Дмитрий Семушин: Норвежская агентура компрометирует Совет безопасности РФ
Мы уже писали о существовании в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) в Архангельске учреждений, чья политическая деятельность замаскирована под науку. Основанием для подобного утверждения является то, что эти учреждения направляют люди, не имеющие профессионального образования в тех областях, где они официально действуют. Именуют они себя «экспертами». В САФУ научной деятельностью стали заниматься «эксперты». Конкретно речь идет об Экспертно-аналитическом центре САФУ и т. н. Арктическом центре стратегических исследований САФУ (АЦСИ САФУ). Экспертно-аналитический центр САФУ возглавляет по недоразумению часто именуемый «политологом» бывший телеведущий и редактор местного телевидения с дипломом учителя математики Андрей Чураков. Числящийся по совместительству сопредседателем самозваной «Гражданской палаты» Архангельской области, Чураков осуществляет мониторинг политической ситуации в регионе для нужд Комитета гражданских инициатив бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина.
Что касается Арктического центра стратегических исследований, то эта структура была создана ректором Еленой Кудряшовой для работы политического активиста поморского этнического движения Ивана Мосеева.(1) Ранее на основании «Поморского соглашения» 2012 года с норвежскими чиновниками Елена Кудряшова создала под Мосеева в рамках федерального университета научно-исследовательский институт, которому предстояло заниматься «изучением» того, чего никогда не было в прошлом, — «поморского этноса» (вариант «субэтноса»). Заметим, что Мосеев из-за отсутствия у него соответствующего образования не имеет права ни преподавать, ни заниматься наукой в университете, а тем более руководить научной деятельностью.
Поставленная перед необходимостью увольнения Мосеева с поста директора этого учреждения и вообще из федерального университета, ректор Кудряшова предпочла создать под Мосеева в июне 2013 года новую структуру — Арктический центр стратегических исследований САФУ. Мосеев был назначен заведующим лабораторией этого заведения. Для прикрытия деятельности Мосеева Кудряшова назначила директором АЦСИ САФУ Александра Гильдебранта, в свое время окончившего местный пединститут с дипломом учителя физики. Какими-либо изысканиями в гуманитарных науках, а тем более «стратегическими исследованиями» в Арктике, Гильдебрант никогда не занимался и о том, что это такое, вообще не имеет ни малейшего представления. В помощь Гильдебранту Кудряшова в качестве заместителя направила кандидата философских наук Светлану Тюкину, областью научного интереса которой, по ее собственному признанию, являются: философия поэзии и детское религиозное мировоззрение. Означенная контора в составе Мосеева, Гильдебранта и Тюкиной была предложена в качестве научного партнера такой серьезной структуре, как Российский институт стратегических исследований (РИСИ) и лично директору этого института генерал-лейтенанту Леониду Решетникову. Год назад на страницах ИА REGNUM мы дали публикацию об этом интересном случае.
По-видимому, именно на основании нашей публикации в САФУ были сделаны практические выводы. Ректор Кудряшова убрала из Арктического центра стратегических исследований «философа поэзии» Тюкину, а директора Гильдебранта поменяла на кандидата исторических наук Константина Зайкова. Между тем Зайков, 1983 года рождения, каких-либо серьезных научных заделов пока не имеет. Он только начинает свою научную деятельность. Кандидатскую диссертацию по норвежской проблематике Зайков защитил в Поморском университете в Архангельске в 2007 году. Норвежские связи и определили карьеру этого молодого человека в САФУ. Дело в том, что Зайков является учеником скандинависта проф. Андрея Репневского. Другим учителем Зайкова является профессор университета Тромсе норвежец Йенс Петтер Нильсен. Нильсен умен и в профессиональной сфере на голову превосходит контактирующую с ним профессуру САФУ из Архангельска. Нильсен хорошо владеет русским языком. Срочную военную службу он проходил в разведывательном подразделении норвежской армии, работавшем против СССР. В 1970-е годы Нильсен работал в посольстве Норвегии в Москве и лишь потом перешел работать в высшую школу Норвегии.
Зайков прошел многолетнюю оплаченную норвежцами стажировку в университете Тромсе. Под руководством Нильсена Зайков работал там над диссертацией Ph. D. После нескольких лет пребывания в Норвегии Зайков в 2013 году вернулся в Архангельск и сразу же был назначен ректором Кудряшовой заместителем проректора по науке Константина Боголицына. В этом качестве Зайков стал курировать гуманитарное направление, в котором химик Боголицын не был компетентен. Помимо этого, Зайков стал еще руководителем главного предъявляемого миру проекта САФУ — «плавучего университета». И вот теперь Зайков, имеющий тесные связи с норвежцами, стал еще и директором Арктического центра стратегических исследований.
