«Ситуация с учительницей рижской 40-й школы, которая подверглась гонениям за „лайк“ на Facebook, является обостренной реакцией на то, что большинство населения не верит в успешность проекта второй Латвийской Республики. Его хотят заставить верить в это насильно», — заявил порталу Ves.lv правозащитник Владимир Бузаев. Так он прокомментировал факт увольнения педагога Татьяны Арсеньевой, поставившей отметку «Мне нравится» под опубликованным на Facebook коллажем о государственных праздниках Латвии.

«Очень жаль. Страна дураков. Печальный факт, когда из-за одного лайка на Facebook у человека возникают такие неприятности на работе. Латвийское общество больно на голову. Согласно опросу общественного мнения, проведенному факультетом социальных знаний Латвийского университета в 2010 году, 51% граждан — именно граждан, а не всех жителей! — хорошо и очень хорошо оценивают советский период в истории станы (среди неграждан таковых 79%). И только 39% граждан и 19% неграждан хорошо и очень хорошо оценивают современный период в истории Латвию», — сказал Бузаев.

«Перекос в сознании латвийцев пытаются „исправить“ методами, заимствованными из того самого советского прошлого, которое их пытаются заставить забыть и разлюбить. К сожалению, взяв на вооружение тоталитарные методы советского режима, латвийское государство не позаимствовало у него социальную защиту населения», — заключил правозащитник.

В свою очередь, ээксперт в области IT-технологий Дэги Караев сказал Ves.lv, что преследовать человека за «лайк» означает нарушать юридические и моральные нормы. «Во-первых, электронные носители — смс, электронное письмо, запись в социальной сети и т. д. — всегда оставляют место для разночтений. Простая фраза „Да пошел ты…“ вызывает сомнения относительно оттенка сказанного — это шутливо-дружеское высказывание или прямое оскорбление. Что касается „лайка“, то его можно банально зацепить его по случайности. Со мной это случалось не раз. И если вы не признаете электронные документы без цифровой подписи, как документ, то какое право вы имеете придавать какую-либо силу каким-то „лайкам“ в контексте их авторизации?!», — сказал Караев.

«Если пользователь „лайкнул“ пост такого содержания: „Имантский педофил напал на ребенка. Потенциальной жертве удалось избежать насилия. Составлен фоторобот нападавшего“, то спрашивается, что ему понравилось в этом посте? То что имантский педофил совершил очередное нападение, то что ребенку удалось убежать или то, что составлен фоторобот нападавшего? Или пользователю вообще ничего не понравилось, а он просто хотел привлечь внимание своих друзей к этой информации? Нас столько лет призывали „like&share“ (отметь и поделись) все, что так или иначе зацепило твое внимание, что это просто вошло в привычку. И только сам пользователь знает что и почему он „лайкнул“, — пояснил эксперт.

„Советское прошлое как ржавчина выступает на корпусе нашей республики. У нас считается нормальным явлением готовность зашпынять человека за его мнение, хотя только суд может определить степень вины. Не надо гнобить людей, сделайте такую страну, в которой хотелось бы жить. Уважение и любовь к государственной символике нужно растить и воспитывать. Это требует немалого времени и усилий. Почему я должен боготворить латвийский флаг? Я что, гражданин этой страны?! 30% экономически активного населения здесь никто. И чего вы хотите от них после этого?“, — заключил Караев.

Ранее сообщалось, что Полиция безопасности Латвии начала уголовный процесс в связи с изображением, размещенным в Facebook группой пользователей Latvijas Padomju Sociālistiskā Republika („Латвийская Советская Социалистическая Республика“). На изображении, появившемся в понедельник 10 ноября в социальных сетях Facebook и Twitter, сделана надпись на русском языке „Носители. Помни о правилах личной гигиены! Вспышка заразы с 11 по 18 ноября“. Среди тех, кто поставил отметку „Мне нравится“ под этим изображением, была учительница 40-й средней школы Татьяна Арсеньева, которая позже заявила, что сделала это по невнимательности. Проверку действий Арсеньевой начала Государственная служба качества образования и она написала заявление об увольнении.

После этого „Латвийская Советская Социалистическая Республика“ опубликовала следующий статус: „Дело, заведённое на нас ПБ, повысило уровень этой скромной трибуны и хочется воспользоваться этим, чтобы высказать несколько соображений. По большому счёту мы пытаемся донести до публики две вещи. Первое — СССР/ЛССР имеет мало общего с демонизированным с помощью передергивания и откровенного вранья образом, созданным и поддерживаемым пропагандой ЛР. Второе — современная ЛР не то что далека от идеала, о чём все догадываются и без нас, это образование, основанное по заветам фашистской диктатуры Ульманиса и чтущее легионеров СС. Символика ЛР — символика СС и фашистской диктатуры. Это голые факты. Сегодня это символика разрушенной социальной инфраструктуры, массовой дискриминации, депопуляции, деиндустриализации и обнищания населения. Это правда, за распространение которой в ЛР заводят дело“.

»Далее. Большинство жителей Латвии не просто родились на её территории, они родились в другой стране и под другим флагом, Сколько вы знаете русских, которые приехали в современную ЛР на заранее известные условия, и от которых разумно ожидать игры по установленным ЛР правилам? К абсолютному большинству из нас ЛР ввалилась незваным гостем, оккупантом. Как убоги и смешны попытки посадить нас на Московский поезд! Мало того, что есть риск лишиться вокзала, но, несмотря на неизбежное тяготение любого русского к метрополии, нам некуда ехать, тут наш дом, не мы тут гости, это ЛР — непрошеный гость в нашем доме! Нас обвиняют в провокации. «Провокация» — это слово, имеющее негативное значение и инстинктивно хочется от него откреститься. Однако, что такое провокация, как не действие, вызывающее ответную реакцию? Действие более слабой стороны, вызывающее реакцию стороны, имеющий физическое или численное преимущество. Например, ношение короткой юбки якобы провоцирует насильника. И что, вы хотите жить в мире ханжества или паранджи? Вам нравится натужное «давайте жить дружно», которое на деле означает игру в одни ворота, по правилам одной стороны? Как добиться соблюдения собственных прав, кроме как пользуясь ими и расширяя пределы допустимого?", — гласит сообщение.