Итоги «недели саммитов»: хотим мира — готовимся к войне
Неделю назад в материале «Ключевая неделя для России и Украины» (http://www.regnum.ru/news/polit/1864680.html) был дан прогноз о том, что предстоящая «неделя саммитов» (10-11 ноября прошла встреча глав государств и правительств форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), 14 ноября накануне саммита «большой двадцатки» в Австралии прошла встреча лидеров стран БРИКС, 15-16 ноября в австралийском Брисбене прошел саммит G20, 17 ноября состоялось очередное заседание Совета ЕС) определит развитие событий в мире на достаточно длительную перспективу. Оценивая итоги этих мировых форумов, можно сказать, что прогноз целиком оправдался.
Форум АТЭС прошел под знаком противостояния двух коалиций, возглавляемых, с одной стороны, США, Японией и Австралией, с другой, Россией и Китаем. США не удалось провести на форуме ни одно из своих решений, включая главное — о создании зоны Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). В то же время форум АТЭС поддержал планы Китая по альтернативному американскому проекту — созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Первым шагом стало утверждение на совещании министров торговли и иностранных дел АТЭС дорожной карты АТЗСТ, которую планируется создать к 2016 году. Россия, естественно, планы Китая также поддержала, т.к. эта идея идет полностью в русле других региональных проектов России, которые призваны ограничить, а в перспективе полностью выдавить США из Евразии — Евразийский экономический союз и Шанхайская организация сотрудничества.
Кроме того, Китай добился от США подписания договора в военной сфере, фактически аналогичного тому, который ранее с Китаем подписали Япония и Южная Корея — о необходимости уведомления друг друга о вхождении кораблей в «околотерриториальные» воды, а также о снижении Вашингтоном ввозных пошлин для китайских товаров. Это означает, что США так и не смогли закрыть свой внутренний рынок для китайской товарной массы.
С учетом тех знаков, которыми был полон данный форум (места Путина и Обамы при фотографировании участников форума; то, что встречу Обаме Си Цзиньпин назначил на последний день форума, когда решение всех вопросов форума прошло под китайскую диктовку; очередное высмеивание мировыми СМИ «жвачки» Обамы и т.д.), можно сказать, что на форуме АТЭС США получили очередной сигнал о готовящейся кончине своей мировой гегемонии. Хотя, конечно, это только начало пути. Поведение США показывает, что так просто они со званием единственной сверхдержавы не расстанутся и готовы будут пролить немало крови за сохранение своего нынешнего статус-кво.
Встреча лидеров БРИКС носила рамочный характер. Как показал обзор ее результатов, главной ее целью было согласование позиций перед саммитом G20, а также оказание моральной поддержки России в связи с событиями на Украине. Участники встречи лидеров БРИКС однозначно высказались за прекращение антироссийской истерии в связи с событиями на Украине.
Ключевым мероприятием недели, по идее, должна была стать встреча G20 в австралийском Брисбене. Однако, вопреки всеобщим ожиданиям и бурной артподготовке мировых СМИ, этот саммит, без сомнений, стал самым провальным за всю свою короткую историю.
Во-первых, так и не был обсужден ни один из ключевых моментов современной мировой политической повестки дня (ИГИЛ, Украина), за исключением лихорадки Эбола. Если с Украиной все понятно — Россия набрала достаточный вес в мировой политике, чтобы позволить себя поучать англосаксов, в результате запланированную публичную порку пришлось отменить, все ограничилось истерией англосаксонских СМИ в преддверии и в ходе саммита, то почему проблема ИГИЛ не стала предметом детального обсуждения и принятия решений — не совсем понятно. Скорее всего, речь идет о том, что с американской «хромой уткой» и с США, которые лично взрастили этого монстра, никто всерьез обсуждать данную проблему не собирается.
Во-вторых, не было у саммита и никакого, собственно, и экономического содержания, не считать же таковым договоренность о 2%-ном росте мировой экономики — об этом могли договориться и министры финансов. Реформу МВФ, ключевой пункт повестки дня встречи G20, так и не удалось обсудить, и также благодаря позиции США, которые, похоже, не намерены отдавать этот свой последний бастион контроля над мировыми финансовыми потоками.
