Газовые тиски: Анкара между Москвой, Пекином и Тегераном
В Москве состоялось заседание российско-турецкой межправительственной комиссии. Оно, как заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак, было посвящено и вопросам увеличения поставок газа в Турцию по «Голубому потоку». Ранее Россия не раз откликалась на такие просьбы Турции, и в этом не было ничего необычного.
Однако накануне министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз выступил с интригующим сообщением. Он заявил, что Россия почти вдвое снизила объемы поставок газа в Турцию — с 42 млн. кубометров до 27 млн. кубометров — и специально подчеркнул, что Анкара не желает стать «частью украинской проблемы», указав на необходимость «вернуться к условиям контракта». Поэтому сейчас Анкара настроена получить от России дополнительно 3 млрд. кубометров и максимально загрузить газопровод «Голубой поток» до 19 миллиардов кубометров ежегодно. «Мы представили такой запрос российской стороне, и в данный момент он находится на рассмотрении», — заявил по итогам заседания российско-турецкой межправительственной комиссии турецкий министр.
По некоторым данным, ныне турки платят за поставляемый из России газ более 425 долларов за тысячу кубометров, азербайджанский газ обходится им в 335 долларов за тот же объем и 490 долларов за тысячу кубометров иранского газа. При этом Турция не раз обращала внимание на то, что по ценам российского газа она уступает лишь Германии, которая платит за каждую тысячу кубометров газа на 20-25 долларов меньше, чем турки. В этой связи многие турецкие эксперты объясняли такую «ценовую вилку» фактором развития многосторонних и многопрофильных отношений между Россией и Германией. Но сейчас Анкара, отказываясь от присоединения к западным антироссийским санкциям из-за событий на Украине, решила, что наступил момент заставить Россию платить за это. Правда, размер «газовой» скидки, на которую рассчитывает Анкара, пока не озвучивается. Однако, по некоторым данным, Турция стремится приблизить стоимость российского газа к азербайджанской цене и с этого плацдарма атаковать Иран, с которым она, с одной стороны, ведет арбитражное разбирательство в Вене, с другой — в обмен на снижение цены на газ обещает резко увеличить объёмы закупок иранского газа и расширить торгово-экономическое сотрудничество, несмотря на существующий режим санкций.
Так что трудно не согласиться с теми экспертами, которые на состоявшихся в Москве переговорах усмотрели в действиях Турции иранскую «переговорную логику». Правда, из этого у Анкары пока ничего не получилось. Пересмотр цен «возможен только после согласования ряда дополнительных экономических и технических условий», прокомментировал сложившуюся ситуацию глава Минэнерго России Новак. Это вызовет новые дополнительные инвестиционные вложения и внесение изменений в уже существующие межправительственные соглашения. В то же время министр отметил, что «в реализации проекта заинтересованы и российская, и турецкая сторона переговоров», а «планы по увеличению поставок газа в Турцию по газопроводу „Голубой поток“ требуют дополнительных инвестиций, экономическую целесообразность которых еще предстоит оценить». Но если российская сторона сейчас упор делает на экономическую целесообразность, то Турция, поддерживая на словах лозунги Запада о «необходимости снижения зависимости от одного внешнего поставщика углеводородов», понимает, что в энергобалансе страны российскому газу в ближайшие годы нет альтернативы. К тому же «западные игры» Анкару уже не так волнуют как раньше, поскольку у нее нет практических шансов стать членом ЕС и потому ей не требуется противопоставлять себя Москве.
В русле попыток президента Реджепа Тайипа Эрдогана укреплять старые и искать новые точки сближения с Россией на отдаленную перспективу как раз и нужно рассматривать стремление Анкары втрое увеличить товарооборот с Россией и довести его до 100 млрд долларов. Напомним, что такая договоренность была достигнута еще в ходе визита в Москву в январе 2010 года занимавшего тогда пост премьер-министра Турции Эрдогана. При этом планировалось достигнуть этой цели в течение 5 лет. Но сейчас эта дата была передвинута уже на 2020 год, хотя проблема будет обсуждаться в ходе предстоящего в декабре визита в Анкару для участия в работе «Совета сотрудничества высшего уровня» (UDIK) президента России Владимира Путина. Отметим и то, что если в 2008 году товарооборот между Турцией и Россией достигал 38 млрд долларов, то, по данным на конец 2014 года, он составляет 32-33 млрд долларов. И чтобы не «застрять» на этом уровне, Турция заявила о готовности перейти во взаиморасчетах с Россией на национальные валюты, что и было зафиксировано в протоколе заседания российско-турецкой межправительственной комиссии в Москве.
В целом же, по мнению газеты Cumhuriyet, Анкара готовится к выработке своей новой политики, когда «Россия и Китай ставят под сомнение легитимность существования международной системы с центром в США и Европе», а «позицию нового стратегического центра на Ближнем Востоке начинает занимать Иран».
Поэтому вопрос для Анкары сейчас стоит так: быть между Москвой, Пекином и Тегераном или быть с ними вместе, сохраняя при этом свои собственные национальные интересы и выстраивая при этом свою геополитическую «креативность» в регионе, где ситуация очень быстро меняется.