«Кандидат Трансильвании» против кандидата «Великой Румынии»: 2-й тур выборов президента Румынии
Москва, 16 ноября, 2014, 10:45 — ИА Регнум. Сегодня, 16 ноября, в Румынии проходит второй тур выборов президента. Как передает корреспондент ИА REGNUM, на пост главы государства претендуют набравшие наибольшее число голосов в первом туре выборов 2 ноября действующий премьер-министр, социал-демократ Виктор Понта и лидер оппозиционных национал-либералов, мэр Сибиу Клаус Йоханнес.
Всего в первом туре принимали участие 14 кандидатов, и голоса распределились следующим образом: Виктор Понта — 40,44%, Клаус Йоханнес — 30,37%, глава Сената Кэлин Попеску-Тэричану — 5,36%, лидер партии «Народное движение» Елена Удря — 5,2%, европарламентарий Моника Маковей — 4,44%, лидер Партии народа Дан Дьяконеску — 4,03%, председатель партии «Великая Румыния» Корнелиу Вадим Тудор — 3,68%, лидер Демсоюза венгров Румынии Келемен Хунор — 3,47%, глава Службы внешней разведки Румынии Теодор Мелешкану — 1,09% голосов, кандидат от Венгерской народной партии Трансильвании Жолт Силади — 0,56%. Остальные кандидаты набрали менее чем полпроцента голосов.
Накануне второго тура голосования в поддержку Виктора Понты выступили занявший третье место Кэлин Попеску-Тэричану, которому Понта пообещал должность премьера, Теодор Мелешкану, которому обещана должность главы МИД либо советника президента по безопасности, а также Корнелиу Вадим Тудор, заявивший, что не может голосовать за президента другой этнической и конфессиональной принадлежности (Клаус Йоханнес — этнический немец и лютеранин). Кроме того Понту поддержал Дан Дьяконеску, заявивший, что из двух кандидатов выбрал «меньшего выскочку».
В поддержку Йоханнеса однозначно выступила европарламентарий Моника Маковей. Лидер «Народного движения» Елена Удря призвала голосовать «против Понты». Со схожим призывом выступил и действующий президент Траян Бэсеску, назвавший Понту «лжецом и демагогом», а затем призвав на выборах «не оставить страну в руках демагога».
Клаус Йоханнес также получил поддержку со стороны радикальных венгерских партий Трансильвании. Кандидат от Венгерской народной партии Трансильвании Жолт Силади выступил в поддержку Йоханнеса и заявил, что во втором туре будет голосовать за «трансильванизацию Румынии». Йоханнеса также поддержала Венгерская гражданская партия (ВГП). «Йоханнес — кандидат Трансильвании», — сказал лидер ВГП Жолт Биро, выразив мнение, что Йоханнес «понимает трансильванскую проблему» и «знает, что Трансильвания — ворота Европы».
Призвал голосовать за мэра Сибиу и лидер венгров Трансильвании Ласло Токеш, ранее избранный в Европарламент от венгерской правящей партии Fidesz. «Мы уверены, что господин Клаус Йоханнес, который представляет меньшинство, реализует идеалы секуйского народа Трансильвании», — сказал он.
Что касается наиболее популярной и при этом наименее радикальной из партий трансильванских венгров — Демсоюза венгров Румынии (ДСВР) — то ее кандидат и лидер Келемен Хунор призвал сторонников голосовать по своему усмотрению. Стоит отметить, что ДСВР входит в парламентскую коалицию с Социал-демократической партией (СДП), и ожидалось, что Хунор поддержит Понту. Однако он заявил, что не может быть на одной стороне с националистами из «Великой Румынии» и не стал обозначать свои предпочтения.
Голосование в первом туре выборов в Румынии имело ярко выраженный региональный характер. Так, в регионах северо-запада страны, включая почти всю Трансильванию (за исключением уездов Харгита и Ковасна, где победил Хунор) победу одержал Йоханнес. На юге и востоке большинство проголосовало за Понту.
Йоханнес победил на большинстве зарубежных избирательных участков, кроме Молдавии, Зимбабве и Северной Кореи. Между тем, именно вокруг голосования за рубежом разгорелся громкий политический скандал. На выборах 2 ноября было открыто рекордное число зарубежных избирательных участков — 294. Тем не менее, в целом ряде зарубежных стран на участках выстраивались очереди из желающих проголосовать, и многие так и не успели принять участие в выборах. А в посольстве Румынии в Париже избиратели, не успевающие отдать свой голос до закрытия участка, попытались «взять участок штурмом», и для усмирения толпы пришлось вмешаться французскому спецназу.
После этого действующий президент Траян Бэсеску и ряд оппозиционных партий потребовали отставки главы МИД Румынии Титуса Корлэцяна за неудовлетворительную организацию голосования на зарубежных участках. Сам Корлэцян объяснил сложности, связанные с процедурой голосования за рубежом, стремлением избежать фальсификаций, однако впоследствии все же подал в отставку, отказавшись выполнять требование Центральной избирательной комиссии Румынии об открытии дополнительных избирательных участков за рубежом во втором туре выборов 16 ноября, назвав его «незаконным».
Назначенный вместо Корлэцяна главой МИД Теодор Мелешкану также отказался открывать дополнительные зарубежные участки. При этом он лично посетил и проконтролировал подготовку к голосованию на ряде зарубежных участков, а в сам день второго тура намерен находиться на участке в Париже, где 2 ноября возникли самые серьезные проблемы.
Что касается освещения кампании в масс-медиа, то подавляющее большинство печатных и электронных румынских СМИ открыто и местами даже агрессивно поддерживают Йоханнеса. В то же время пропаганда в поддержку Понты активно продвигается несколькими популярными телеканалами с общегосударственным покрытием, традиционно отстаивающими интересы СДП.
Главными обвинениями в адрес Понты в ходе кампании стали обвинения в клановой коррумпированности, популизме, авторитаризме, неуважении к принципам правового государства и намерении свернуть с «западной орбиты». Йоханнеса критиковали за слабость, мягкость, некомпетентность и отсутствие государственного мышления.
Главными предвыборными тезисами Виктора Понты между двумя турами остались обещания осуществить «второе великое объединение Румынии» к 2018 году (под первым «великим объединением» Бухарест подразумевает оккупацию Румынией в 1918 году австро-венгерской Трансильвании и Буковины и российской Бессарабии, а получившийся в результате конгломерат чужих земель, увеличивших территорию и население Румынии в 2 раза, называет «Великой Румынией»), а также националистические мотивы, связанные с этнической и конфессиональной принадлежностью оппонента. Предвыборные посылы Клауса Йоханнеса в свою очередь были связаны с «опасностью», нависшей над демократическими ценностями и принципами правового государства в Румынии, а также евроатлантической ориентацией страны.