Кроме того, для поддержки деятельности Мосеева в АЦСИ САФУ недавно был направлен бывший директор ликвидированного Института управления и регионологии (ИУиР) САФУ редактор университетского издания «Арктика и Север» проф. Юрий Лукин. После смерти своего друга, бывшего ректора Поморского университета Владимира Булатова Лукин является неформальным главой т. н. «Архангельской школы регионоведения». На сегодняшний день «Архангельская школа регионоведения» оказалась в двусмысленной ситуации, поскольку ее базовые положения оказались ошибочными. «Архангельские регионоведы» не могут подтвердить ни единым историческим документом базовые положения своих развиваемых два десятилетия концепций. Тем не менее, несмотря на это обстоятельство, проф. Лукин, с одной стороны, в САФУ «защищает российские интересы в Арктике», а с другой, продвигает в контекст местной региональной истории ненаучные концепции — арктические исторические теории ботаника из Владивостока Александра Галанина, теорию циркумполярной цивилизации, Гипербореи Валерия Демина, теорию индославов Натальи Гусевой и Светланы Жарниковой. Проф. Лукин предлагает осваивать применительно к местной региональной истории лженаучную теорию «новой хронологии» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского. И, наконец, Лукин вводит в контекст местной региональной истории Архангельской области для ее скандинавизации не подтверждаемый ни одним историческим источником концепт «русских викингов» — ушкуйников и особо любимых Лукиным неких «повольников», о существовании или деятельности которых на Русском Севере молчат все исторические документы.(1) В 2002 году проф. Лукин отказался от русской идентичности и объявил себя этническим помором, но сейчас вновь стал этническим русским. При жизни проф. Булатова Лукин активно продвигал ложную булатовскую теорию этнической природы поморов. Сейчас он от нее «нерешительно» отказался. А еще проф. Лукин, вопреки всем историческим документам, уже десятилетие предлагает местному краеведению странную идею об основании Архангельска в конце ХIV века и концепцию «города-монастыря» на Руси. В общем, можно констатировать, что «архангельский регионовед» проф. Лукин сможет оказать соответствующую «научную» помощь не имеющему гуманитарного образования поморскому общественному деятелю Ивану Мосееву.
И, наконец, в качестве старшего научного сотрудника в АЦСИ САФУ недавно появился Валерий Петрович Журавель, по совместительству являющийся главным советником аппарата Совета безопасности РФ. Поскольку в составе АЦСИ работает всего лишь одна лаборатория Ивана Мосеева, то можно резонно предположить, что Журавель работает в АЦСИ САФУ или, по крайней мере, числится там под руководством Мосеева. Подобное предположение подтверждается тем, что 24 ноября 2014 года Журавель в Государственной думе Российской Федерации участвовал в круглом столе на тему «Законодательное регулирование вопросов взаимодействия промышленных компаний и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Тема эта является главным экспертным интересом «коренного помора» Мосеева. На означенном заседании также обсуждался проект Федерального закона «Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование малочисленных народов Российской Федерации». Журавель обратил внимание участников на совершенствование российского законодательства в соответствии «с международными стандартами в области прав коренных народов».
Итак, главный советник секретаря Совета безопасности Российской Федерации полковник запаса Валерий Журавель работает в одном учреждении с имеющим судимость по 282-й статье и тесно связанным с норвежцами из Баренцева секретариата Иваном Мосеевым. Он работает под руководством ученика очень умного проф. Нильсена из университета Тромсе — Константина Зайкова. На круглом столе в Государственной думе Журавель, когда говорил о «международных стандартах», выступал в духе стратегии норвежского Баренцева региона в области прав коренных народов. Норвежская концепция «коренных народов» существенно отличается от российской, использующей понятие «коренных и малочисленных народов».
Мы достаточно писали о том, что САФУ с момента своего основания попал в сети норвежской политики мягкой силы. Более того, в последнем случае с АЦСИ мы наблюдаем конкретный канал воздействия политики мягкой силы Норвегии на внутреннюю политику РФ.
(1) http://www.narfu.ru/university/contact_info/phones/?unit=3d1ecab9-5b83-4564-9fea-bab15be8e7cb
(2) См.: Лукин Ю. Ф. Новая архангельская летопись. Архангельск, 2008 и новое готовящееся издание этой книги.
Дмитрий Семушин (Архангельск)