Эксперты: Постепенное вооружение населения в Киргизии — подливание масла в огонь
На несогласованном участке киргизско-узбекской границы в местности Озок Ала-Букинского района Джалал-Абадской области на днях снова произошел вооруженный инцидент, в ходе которого военнослужащие Пограничной службы Узбекистана застрелили гражданина Киргизии. Очередной конфликт чрезвычайно актуализирует законопроект о раздаче огнестрельного оружия среди населения приграничных районов, который широко обсуждается в Киргизии. Законопроект «О пограничных уполномоченных» уже прошел слушания парламентом страны в третьем чтении, после его принятия он отправится на подпись президенту республики Алмазбеку Атамбаеву.
Согласно закону, пограничным уполномоченным может стать любой несудимый гражданин Киргизии, прошедший срочную военную службу. Наибольшие споры среди парламентариев при принятии закона вызвала норма о возможности ношения пограничными уполномоченными оружия. В результате палата отдала решение этого вопроса в каждом отдельном случае руководству государственной Пограничной службы (ГПС). Содержание уполномоченных будет осуществляться за счет бюджета ГПС. Предлагаемый закон также определяет права и обязанности, правовую и социальную защищенность пограничных уполномоченных, наделение определенными полномочиями для выполнения возложенных на них задач.
Между тем свои опасения высказал базируемый в Брюсселе и созданный экспертами из Узбекистана институт Алишера Навои. В своих комментариях СМИ эксперты пишут, что инициаторы законопроекта провозглашают благие намерения, но трезвый анализ плюсов и минусов выдачи оружия населению приграничных районов явно показывает, что этот шаг, наоборот, усугубит ситуацию с безопасностью в стране.
«Киргизия как страна с весьма активным политическим ландшафтом и частыми конфликтами между политиками из разных регионов страны вдобавок получит определенное количество граждан с оружием в руках, которые неизвестно как поведут себя в кризисных ситуациях и во внутренних конфликтах или волнениях, которых в этой стране нельзя исключать. Еще неизвестно, удалось ли киргизскому правительству собрать незаконное огнестрельное оружие на руках населения, участвовавшего в печально известных июньских этнических чистках против узбекского населения юга страны», — говорится в заявлении экспертов института Алишера Навои.
ИА REGNUM приводит мнения киргизских экспертов о том, как раздача населению оружия может повлиять на ситуацию в стране и на отношения с соседями.
«Если говорить о введении института пограничного уполномоченного, то можно сравнить его с демократией. Сегодня Киргизия находится в демократической эйфории, которая придает импульс развитию отношений внутри самой страны. Демократия — она как водка. 50 граммов не повредит, а 150 граммов — уже наносят вред. Мы пока не научились потреблять демократию в тех нормах, которые положены для нашего организма, то есть для государства. Увы, но права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Это же можно сказать и о государственных отношениях. Хотел бы отметить, что на руках у граждан Киргизии и так много неучтенного оружия. Точных цифр я назвать, к сожалению, не могу. Но то, что значительная его часть осела после Ошских событий 2010 года на руках у граждан, — это факт. И спонсирование население еще одной партией вооружения чревато последствиями», — заметил в интервью ИА REGNUM политолог Бакыт Бакетаев.
Эксперт отметил, что, говоря об этой теме, стоит упомянуть о нынешнем политическом истеблишменте, находящемся в парламенте.
«Сегодня легко вычислить среди так называемых народных избранников и глав политических партий будущих полевых командиров. Раздача оружия населению Киргизии может выйти из-под контроля и принять необратимый характер. Очевидно, что этим процессом руководят определенные люди, и напряженность в этом вопросе может поджечь Центральную Азию, хотя в регионе и без этого хватает рисков. Это и существование радикального течения „Хизб-ут-Тахрир“, и исламизация населения. Постепенное вооружение населения — как подливать масла в огонь. Надеюсь, что парламент вовремя сориентируется и не позволит реализовать решение о раздаче оружия, пускай и в рамках пограничных уполномоченных», — отметил Бакетаев.
«Сколько оружия сегодня на руках у населения? Уверен, что достаточно для того, чтобы вооруженный отряд занял определенный регион. Вспомните 1999-2000 годы, когда в страну вторглись 20 человек — боевиков из Афганистана. Тогда пришлось в Баткенскую область перебрасывать чуть ли не весь состав министерства обороны Киргизии», — вспомнил специалист.
«В приграничных районах Киргизии есть вся палитра международных конфликтных ситуаций, которые могут пошатнуть стабильность во всем регионе. Поскольку Киргизия находится в верховье всех важных региональных крупных рек, которые только вытекают из республики, возникает множество претензий со стороны Таджикистана, Узбекистана и даже Казахстана. Увы, но власти Киргизии до сих пор не нашли алгоритм решения водных вопросов. Мировая практика показывает, что многие военные конфликты на земле начинаются из-за водных ресурсов. Взять хотя бы Сомали. Аналогичный вопрос стоит сегодня и перед нами. Если сегодня не научиться решать конфликтные ситуации в правовом поле на геополитическом уровне, мы можем столкнуться с перспективой возникновения локальных и даже региональных конфликтов», — заключил Бакыт Бакетаев.
Во многом солидарен с ним другой киргизский политолог, Марс Сариев.
«Отмечу, что заявления о раздаче оружия населению Киргизии и осевших со времен 2010 года запасах огнестрельного оружия, о поддержке так называемых пограничных уполномоченных — играют на руку некоторым силам в Узбекистане, которые пытаются накалить обстановку между братскими государствами и усилить военную составляющую в самом Узбекистане и на его границах. Безусловно, у населения Киргизии есть оружие. Но не стоит забывать и о том, что неплохо вооружено исламское подполье Узбекистана», — заявил Сариев.
В то же время специалист считает, что взрывоопасная ситуация в Средней Азии напрямую или косвенно всегда будет связана с водной проблемой.
«Подоплекой многих конфликтов между Киргизией и Узбекистаном на границе является строительство в Киргизии Камбар-Атинской ГЭС. Многие пограничные вопросы между соседями можно было бы отрегулировать давно, если бы не пресловутая Камбар-Ата. Усиливает конфликтную ситуацию участие в проекте строительства Российской Федерации. Кремль своими намерениями частично лишает самостоятельности Узбекистан. Не секрет, что стабильность и экономическая состоятельность Ферганской долины зависят от регуляции стока вод, в связи с чем за контроль над водными ресурсами идет постоянная борьба. Да, Киргизия и Узбекистан постоянно конфликтуют на границе, делая ситуацию и без того сложной, но основным мотивом неприязни между государствами является именно вода. Подвижки в отношениях возможны, но только после урегулирования водной проблемы», — рассказал специалист.
Политолог считает, что на границе вряд ли возникнут новые крупные вооруженные конфликты, поскольку Ислам Каримов не заинтересован в дестабилизации ситуации. «Да, поддержание напряженной ситуации в приграничных районах, создание образа врага в лице пограничников Киргизии, возможно, положительно влияют на поддержание имиджа Ислама Каримова как лидера государства, отстаивающего территориальную целостность Узбекистана. Более всего в искусственном нагнетании обстановки заинтересованы внешние силы. Если бы не было внешнего давления и усилий из-за границы, в Киргизии не произошло бы Ошских событий в 2010 году», — заключил Сариев.