимым шагом также и в продвижении диалога между нами и православными Церквами». По словам кардинала Коха, «серьезной преградой для экуменического диалога является тот факт, что сами православные не находятся в согласии друг с другом по многим вопросам, а это в свою очередь затрудняет диалог с Католической церковью». «Поэтому я надеюсь, — продолжил католический иерарх, — что эта ситуация будет разрешена посредством Всеправославного собора».
Тем самым кардинал Кох создал интригу. Многие автокефальные православные Церкви с большим подозрением относятся к претензиям Константинопольского патриархата быть не «первым среди равных», а просто первым. Иногда это раздражение выплескивается на публику, но чаще главы Церквей находят иные способы продемонстрировать Фанару свое недовольство. В том числе, в ходе экуменического диалога, который сегодня почти прибрал к своим рукам с православной стороны патриарх Варфоломей. Как отмечает генеральный директор L'Œuvre d'Orient (французская ассоциация по содействию христианам Востока) епископ Паскаль Гольниш, между Ватиканом и Константинополем «единство уже есть, до 95%», хотя Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и Православными церквями до сих пор застряла на вопросе о примате римской кафедры, что было видно во время ее последнего заседания в Аммане в сентябре этого года. Первенство папы Римского — удобный повод для православной оппозиции под этим предлогом торпедировать экуменическую линию Константинополя. Однако все это до поры до времени. Франциск уже давал понять, что не собирается держаться за примат римской кафедры. Поэтому нельзя исключать того, что накануне проведения в 2016 году Всеправославного собора Святой престол может выступить с революционной идеей: передать церковное первенство от Ватикана Константинополю. В таком случае Константинопольский патриарх де-юре окажется главой католическо-православного сообщества и остальные главы Церквей не смогут противится линии на экуменический диалог. Разумеется, де-факто вести его будет по-прежнему папа Римский.
Для Турции это означает большие перемены и трудные вызовы. Президент Эрдоган использует против секулярной Европы религиозный фактор. Ведь проводимая им и «Партией справедливости и развития» исламизация страны направлена не только на подавление экстремистских течений мусульманского толка и оппозиционных проповедников. Не случайно в разговоре с Франциском турецкий президент попросил обратить особое внимание на борьбу с исламофобией в Европе. Однако понтифик и сам скептически относится к Евросоюзу, что показало его недавнее выступление в Европарламенте и Совете Европы в Страсбурге. Око папы устремлено на Восток. Если он и пойдет с «крестовым походом» на новых альбигойцев, то это наступление начнется с берегов Босфора. Но вначале Ватикану нужно привести к единому знаменателю православное сообщество, у которого пока нет своего «папы». В союзе с Константинопольским патриархатом и армянскими католикосатами Святой престол обрубит для Анкары возможности играть на противоречиях христианского мира. А после того как Турция увидит, что ее окружает более радикальный вариант исламского мира, чем она может себе позволить, у власти не останется иного выхода, как отправиться за помощью в Ватикан. Чем может в этой ситуации ответить президент Эрдоган?
Османская империя умела проводить операции на территории «врага». Она дважды продемонстрировала такие способности в начале и конце XVI века. Первый раз, когда осуществила раскол Католической церкви и вызвала в Европе к жизни Реформацию. Во второй раз, когда практически вынула Россию из коалиции между Римской курией — Священной Римской империей — Персией, переориентировав Москву на войну с польскими латинянами и руськими униатами на пространстве Речи Посполитой Обоих Народов. В последнем случае османы смогли это сделать при взаимодействии с Русской православной церковью, которой оказалось предпочтительней иметь дело с подчиненными султану главами Восточных православных церквей. В наше время Европа предлагает Турции, как и России, смотреть на мир «западными глазами». А это в интересах наших стран? «Между исламом и христианством не может быть межрелигиозного диалога в таком смысле, как это привык понимать Ватикан», — заявил накануне прибытия в страну папы Франциска высокий муфтий Турции Мухамет Гормез. Духовные лидеры часто видят дальше, чем мирские власти. Главное, вовремя к ним прислушаться.
Станислав Стремидловский — обозреватель ИА REGNUM