На этом фоне, в-третьих, становится вполне понятным и досрочный отъезд с форума российского президента, который таким образом показал свое отношение как к истерикам западных СМИ и попыткам публично давить на Россию по вопросу Украины, так и по поводу отсутствия реального содержания встречи. И это плевок в адрес США. Всем показано, что с таким поведением с ними не о чем «тереть», и теперь все вопросы могут решаться и в форматах «без США».
В Австралии Запад со всей очевидностью показал, что не собирается идти навстречу России. Но и Россия уже не та, что была десять и даже пять лет назад. И еще большой вопрос, кто к кому должен идти навстречу. Мы никому ничего не должны. Наоборот, должны нам. Поэтому и тон надо избрать соответствующий. И если до США долго доходит, то Европа (по итогам заседания Совета Европы на уровне глав министерств иностранных дел) уже в понедельник приняла итоги саммита G20 к сведению и отказалась вводить новые экономические санкции против России. Только визовые санкции и расширение черного списка чиновников, в том числе из республик Новороссии. Ну, это мы уже проходили — «как ездили, так и будем ездить».
Более того. Как заявил в понедельник министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, прошедшая в Австралии двухчасовая закрытая встреча президентов России и Германии, несмотря на острый и дискуссионный характер, была не напрасной. В результате для улучшения диалога с Россией необходимо подключить к переговорам представителей Евросоюза и Евразийского союза. По его мнению, это дало бы возможность вновь расширить рамки переговорного процесса, и не только по Украине. Т.е. вот уже и Евразийский экономический союз признают не только как новую экономическую реальность, но и как равноправного партнера Евросоюза. Соответственно, возникает вопрос: а где на этих переговорах место США, которые вообще находятся на другом континенте? Украина — это сугубо европейская проблематика, и США тут не место, здесь их сфера «глобальной ответственности» вполне очевидно заканчивается.
Т.е. вопрос, правильно или неправильно поступил Владимир Путин, покинув досрочно форум, не стоит — это знак того, что Россия находится в сильной позиции и больше никого ни в чем убеждать не собирается. Не хотят слышать наши аргументы, значит, вместо нас будут говорить наши пушки.
***
Сравнение итогов форума АТЭС и саммита G20, некоторые другие сигналы из различных регионов мира, показывают, что выдавливание США из региональных балансов сил идет более активно и успешно, чем на глобальном уровне, где они еще имеют весомую поддержку со стороны Европы и англосаксонского мира, который не ограничивается одной Британией. Соответственно, снятие Европы с чаши геополитических весов, которое произойдет после запуска в 2019 году западного газового маршрута в Китай, существенно изменит баланс сил и на глобальном уровне, где у США останется только поддержка британского мира, что вполне естественно, и с чем сделать пока ничего нельзя.
Разрешение ситуации на Украине, в результате которого падет нацистский режим, будет дополнительным аргументом со стороны России и в пользу привязки к оси Москва — Пекин Берлина. В этом варианте будущее Евросоюза, с учетом выхода на рубеже двадцатых годов, если не раньше, Британии из ЕС, представляется вполне очевидным. Т.е. еще один региональный блок уплывет из-под влияния США.
В этих условиях в преддверии мирового кризиса 2018-2020 годов, который, скорее всего, произойдет в формате Третьей мировой войны и примет форму скоротечного глобального вооруженного конфликта с точечным применением ядерного оружия (как минимум), после которого произойдет как попытка обнуления всех финансовых долгов Запада перед всем остальным миром, так и попытка США скинуть старую долларовую систему власти над миром и заменить ее на новую, крайне необходимо создавать дополнительные инструменты влияния на мировое общественное мнение, в том числе и информационные, которые бы позволили нейтрализовать любую информационную диверсию США наподобие терактов 11 сентября 2001 года, развязавших США руки для террора в мировом масштабе.